Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория и методика обучения и воспитания
Конспект
Тема 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.
Педагогика — это наука, занимающаяся изучением закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим; это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Объект педагогики – это явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. (Например, образование – явление действительности; целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства)
Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Педагогическая наука:
-
исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса; -
разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание; -
создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.
Функции педагогической науки
Функция | Уровни, на которых она реализуется |
Теоретическая |
|
Технологическая |
|
Задачи педагогики:
-
Выявление закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. -
Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. -
Прогнозирование образования - педагогическая футурология. -
Внедрение результатов исследования в практику.
Вопросы педагогики:
-
Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать? -
Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? -
Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?
Педагогические категории – основные педагогические понятия.
Педагогическая категория | Определение |
Воспитание | – это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. (Смирнов С.А) |
Обучение | – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. |
Образование | – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. (Бабанский Ю.К.) |
Формирование | – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности). |
Развитие | – реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека. |
Социализация | – развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества. |
Педагогическая деятельность | – это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова). |
Педагогическое взаимодействие | – это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка. |
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке.
Развитие педагогики
Современная педагогическая система наук о воспитании:
-
Фундамент - философия и история образования. -
Общая педагогика:
-
теоретические основы; -
дидактика; -
теория воспитания; -
школоведение;
Возрастная педагогика:
-
дошкольная; -
школьная; -
профессионально-техническая; -
педагогика высшей школы;
Социальная педагогика:
-
семейная педагогика; -
перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая); -
музейная педагогика; -
театральная педагогика и т.д.
Специальная педагогика:
-
сурдопедагогика; -
тифлопедагогика; -
олигофренопедагогика.
Методика преподавания предмета.
Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
Военная педагогика.
Педагогика третьего возраста.
Межнаучные связи педагогики:
-
С психологией: общий объект изучения — это процессы развития и формирования личности. -
С физиологией (наука о жизнедеятельности целостного организма): особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью. -
С социологией: результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления. -
С философией: опорные методологические положения. -
С историей, географией, литературой: человек, сфера его обитания - все интересует педагогику. -
С кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы). -
С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).
Тема 2. Методология и методы педагогических исследований
М
етодология
- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Основные методологические подходы в педагогике
№ | Название подхода | Суть | Представители |
1 | Личностный (гуманистическаий) | Личность – это продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. | Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др. |
2 | Культурологический | Аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. | Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова |
3 | Системный | Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. | Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин |
4 | Деятельностный | Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию). | А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова |
5 | Полисубъектный (диалогический) | Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. | М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова |
6 | Этнопедагогический | Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. | |
7 | Антропологический | Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. | К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад |
8 | Компетентностный | В образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. | О.Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской |
Эти подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
-
Определить её действительные проблемы и способы их разрешения. -
Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию). -
Реализовать гуманистическую парадигму образования. -
Выявить свою личностную позицию.
Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений.
Особенности методов педагогических исследований:
-
Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития); -
Неповторимость; -
Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).
Конечная цель педагогических исследований - установление закономерностей в педагогических процессах.
Принципы выбора методов исследования:
-
Принцип адекватности метода -
Принцип совокупности методов исследования.
Классификация методов исследования
Теоретические методы | | |
Научно-прикладные | Экспериментальные Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. | Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) |
|
| |
| 2. Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений. | |
| 3. Методы изучения коллективных явлений (социологические):
Различают:
Виды:
Типы:
|