Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая тенденция – это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

Третья тенденция – это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на самофинансирование. И еще одна тенденция состоит во включении вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся образовательных систем.

В системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений. Критерии оценки нововведений:

  1. Масштаб преобразования вуза. Нововведения могут вводиться в рамках только одного факультета или направления и связаны, например, с изменением учебного плана и образовательных программ. Более масштабные преобразования могут охватывать структуру управления, формы организации учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, сферу международного сотрудничества и другое. Если же весь вуз реализует идею перспективного развития, то введение разного вида новаций приобретает полномасштабный характер и охватывает, как правило, все звенья и элементы системы.

  2. Степень глубины осуществляемого преобразования. В рамках данного критерия возможно обновление по аналогии или прототипу, уже известному в мировой практике. Это касается всех элементов и звеньев высшего учебного заведения - учебной дисциплины, деятельности преподавателя и студента, организации отбора абитуриентов. Комбинаторное нововведение предполагает структурное, а не содержательное обновление. Например, включение в структуру университета академической гимназии как школы. Другим примером может быть создание комплекса «педагогическая гимназия - педагогический колледж - педагогический университет». Радикальное изменение в системе высшего образования связано, например, с открытием частного вуза, переходом высшего учебного заведения на разные источники финансирования, с переходом всего вуза на дистанционную форму обучения студентов.

  3. Степень новизны по фактору времени. В рамках этого критерия нововведения классифицируют как «замещающие», «отменяющие», «открывающие» и рет-ровведения. В первом случае вместо устаревшего учебника, например, или технического средства вводятся новые, более современные. Суть отмены - в прекращении деятельности какой-то подструктуры вуза в связи с ее бесперспективностью, в этом-то и состоит новизна. «Открывающее» - это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения - это освоение вузом чего-то давно забытото и упраздненного.


В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования.

В современной России система образования непрерывно развивается и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие.
Тема 15. Философия и история образования, теоретико-методологические основы

Философия и история образования - это система педагогических идей, учений, взглядов на образование и воспитание человека, наука, изучающая историко-педагогический процесс во всей его конкретности и многообразии.

Историко-педагогический процесс - это теория и история процессов образования, воспитания и развития человека в процессе исторического развития общества.

Объект - историко-педагогический процесс.

Предмет - закономерности и этапы историко-педагогического процесса, педагогические теории и учения.

Задачи:

  1. Выяснение закономерностей и этапов историко-педагогического процесса.

  2. Изучение философско-педагогических взглядов, идей, учений о воспитании и образовании.

  3. Изучение становления и развития школы и различных систем образования в процессе исторического развития человечества.

  4. Внедрение в практику.

  5. Прогнозирование образования.

Методология - система способов и принципов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологические подходы, которые используются при изучении философии и истории образования:

  1. Антропологический, связанный с развитием человека (социолого-антропологическая теория Ш. Летурно).

  2. Конкретно-исторический, связанный с периодизацией истории - древнейший мир (первобытное общество), древний мир (3 тыс. лет до н.э. - 3в. н.э.), средние века (4-16 в.в.), новое время (17-19 в.в.), новейшее время (20-21 в.в.).

  3. Цивилизационный, изучающий развитие образования в разных цивилизациях: античной, восточной, американской и т.д.

  4. Формационный, связанный с общественно-экономическим строем -рабовладельческим, капиталистическим, демократическим и т.д. (социолого-психологическая теория П. Монро).

  5. Аксиологический, связанный с развитием культуры и ценностей, анализом ценностей как основы для определения целей воспитания (духовно-культурологическая теория К. Шмидта, К. Вентцель).


Все подходы взаимосвязаны между собой.

Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: научность, систематичность и последовательность, историзм, культурологический, принцип целостного подхода.

Этапы в истории образования выделены П. Каптеревым по субъекту целеполагания (кто определяет цели воспитания):

  1. Общинно-семейный.

  2. Церковный.

  3. Государственный.

  4. Общественно-демократический.

Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает знания о человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Изучение истории педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры.

Методика – это система методов, путей, приемов и средств взаимодействия субъектов воспитания, способствующая достижению совместного воспитательного результата.

Методика коллективной творческой деятельности – совокупность методов, форм и приемов коллективного взаимодействия, способствующей развитию индивидуальности, самостоятельности, сотрудничества и сотворчества детей.

В методике коллективной творческой деятельности действует закон четырех «С», когда дети сами придумывают, сами планируют, сами организуют и сами оценивают проведенное дело.

Принципиальные положения КТД:

1. коллективный характер

2. творческий характер

3. деятельностный характер

4. разновозрастной характер

5. технологичность

В методологическом обосновании теории воспитания мы исходим из четырехуровневой градации методологии Э.Г. Юдина. Она включает в себя философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни педагогической методологии.

Философский уровень методологии воспитания. Философия по праву является источником методологического обоснования научно-педагогического исследования. Можно отметить и тот факт, что педагогика в понятийном плане «разговаривает» на языке философии, используя такие общетеоретические категории, как «закономерность», «принцип», «противоречие», «логика» и др. Суть же таких педагогических понятий, как «образовательный процесс», «система», «структура» и т.п., содержательно можно охарактеризовать только с учетом их исходного философского значения. Однако сама философия не дает готовых ответов в науке, а лишь вооружает способом получения нового научного знания.


Целью педагогического исследования на этом уровне является определение методов, приемов, принципов научного познания и преобразования изучаемого объекта с позиций определенной философской парадигмы. Именно на философском этапе методологического обоснования исследователь пытается ответить на вопросы:

  • Как должна исследоваться интересующая проблема?

  • Какие методологические принципы философского уровня познания определяют основные направления научно-педагогического исследования?

  • Какие методы науки должны использоваться в данном исследовании?

  • Какие ориентиры должны служить руководством в научно-исследовательской работе?


Общенаучный уровень методологического обоснования.

Содержание общенаучного уровня методологического обоснования представляет собой совокупность конкретных методологических знаний, свойственных многим дисциплинам (наукам), и используемых в интересующей исследователя области знаний.

Функции:

  1. аналитическая (осмысление реальной действительности, ее анализ, оценка);

  2. ориентационная (осведомленность в условиях реальной жизни, практике, в человеческих отношениях, политике и религии, выбор оптимальных из них);

  3. прогностическая (предвидение изменений в природе и обществе, в человеке и познании);

  4. информационная (обеспечение связи и взаимопонимания между странами, общественными системами, отраслями производства, наукой, культурой и др.);

  5. инновационная (проникновение открытий в науку, общественную практику, культуру, здравоохранение и образование);

  6. моделирующая (создание идеальных схем, моделей происходящих процессов и явлений прошлого, настоящего и грядущего);

  7. системообразующая (образование из разрозненных сведений, фактов системы знаний, представлений в виде концепций и теорий, определяющих сознание и самосознание человека и человечества);

  8. оптимизирующая (обеспечение оптимального решения проблем, возникающих перед человеком и обществом).

Конкретно-научный (педагогический) уровень методологии – это совокупность подходов, теорий, концепций и принципов, используемых в исследовании в рамках конкретной науки. В контексте педагогики к ним можно отнести гуманистический, личностно ориентированный, деятельностный, управленческий, социально-педагогический подходы к исследовательской деятельности.

Технологический уровень методологии воспитания.

Иными словами, эффективность педагогических идей и теоретических подходов определяется уровнем их технологической разработанности и практической реализации в образовательном учреждении. Таким образом, операционально-технологическое обеспечение любой воспитательной концепции производится в рамках четвертого – технологического уровня методологии.