Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория и методика обучения и воспитания

Конспект
Тема 1. Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.
Педагогика — это наука, занимающаяся изучением закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим; это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Объект педагогики – это явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. (Например, образование – явление действительности; целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства)

Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Педагогическая наука:

  1. исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса;

  2. разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание;

  3. создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки

Функция

Уровни, на которых она реализуется

Теоретическая

  • Описательный, объяснительный

  • Диагностический

  • Прогностический

Технологическая

  • Проективный

  • Преобразовательный

  • Рефлексивный






Задачи педагогики:

  1. Выявление закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.

  2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

  3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.

  4. Внедрение результатов исследования в практику.



Вопросы педагогики:

  1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?

  2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?

  3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?




Педагогические категории – основные педагогические понятия.


Педагогическая категория

Определение

Воспитание

– это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

– процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. (Смирнов С.А)

Обучение

– это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование

– это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. (Бабанский Ю.К.)

Формирование

– процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

Развитие

– реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Социализация

– развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность

– это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Педагогическое взаимодействие

– это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.





Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке.


Развитие педагогики

Современная педагогическая система наук о воспитании:

  1. Фундамент - философия и история образования.

  2. Общая педагогика:

  • теоретические основы;

  • дидактика;

  • теория воспитания;

  • школоведение;

  • Возрастная педагогика:

    • дошкольная;

    • школьная;

    • профессионально-техническая;

    • педагогика высшей школы;

  • Социальная педагогика:

    • семейная педагогика;

    • перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);

    • музейная педагогика;

    • театральная педагогика и т.д.

  • Специальная педагогика:

    • сурдопедагогика;

    • тифлопедагогика;

    • олигофренопедагогика.

  • Методика преподавания предмета.

  • Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).

  • Военная педагогика.

  • Педагогика третьего возраста.

    Межнаучные связи педагогики:

    1. С психологией: общий объект изучения — это процессы развития и формирования личности.

    2. С физиологией (наука о жизнедеятельности целостного организма): особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.

    3. С социологией: результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления.

    4. С философией: опорные методологические положения.

    5. С историей, географией, литературой: человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.

    6. С кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).

    7. С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).


    Тема 2. Методология и методы педагогических исследований

    М
    етодология

    - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

    Основные методологические подходы в педагогике



    Название подхода

    Суть

    Представители

    1

    Личностный (гуманистическаий)

    Личность – это продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

    Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.

    2

    Культурологический

    Аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

    Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова

    3

    Системный

    Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса - педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.


    Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин

    4

    Деятельностный

    Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).

    А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова

    5

    Полисубъектный (диалогический)

    Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

    М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова

    6

    Этнопедагогический

    Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.




    7

    Антропологический

    Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

    К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад

    8

    Компетентностный

    В образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

    О.Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской



    Эти подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

    1. Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.

    2. Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).

    3. Реализовать гуманистическую парадигму образования.

    4. Выявить свою личностную позицию.

    Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений.

    Особенности методов педагогических исследований:

    • Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);

    • Неповторимость;

    • Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

    Конечная цель педагогических исследований - установление закономерностей в педагогических процессах.

    Принципы выбора методов исследования:

    • Принцип адекватности метода

    • Принцип совокупности методов исследования.

    Классификация методов исследования

    Теоретические методы




    Научно-прикладные

    Экспериментальные

    Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

    Эмпирические (проводятся в жизненных условиях)

    1. По масштабу:

    • глобальный

    • локальный

    • микроэксперимент

    1. Традиционно-педагогические методы:

    • наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;

    • изучение педагогического опыта - организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;

    • изучение первоисточников;

    • изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);

    • изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);

    • беседа;

    • интервью - различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.




    1. По цели:

    • констатирующий (изучаются существующие педагогические явления)

    • проверочный уточняющий (проверяется гипотеза)

    • формирующий-созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).

    2. Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.


    1. По месту проведения:

    • естественный

    • лабораторный

    3. Методы изучения коллективных явлений (социологические):

    • Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.

    Различают:

        • по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);

        • по открытости (самостоятельный ответ);

        • закрытые (выбор из готовых вариантов).

    Виды:

        • полные;

        • урезанные.

    Типы:

        • пропедевтические;

        • контрольные.

    • Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.

    • Статистические методы:

      • регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);

      • ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);

      • шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.