Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Диагностика (греч. «распознание») в философском смысле представляет собой особый вид познания сущности единичного в сравнении с общим. Педагогическая диагностика – это особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, прогнозировать будущее и определять пути их развития или коррекции.
Функции:

  1. воспитательно-побуждающую,

  2. коммуникативную,

  3. конструктивную,

  4. информативную,

  5. прогностическую функции,

  6. функцию обратной связи,

  7. функцию оценки результативности педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика предполагает наличие следующих этапов:

  • анализ - рассмотрение компонентов структуры изучаемого педагогического явления, объекта, процесса и установление связей между их отдельными компонентами;

  • диагностика - оценка общего состояния изучаемого педагогического явления, объекта, процесса (ЯОП) или их компонентов в тот или иной момент функционирования;

  • прогностика - процесс получения опережающей информации об исследуемых ЯОП;

  • коррекция – исправление отклонений в развитии ЯОП;

  • моделирование - разработка цели (общей идеи) создания или дальнейшего развития исследуемых ЯОП и основных путей ее достижения (преобладает мыслительная установка);

  • проектирование - дальнейшая разработка (детализация) созданной модели и доведение ее до практического использования (преобладает преобразовательная установка);

  • конструирование - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к конкретным условиям и реальным участникам воспитательного взаимодействия;

  • планирование - конкретное отображение конструкта в его общих стратегических направлениях и мельчайших деталях

Три ведущих типа:

  1. диагностику личности ребенка (ее интеллектуально-познавательную, эмоциональнонравственную, практико-действенную сферы);

  2. диагностику коллектива и коллективных отношений;

  3. диагностику воспитательного процесса (целей и содержания воспитания, способов реализации целей и содержания воспитания, педагогического взаимодействия, результативности воспитательного процесса).

Требования к педагогическому диагностированию:


  1. тайна (скрытность) цели диагностирования;

  2. отсутствие давления на респондентов;

  3. естественные условия проведения;

  4. анонимность результатов диагностирования;

  5. разнообразие и взаимодополняемость диагностических методик;

  6. репрезентативность данных диагностирования;

  7. единая статистическая обработка данных;

  8. предварительное планирование диагностики.

В педагогике выделяются следующие виды прогнозирования: поисковое (определение будущего состояния ЯОП) и нормативное (определение путей достижения заданного состояния ЯОП). К методам прогнозирования можно отнести моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент, экстраполяция и т.д

Прогностика – проектирование – конструирование – это ключевые звенья диагностической деятельности, целью которой является смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленной в сознании как проект реальных изменений воспитательного процесса.



Социальное становление человека проходит ряд этапов, начиная с социализации, адаптации, индивидуализации и завершая интеграцией человека в социуме.
Социализация – процесс присвоения и воспроизводства социального опыта, культурных ценностей и социальных ролей общества, способствующих развитию и саморазвитию личности человека

Адаптация – процесс приспособления человека к нормам и ценностям общества. Ей присуще преобладание элементов стихийности в процессе освоения человеком социального опыта и культурных ценностей общества.

В социальной педагогике выделяются четыре группы факторов (А.В. Мудрик), объективно влияющих на адаптацию человека в обществе:

  1. мегасреда (Космос, планета, мир);

  2. макросреда (страна, этнос, общество, государство);

  3. мезосреда (географические и климатические условия региона, этно-национальные особенности, языковая среда, средства массовой информации, субкультура);

  4. микросреда (семья, образовательные учреждения, ученический или студенческий коллектив, друзья, соседство и т.д.).

В процессе социального становления человека значительную роль играет

Интеграция – вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и нахождение своей ниши в системе социальных отношений общества.

Индивидуализации – максимальная персонализация в социальной среде, стремление к автономии, независимости, формирование собственной позиции, системы ценностей, неповторимой индивидуальности.

Дезадаптация – нарушение процесса усвоения социальных норм и культурных ценностей общества, возникающее под влиянием негативных социальных факторов и обстоятельств жизни.

Совокупность нарушений или затруднений в процессе адаптации к социальной среде неизбежно приводит к следующему этапу десоциализации человека – девиации, т.е. отклонению человека от системы норм и ценностей общества, зафиксированной в законодательных актах.

Дезинтеграция человека характеризуется неспособностью индивида органично войти в социальную среду, найти свою нишу в системе гуманистических отношений общества.

Педагогический опыт показывает, что триада этапов десоциализации (дезадаптация, девиация, дезинтеграция) без своевременной педагогической коррекции, компенсации и реабилитации развития индивида может завершиться деградацией, т.е. снижением или утратой положительных качеств, вырождением социально-значимых и личностных свойств человека.
Целенаправленное и организованное воспитание, как раздел педагогической науки, призвано ответить на вопросы «как» и «каким образом» развивать и совершенствовать психолого-педагогические, мировоззренческие и морально-нравственные процессы становления человека.

Народная педагогика (воспитание) – народный опыт воспитания, накопленный веками и выраженный в традициях, обычаях, фольклоре, поговорках, пословицах и т.д.

Этнопедагогика – свод (совокупность) правил и норм воспитания, сложившийся в рамках отдельного региона, этноса. «На миру и смерть красна» гласит пословица, прославляющая героику русского человека и призывающая подрастающее поколение к бескомпромиссному служению Отчизне.
Теория в педагогической науке – система основных идей, законов и принципов в области образования и воспитания подрастающего поколения.

Концепция – основной замысел или совокупность ведущих идей автора в исследуемой (в данном случае, педагогической) отрасли знаний.


Система – это совокупность компонентов, составляющих единство и целостность исследуемого явления, где причинно-следственные (структурные) связи компонентов, как правило, отражают ведущие идеи концепции.

Технология отражает операциональное обеспечение педагогической деятельности, направленное на реализацию какого-либо замысла (концепции) или, иными словами, операционально-действенная реализация концепции.
Воспитание исследуется в двух аспектах: как практический раздел педагогики (народное воспитание, этновоспитание, социальное воспитание) и как научный раздел (совокупность закономерностей, принципов, способов, форм успешного развития и саморазвития личности человека).

Объектом научно-педагогического исследования в области воспитания может выступать воспитательная среда вокруг личности воспитуемого: макросреда (природа, социум, государство), мезосреда (географические и климатические условия региона, этно-национальные особенности, языковая среда, средства массовой информации, быт и культура этноса и т.д.); микросреда (школа, 36 семья, друзья и т.д.).

Предметом же научно-педагогического изучения в области воспитания выступает человек во всем многообразии закономерностей и педагогических условий его развития и саморазвития.

Научные задачи в области воспитания:

 Вскрытие закономерностей в области образования и воспитания.

 Изучение и обобщение педагогического опыта в области воспитания.

 Разработка новых концепций, методов, средств, форм и технологий воспитания.

 Прогнозирование воспитания и воспитательной работы на ближайшее будущее.

 Внедрение результатов исследования в области воспитания в практику.