Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этапы педагогического исследования:

  1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования.

  2. Вычленение точно очерченного круга явлений, составляющих предмет и объект исследования.

  3. Построение рабочих гипотез.

  4. Выбор методов исследования.

  5. Проведения исследования и оформление результатов.

  6. Внедрение в практику.

Требования системного подхода:

  1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система.

  2. Определяются стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике.

  3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта.

  4. Определяется структура и организация диагностируемого явления.



Тема 3. Педагогический процесс как целостная система.
Педагогический процесс – это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности (особая система деятельности и формирующиеся в рамках этой системы отношения: преобразовательно-активные, созерцательно-исполнительские или потребительско-иждивенческие).

Характерные черты педагогического процесса:

  1. Система динамична

  2. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика, их активности, особенно собственной активной позиции ученика.

  3. Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними.


З аслуга выделения компонентов системы принадлежит Кузьминой Н.В. (работы 1967, 1989 гг.).
По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов.

Структурные компоненты

Функциональные компоненты

  • субъект (педагог);

  • объект педагогического воздействия (ученик);

  • цели обучения и воспитания;

  • предмет их совместной деятельности;

  • средства педагогической коммуникации.




  • гностический включает в себя анализ педагогической ситуации, личности воспитуемого, сопоставление искомого результата с реальным;

  • проектировочный состоит из действий, связанных с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения педагогической задачи;

  • конструктивный проявляется в действиях, связанных с композиционным построением педагогического процесса, урока;

  • коммуникативный заключается в действиях, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений;

  • организаторский состоит из действий, связанных с организацией, например, учебной информации в процессе ее предъявления.





Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы и никакой из них не может быть выражен через другой.

Исходя из функциональных элементов определяются и функции педагогической деятельности и педагогические способности.
Р азвивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет следующие функциональные компоненты педагогической деятельности:

  • целеопределение;

  • информационный компонент;

  • прогнозирование;

  • принятие решений;

  • организация исполнения;

  • общение и коммуникация;

  • контроль;

  • коррекция.

В дальнейшем Митина Л.М., Маркова А.Н. и Сластенин В.А. определяют деятельность учителя через процесс решения психолого-педагогических задач поэтапно:

  • анализ;

  • реализация и регулирование;

  • учет и оценка результатов.

  • Параметры:

    • уровень реализации всех функциональных компонентов;

    • уровень технологичности;

    • время.

  • Главные характеристики – целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития.

    Целостность педагогического процесса состоит в:

    • Единстве обучения, воспитания, развития.

    • Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.

    • Единстве цели, средств и результата.

    • Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.

    • Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.





    «Основа целостности педагогического процесса - есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей» (Ш.А. Амонашвилли).

    Этапы педагогического процесса – это последовательность его развития:

    1. Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.

    2. Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

    3. Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.


    Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.
    Тема 4. Личность как предмет воспитания
    Личность - социальная характеристика человека, способного на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, биологическое и социальное.

    В современной педагогике применяется следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.



    Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель.

    Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

    • разумность;

    • ответственность;

    • свободу;

    • личное достоинство;

    • индивидуальность.

    Так как личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие» (реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека).

    Компоненты структуры личности:

    1. система потребностей и мотивов,

    2. система «деятельностей»,

    3. социальный опыт (знания, умения и привычки поведения),

    4. психолого-физиологические.

    Закономерности развития

    1. Детерминированность (причинная обусловленность) развития личности:

    а) наследственная обусловленность генетической программой рода, родителей как предпосылка развития личности;

    б) социальная обусловленность средой как потенциальным источником развития;

    в) обусловленность воспитанием и обучением как управление всей жизнедеятельностью ребенка.

    2. Активность саморазвивающейся и самоорганизующейся личности в овладении действительностью и преодолении противоречий.

    3. Адаптивность
    (приспособление личности к условиям социума, успешное взаимодействие в условиях социальной среды). Недостаточная адаптивность к социальным трудностям приводит к девиантному (отклоняющемуся) поведению, депрессиям, самоубийствам.

    4. Неравномерность возрастного развития, проявляющейся в задержках психофизического развития человека (инфантилизме, акселерации и т.д.).

    5. Сензитивность возрастного физического развития (наличие наиболее благоприятных периодов для овладения соответствующего возрасту вида деятельности).

    6. Единство изменчивости и устойчивости в развитии личности, проявляющееся в разнообразии социальных ролей и устойчивости характера человека. Социальная роль – выработанная обществом программа действий в определенных обстоятельствах.

    7. Личность в онтогенезе проходит путь филогенеза.
    О сновные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать – это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.

    Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

    Параметры развития - способности ребенка, качества его личности, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития - фонды «могу» и «хочу» (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

    1. Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия.

    2. Несправедливые обвинения, унижения.

    3. Нервное напряжение, стрессы.

    4. Одиночество.

    5. Тотальную неуспешность.


    Базовые потребности личности (по Асмолову):

    1. Безопасность.

    2. Знание себя самого.

    3. Осознание смысла своей жизни (миссия).

    4. Принадлежность к группе (семье).

    5. Компетентность.

    6. Способность человека устоять против любого тоталитарного воздействия.

    7. Достоинство - ценность самого себя для себя и в глазах других и для других.

    Личностнообразующие потребности:

    • в постоянно усложняющейся деятельности (игра, учение, общение, труд);

    • в творчестве (жажда постоянной новизны; неординарности, нестандартности);

    • в защищенности (уют и благополучие семьи, сплоченный классный или студенческий коллектив, дружный трудовой коллектив и т.д.);

    • в достижении определенного статуса (командир звена, лидер класса, студенчества, руководитель на производстве и т.д.);

    • в поиске смысла жизни (материальные и духовные ценности, ориентиры и идеалы);

    • в потребности быть личностью;

    • в самореализации;

    • в удовольствии, наслаждении и радости (от процесса деятельности, продукта деятельности или оценки деятельности).


    В ектор развития таков: потребности - возможности - сформированные способности.
    Л.С. Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей:
    • 1   2   3   4   5   6   7   8   9