Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 614

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Становление этой школы связано с именем А. Файоля (1841 – 1925).

Что является целью этой школы?

  1. повышение эффективности функционирования больших групп работников,

  2. создание универсальных принципов управления.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта:

  1. разработку рациональной структуры организации;

  2. построение на её основе рациональной системы управления персоналом, которая представляет собой бюрократическую модель.

Какой принцип организации предлагал А. Файоль?

Он предлагал соответствие людей структуре, т.е.

В начале необходимо создать продуманную структуру, где нет дублирования функций и лишних уровней управления, а затем уже подыскивать подходящих людей.

На основе разработок А. Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, основывающаяся на четырёх принципах:

  1. чёткое функциональное разделение труда;

  2. передача команд и распоряжений сверху вниз;

  3. единство распорядительства («никто не работает более чем на одного руководителя»);

  4. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчинённых).

Такая модель организации, по мнению М. Вебера (1864-1920), является наиболее эффективной системой управления

.

Он ее назвал бюрократической.

Бюрократия в организации характеризуется:

  • быстротой принятия решений;

  • оперативностью в решении производственных вопросов;

  • а жёсткость связей в бюрократических структурах способствует их устойчивости и чёткой направленности на достижение целей организации.

В чём недостаток административной школы управления?

Её сторонники пытались поднять эффективность организации посредством выполнения административных процедур, при этом игнорируя человека и его потребности, и не смогла осознать значимость эффективности мотивации труда.

Школа человеческих отношений.

Становление этой школы связано с именем Э. Мэйо (1880-1948).

Эта школа зародилась в ответ на неспособность со стороны классических школ осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации и управления.

Невнимание к человеческому фактору отрицательным образом сказывалось на работе «рациональных организаций», которым не удавалось повышать эффективность деятельности несмотря на наличие ресурсов.

Концепция «человеческие отношения» сформировалась по итогам проведения ряд исследований, под руководством Э. Мэйо, получивших название «хотторнские эксперименты».


Целью этих экспериментов было:

Изучить влияние различных факторов на эффективность производства:

  • Условий труда;

  • организации труда;

  • заработной платы;

  • межличностных отношений;

  • стиля руководства.

Каковы последствия «хотторнских экспериментов»?

К каким же выводам пришёл Э.Мэйо?

1. в противовес подходу к работнику с позиций биологизма, когда эксплуатируются в основном такие ресурсы работника, как

  • физическая сила,

  • навыки,

  • интеллект, (что характерно было для научной и административной школы управления)

1. здесь (в школе человеческих отношений) член организации стал рассматриваться с точки зрения социально-психологического подхода;

2. мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, как считали сторонники научной школы управления, а разнообразные потребности, которые с помощью денег лишь частично могут быть удовлетворены;

3. Э. Мэйо и его последователи были убеждены, что конфликт между человеком и организацией можно полностью решить, если удовлетворить социальные и психологические потребности, причём предприниматели только выиграют, поскольку при этом как правило, резко возрастает производительность труда.

Таким образом, по итогам проведенных исследований был сделан вывод об особой роли в производстве человеческого фактора.

В целом суть доктрины «человеческих отношений» может быть сведена к следующим положениям:

  1. человек – «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе;

  2. труд человека, если он интересен и содержателен – может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра;

  3. средний человек стремится к ответственности и эти качества нужно использовать на производстве;

  4. роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и универсальными;

  5. производственная организация – это в том числе сфера удовлетворения социальных потребностей человека, и, т.о., решения социальных проблем общества;

  6. для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах:


  • о властных отношениях,

  • иерархии,

  • жестком программировании,

  • специализации труда.

Что определяет, по мнению сторонников концепции «человеческих отношений», эффективность управления?

  1. Наличие в организации Неформальной структуры и прежде всего малой группы;

  2. Взаимодействие людей;

  3. Общий контроль;

  4. Самодисциплина;

  5. Наличие Возможностей для творческого роста;

  6. Коллективное вознаграждение;

  7. Отказ от узкой специализации;

  8. Отказ от единоначалия;

  9. Демократический стиль руководства;

  10. Соответствие структуры людям, а не наоборот.

Школа поведенческих наук (бихевиористическое направление)


Целью этого направления в управлении является:

  1. Разработать методы налаживания человеческих отношений.

  2. Повысить эффективность организации за счёт повышения её человеческих ресурсов.

Наиболее видными представителями этой школы называют:

Ренсиса Лайкерта,

Дугласа Макгрегора,

Абрахама Маслоу,

Фредерика Херцберга.

Разработкой каких вопросов они занимались?

Они изучали:

  • различные аспекты социального взаимодействия;

  • характер власти и авторитета;

  • влияние лидерства в организации;

  • организационную культуру,

  • коммуникации в организации,

  • изменение содержания работы и качества трудовой жизни;

  • разрабатывали различные способы мотивации персонала.

Что считается основными достижениями школы поведенческих наук?

  • Применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости работой и производительности труда;

  • Применение науки о человеческом поведении для формирования организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

  • Был сделан вывод о том, что для достижения эффективности управления социальной организацией необходимо научиться управлять поведением людей как членов этой организации.

  1. Социальная среда и управление человеческим ресурсом

Какими обстоятельствами объясняется важность управления человеческими ресурсами?

Это объясняется следующими обстоятельствами:

1. Управление человеческими ресурсами непосредственно влияет на капитализацию, т.е. стоимость компании.

Растёт доля нематериальных активов в общей сумме активов организации, а именно:

  • бренд,

  • интеллектуальный потенциал персонала,

  • кадровая политика.

2. Управление человеческими ресурсами является одним из факторов, обеспечивающих лидерство в конкурентной борьбе, поскольку оно относится к числу важнейших «внутренних компетенций» компании.

Управление человеческими ресурсами выдвигается в число важнейших конкурентных преимуществ компании, становится гарантией её успеха и выживаемости в условиях усиления конкуренции.

3. По оценкам специалистов, именно управление человеческими ресурсами позволяет компаниям переходить из числа хороших, успешно работающих, в
число выдающихся компаний, лидирующих в определённом сегменте рынка.

В области теории управления человеческими ресурсами выделились и развивались три основных подхода:

  • экономический;

  • организационный;

  • гуманистический.

Экономический подход

В рамках экономического подхода ведущее место отводилось технической (т.е. направленной на овладение трудовыми приёмами), а не управленческой подготовкой людей на предприятии.

Организация рассматривалась наподобие огромного механизма, все части которого строго подогнаны друг к другу.

Организационный подход

В рамках организационного подхода сформировался новый взгляд на персонал, который стали считать не трудовым, а человеческим ресурсом, т.е. как совокупность социокультурных и социопсихологических характеристик.

Отделы человеческих ресурсов стали осуществлять деятельность руководства в следующих направлениях:

  • Человеческие отношения (т.е. упор делался на организацию группового поведения и взаимодействия людей);

  • Трудовые отношения (т.е. совершенствование оплаты труда, взаимодействие с профсоюзами);

  • Управление персоналом (т.е. набор, обучение и расстановка кадров);

  • Инженерное проектирование (это направление предполагает учет человеческих возможностей при проектировании средств труда).

В рамках организационного подхода были сформулированы ряд рекомендаций для управления персоналом:

  • при столкновении с внешней, сложной и непредсказуемой средой, необходимо культивировать у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность;

  • Следует вырабатывать у сотрудников мультивариантный подход к анализу проблемы или ситуации;

  • инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между сторонниками различных точек зрения, что может приводить к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения;

Гуманистический подход

Гуманистический подход исходит из представления об организации как о культурном феномене.

Этот подход фиксируется на собственно человеческой стороне организации:

  • Насколько работники предприятия интегрированы в существующую систему ценностей (т.е. в какой степени они безоговорочно принимают её как «свою собственную»;

  • Насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности.