Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этапы педагогического исследования:
-
Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. -
Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования. -
Построение рабочих гипотез. -
Выбор методов исследования. -
Проведения исследования и оформление результатов. -
Внедрение в практику.
Требования системного подхода:
-
Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система. -
Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике. -
Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта. -
Определяется структура и организация диагностируемого явления.
Тема 3. Педагогический процесс как целостная система.
Педагогический процесс – это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности (особая система деятельности и формирующиеся в рамках этой системы отношения: преобразовательно-активные, созерцательно-исполнительские или потребительско-иждивенческие).
Характерные черты педагогического процесса:
-
Система динамична -
Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика, их активности, особенно собственной активной позиции ученика. -
Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними.
З аслуга выделения компонентов системы принадлежит Кузьминой Н.В. (работы 1967, 1989 гг.).
По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов.
Структурные компоненты | Функциональные компоненты |
|
|
Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы и никакой из них не может быть выражен через другой.
Исходя из функциональных элементов определяются и функции педагогической деятельности и педагогические способности.
Р азвивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет следующие функциональные компоненты педагогической деятельности:
-
целеопределение; -
информационный компонент; -
прогнозирование; -
принятие решений; -
организация исполнения; -
общение и коммуникация; -
контроль; -
коррекция.
В дальнейшем Митина Л.М., Маркова А.Н. и Сластенин В.А. определяют деятельность учителя через процесс решения психолого-педагогических задач поэтапно:
-
анализ; -
реализация и регулирование; -
учет и оценка результатов.
Параметры:
-
уровень реализации всех функциональных компонентов; -
уровень технологичности; -
время.
Главные характеристики – целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития.
Целостность педагогического процесса состоит в:
-
Единстве обучения, воспитания, развития. -
Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям. -
Единстве цели, средств и результата. -
Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого. -
Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.
«Основа целостности педагогического процесса - есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей» (Ш.А. Амонашвилли).
Этапы педагогического процесса – это последовательность его развития:
-
Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование. -
Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль. -
Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.
Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.
Тема 4. Личность как предмет воспитания
Личность - социальная характеристика человека, способного на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, биологическое и социальное.
В современной педагогике применяется следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель.
Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:
-
разумность; -
ответственность; -
свободу; -
личное достоинство; -
индивидуальность.
Так как личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие» (реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека).
Компоненты структуры личности:
-
система потребностей и мотивов, -
система «деятельностей», -
социальный опыт (знания, умения и привычки поведения), -
психолого-физиологические.
Закономерности развития
1. Детерминированность (причинная обусловленность) развития личности:
а) наследственная обусловленность генетической программой рода, родителей как предпосылка развития личности;
б) социальная обусловленность средой как потенциальным источником развития;
в) обусловленность воспитанием и обучением как управление всей жизнедеятельностью ребенка.
2. Активность саморазвивающейся и самоорганизующейся личности в овладении действительностью и преодолении противоречий.
3. Адаптивность
(приспособление личности к условиям социума, успешное взаимодействие в условиях социальной среды). Недостаточная адаптивность к социальным трудностям приводит к девиантному (отклоняющемуся) поведению, депрессиям, самоубийствам.
4. Неравномерность возрастного развития, проявляющейся в задержках психофизического развития человека (инфантилизме, акселерации и т.д.).
5. Сензитивность возрастного физического развития (наличие наиболее благоприятных периодов для овладения соответствующего возрасту вида деятельности).
6. Единство изменчивости и устойчивости в развитии личности, проявляющееся в разнообразии социальных ролей и устойчивости характера человека. Социальная роль – выработанная обществом программа действий в определенных обстоятельствах.
7. Личность в онтогенезе проходит путь филогенеза.
О сновные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать – это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.
Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.
Параметры развития - способности ребенка, качества его личности, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития - фонды «могу» и «хочу» (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:
-
Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия. -
Несправедливые обвинения, унижения. -
Нервное напряжение, стрессы. -
Одиночество. -
Тотальную неуспешность.
Базовые потребности личности (по Асмолову):
-
Безопасность. -
Знание себя самого. -
Осознание смысла своей жизни (миссия). -
Принадлежность к группе (семье). -
Компетентность. -
Способность человека устоять против любого тоталитарного воздействия. -
Достоинство - ценность самого себя для себя и в глазах других и для других.
Личностнообразующие потребности:
-
в постоянно усложняющейся деятельности (игра, учение, общение, труд); -
в творчестве (жажда постоянной новизны; неординарности, нестандартности); -
в защищенности (уют и благополучие семьи, сплоченный классный или студенческий коллектив, дружный трудовой коллектив и т.д.); -
в достижении определенного статуса (командир звена, лидер класса, студенчества, руководитель на производстве и т.д.); -
в поиске смысла жизни (материальные и духовные ценности, ориентиры и идеалы); -
в потребности быть личностью; -
в самореализации; -
в удовольствии, наслаждении и радости (от процесса деятельности, продукта деятельности или оценки деятельности).
В ектор развития таков: потребности - возможности - сформированные способности.
Л.С. Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей:
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9