Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностика (греч. «распознание») в философском смысле представляет собой особый вид познания сущности единичного в сравнении с общим. Педагогическая диагностика – это особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, прогнозировать будущее и определять пути их развития или коррекции.
Функции:
-
воспитательно-побуждающую, -
коммуникативную, -
конструктивную, -
информативную, -
прогностическую функции, -
функцию обратной связи, -
функцию оценки результативности педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика предполагает наличие следующих этапов:
-
анализ - рассмотрение компонентов структуры изучаемого педагогического явления, объекта, процесса и установление связей между их отдельными компонентами; -
диагностика - оценка общего состояния изучаемого педагогического явления, объекта, процесса (ЯОП) или их компонентов в тот или иной момент функционирования; -
прогностика - процесс получения опережающей информации об исследуемых ЯОП; -
коррекция – исправление отклонений в развитии ЯОП; -
моделирование - разработка цели (общей идеи) создания или дальнейшего развития исследуемых ЯОП и основных путей ее достижения (преобладает мыслительная установка); -
проектирование - дальнейшая разработка (детализация) созданной модели и доведение ее до практического использования (преобладает преобразовательная установка); -
конструирование - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к конкретным условиям и реальным участникам воспитательного взаимодействия; -
планирование - конкретное отображение конструкта в его общих стратегических направлениях и мельчайших деталях
Три ведущих типа:
-
диагностику личности ребенка (ее интеллектуально-познавательную, эмоциональнонравственную, практико-действенную сферы); -
диагностику коллектива и коллективных отношений; -
диагностику воспитательного процесса (целей и содержания воспитания, способов реализации целей и содержания воспитания, педагогического взаимодействия, результативности воспитательного процесса).
Требования к педагогическому диагностированию:
-
тайна (скрытность) цели диагностирования; -
отсутствие давления на респондентов; -
естественные условия проведения; -
анонимность результатов диагностирования; -
разнообразие и взаимодополняемость диагностических методик; -
репрезентативность данных диагностирования; -
единая статистическая обработка данных; -
предварительное планирование диагностики.
В педагогике выделяются следующие виды прогнозирования: поисковое (определение будущего состояния ЯОП) и нормативное (определение путей достижения заданного состояния ЯОП). К методам прогнозирования можно отнести моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент, экстраполяция и т.д
Прогностика – проектирование – конструирование – это ключевые звенья диагностической деятельности, целью которой является смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленной в сознании как проект реальных изменений воспитательного процесса.
Социальное становление человека проходит ряд этапов, начиная с социализации, адаптации, индивидуализации и завершая интеграцией человека в социуме.
Социализация – процесс присвоения и воспроизводства социального опыта, культурных ценностей и социальных ролей общества, способствующих развитию и саморазвитию личности человека
Адаптация – процесс приспособления человека к нормам и ценностям общества. Ей присуще преобладание элементов стихийности в процессе освоения человеком социального опыта и культурных ценностей общества.
В социальной педагогике выделяются четыре группы факторов (А.В. Мудрик), объективно влияющих на адаптацию человека в обществе:
-
мегасреда (Космос, планета, мир); -
макросреда (страна, этнос, общество, государство); -
мезосреда (географические и климатические условия региона, этно-национальные особенности, языковая среда, средства массовой информации, субкультура); -
микросреда (семья, образовательные учреждения, ученический или студенческий коллектив, друзья, соседство и т.д.).
В процессе социального становления человека значительную роль играет
Интеграция – вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и нахождение своей ниши в системе социальных отношений общества.
Индивидуализации – максимальная персонализация в социальной среде, стремление к автономии, независимости, формирование собственной позиции, системы ценностей, неповторимой индивидуальности.
Дезадаптация – нарушение процесса усвоения социальных норм и культурных ценностей общества, возникающее под влиянием негативных социальных факторов и обстоятельств жизни.
Совокупность нарушений или затруднений в процессе адаптации к социальной среде неизбежно приводит к следующему этапу десоциализации человека – девиации, т.е. отклонению человека от системы норм и ценностей общества, зафиксированной в законодательных актах.
Дезинтеграция человека характеризуется неспособностью индивида органично войти в социальную среду, найти свою нишу в системе гуманистических отношений общества.
Педагогический опыт показывает, что триада этапов десоциализации (дезадаптация, девиация, дезинтеграция) без своевременной педагогической коррекции, компенсации и реабилитации развития индивида может завершиться деградацией, т.е. снижением или утратой положительных качеств, вырождением социально-значимых и личностных свойств человека.
Целенаправленное и организованное воспитание, как раздел педагогической науки, призвано ответить на вопросы «как» и «каким образом» развивать и совершенствовать психолого-педагогические, мировоззренческие и морально-нравственные процессы становления человека.
Народная педагогика (воспитание) – народный опыт воспитания, накопленный веками и выраженный в традициях, обычаях, фольклоре, поговорках, пословицах и т.д.
Этнопедагогика – свод (совокупность) правил и норм воспитания, сложившийся в рамках отдельного региона, этноса. «На миру и смерть красна» гласит пословица, прославляющая героику русского человека и призывающая подрастающее поколение к бескомпромиссному служению Отчизне.
Теория в педагогической науке – система основных идей, законов и принципов в области образования и воспитания подрастающего поколения.
Концепция – основной замысел или совокупность ведущих идей автора в исследуемой (в данном случае, педагогической) отрасли знаний.
Система – это совокупность компонентов, составляющих единство и целостность исследуемого явления, где причинно-следственные (структурные) связи компонентов, как правило, отражают ведущие идеи концепции.
Технология отражает операциональное обеспечение педагогической деятельности, направленное на реализацию какого-либо замысла (концепции) или, иными словами, операционально-действенная реализация концепции.
Воспитание исследуется в двух аспектах: как практический раздел педагогики (народное воспитание, этновоспитание, социальное воспитание) и как научный раздел (совокупность закономерностей, принципов, способов, форм успешного развития и саморазвития личности человека).
Объектом научно-педагогического исследования в области воспитания может выступать воспитательная среда вокруг личности воспитуемого: макросреда (природа, социум, государство), мезосреда (географические и климатические условия региона, этно-национальные особенности, языковая среда, средства массовой информации, быт и культура этноса и т.д.); микросреда (школа, 36 семья, друзья и т.д.).
Предметом же научно-педагогического изучения в области воспитания выступает человек во всем многообразии закономерностей и педагогических условий его развития и саморазвития.
Научные задачи в области воспитания:
Вскрытие закономерностей в области образования и воспитания.
Изучение и обобщение педагогического опыта в области воспитания.
Разработка новых концепций, методов, средств, форм и технологий воспитания.
Прогнозирование воспитания и воспитательной работы на ближайшее будущее.
Внедрение результатов исследования в области воспитания в практику.