Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 731
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какие существуют направления менеджерской деятельности в сфере управления человеческими ресурсами?
-
развитие персонала; -
подбор кадров; -
расстановка кадров; -
формирование организационной культуры; -
планирование карьеры и др.
Что осложняет деятельность руководителя, принимающего решения управления человеческими ресурсами?
-
Уникальность коллектива; -
Многоаспектность факторов влияния; -
Сложность формализации отношений; -
Трудность количественной оценки отношений; -
Сложность прогнозирования; -
Стереотипы и предубеждения, существующие у сотрудников; -
Мотивация персонала; -
Власть и политика; -
Субъективное понимание социальной справедливости; -
Законность
Что является внешними условиями, оказывающими влияние на принятие решений по управлению человеческими ресурсами?
-
Законодательная и нормативная база; -
Состояние рынка труда; -
Налоговая политика; -
Уровень инфляции; -
Миграционная политика; -
Социальное партнерство; -
Система образования; -
Система здравоохранения; -
Национальные особенности.
Что является внутренними условиями, оказывающими влияние на принятие кадровых решений?
-
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ -
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ -
ТЕХНОЛОГИЯ И ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА -
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА -
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Какие внутренние переменные, влияют на управление человеческими ресурсами?
-
Демографические особенности работников -
Уровень образования -
Опыт работы -
Способности -
Личные качества -
Потребности -
Мотивация -
Отношение к работе
Каково содержание менеджерской деятельности в сфере управления человеческими ресурсами?
-
Создание материальных и социальных предпосылок для обеспечения эффективной управленческой деятельности; -
Стратегическая, инновационная деятельность, ориентированная на развитие организации управленческой деятельности; -
Рациональное использование и активизация социоинженерной практики;
Какими факторами обусловливается и усложняется работа с человеком как ресурсом?
-
Дифференцированностью черт личности; -
Зрелостью личности; -
Различием жизненных стратегий; -
Ценностных ориентаций; -
Установок и мотивов; -
Разными типами и уровнями социализации; -
Принадлежность личности к разным социальным и этническим группам и др.
Какие задачи решает менеджер по управлению человеческими ресурсами?
1. Создание и внедрение более совершенных средств и методов, направленных на рационализацию работы с человеческими ресурсами, т.е.:
-социальных технологий,
-организационных проектов.
2. Разработка кадровой стратегии как элемента общей стратегии организации, т. о. участие в определении стратегических ориентиров развития организации.
4. Социальная иерархия и социальная ответственность субъектов управления
Что такое «социальная иерархия» и на основе каких универсальных законов она выстраивается?
«Социальная иерархия» - это совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных к наиболее престижным и вознаграждаемым.
Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления.
Она выстраивается в соответствии с 13-ью универсальными законами:
-
«Принцип пирамиды» -
«Перевёрнутая пирамида» -
«Социального неравенства» -
«Социальной поляризации» -
«Социальной дистанции» -
«Сохранения status quo иерархии» -
«Скорость обновления» -
«Качество решений» -
«Закон иерархии» -
«Объём ответственности» -
«Закон мотивации» -
«Закон ответственности -
«Социальные фильтры»
Универсальные законы социальной иерархии
Закон №1. «Принцип пирамиды»
Закон №2. «Перевёрнутая пирамида»
Закон №3. «Социального неравенства»
Закон №4. «Социальной поляризации»
Закон № 1 «Принцип пирамиды»
Первый закон: количество вакансий (рабочих мест или должностей), расположенных внизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху.
Благодаря тому, что вакансий наверху меньше, а желание занять их присутствует у большинства, появляется возможность отбирать людей: возникает конкуренция.
Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии.
Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага.
Закон № 2 «Перевёрнутая пирамида»
Второй закон: количество социальных благ, которые получают те, кто наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу.
Таким образом, получается обратная (перевёрнутая) пирамида.
Закон № 3 «Социального неравенства»
Согласно этому закону в социальной иерархии большинством социальных благ всегда обладает меньшинство населения, и наоборот.
Закон № 4 «Социальной поляризации»
В любом обществе существуют две экстремальные точки, в которых количество благ и вакансий находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. большинство людей обладают меньшинством социальных благ, а меньшинство – большинством благ.
Что предполагает социальная поляризация?
-
Либо отсутствие в составе населения среднего класса, который заполняет пространство между полюсами и делает переход от одного полюса к другому постепенным; -
либо его незначительное присутствие, в результате чего он не имеет возможности влиять.
Универсальный закон социальной иерархии
Закон №5 «Социальной дистанции», который характеризуется несколькими эмпирически наблюдаемыми признаками:
-
чем больше уровней в иерархии, тем дальше стоят друг от друга полюса богатства и бедности; -
чем больше уровней в иерархии и чем длиннее расстояние между соседними статусными позициями, тем труднее индивиду преодолеть эту дистанцию в течение жизни; -
чем больше уровней в иерархии и длиннее дистанция между полюсами, тем менее прозрачной для общественности является социальная пирамида; -
чем труднее низам контролировать действия верхов, тем шире диапазон свободы маневра и выше вероятность использования верхами нелегитимных действий; -
тем с большей вероятностью люди, занимающиеся поддержанием этой пирамиды, будут стремиться к ее сохранению, а не изменению; -
в большей степени судьба отдельного чиновника будет зависеть не от его личных способностей, а от правил игры и от существующих в иерархии традиций; -
с большей вероятностью продвижение по службе будет связано не с конкурсной борьбой, а со старшинством и выслугой лет; -
вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а пропускные фильтры становиться жестче.
Универсальные законы социальной иерархии:
Закон №6. «Сохранения status quo иерархии»
Закон №7. «Скорость обновления»
Закон №8. «Качество решений»
Закон №9. «Закон иерархии»
Закон №6 «Сохранения status quo иерархии», который гласит:
чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия: тем выше мотивация сохранить, а не разрушить ее.
Закон №7 «Скорость обновления»
чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия:
-
тем ниже скорость ее социального обновления, -
тем меньше количество управленческих инноваций приходится на единицу времени.
Закон № 8 «Качество решений»
качество принимаемых решений и цена допускаемых ошибок повышаются с каждым следующим уровнем управления;
Закон № 9 «Закон иерархии»
с каждым последующим уровнем иерархии возрастает количество людей, на которых распространяется принимаемое решение.
Власть и ответственность – два тесно связанных между собой понятия, которые не должны, хотя вполне могут, существовать друг без друга.
Универсальные законы социальной иерархии:
Закон №10. «Объём ответственности»
Закон №11. «Закон мотивации»
Закон № 10 «Объём ответственности»
объём ответственности, которым обладают стоящие на верху, всегда больше объёма ответственности стоящих внизу.
Если социальные благо – это то, что привлекает людей к властным постам, то ответственность, сопровождающая их занятие, выступает отталкивающим фактором.
Закон № 11 «Закон мотивации»
благодаря высокой степени ответственности высокие посты иерархии являются мотивационно негативными, хотя остаются социально привлекательными.
В рационально организованной системе управления негативная и позитивная мотивация, так же как власть (право) и ответственность (обязанности) должны быть уравновешены на всех уровнях иерархии.
Универсальный закон социальной иерархии:
Закон №12. «Закон ответственности»
В рациональной организации объём власти и объём ответственности на каждом уровне иерархии равны, т.е. на всех трёх уровнях пирамиды (иерархии) – высшем, среднем и низшем – должно соблюдаться уравнение:
В (власть) = О (ответственность).
Если равенство нарушается, то в этом случае власть почти безгранична, а ответственность минимальна.
Какова мотивационная структура власти и ответственности?
Мотивационная структура власти и ответственности разная.
Более того, они мотивационно несимметричны:
люди жаждут власти, но не хотят ответственности за свои поступки.
Вместе с тем, одно без другого невозможно: в противном случае общество развалится.
Универсальный закон социальной иерархии:
Закон №13. «Социальные фильтры»
Вообще - Социальная иерархия
это система фильтров, пропускающая наверх тех людей, которые не столько умны, воспитаны или нравственны, сколько
-
социально адаптированы, -
обладают специальными знаниями -
навыками управленческой культуры.
Закон № 13 «Социальные фильтры»
представляет собой систему социальных фильтров, жесткость которых по мере продвижения наверх возрастает, а пропускная способность убывает.
Критерии отбора и аттестации для кандидатов, стремящихся занять более высокие вакансии, с каждым уровнем усложняются.
Какую серьезную проблему способно породить чрезмерное ужесточение социальных фильтров?
-
Чем жестче в иерархии фильтры-барьеры и притягательнее высшие посты, тем больше количество людей, неспособных идти прямо, будут искать обходные пути. -
Обходные пути смягчают жесткость социальных фильтров и помогают продвинуться наверх тем, кто этого совсем не заслуживает. -
Это ведет к деградации управленческой элиты снижению доверия народа властным институтам в целом.
В чем суть конфликтной вертикали в управленческой иерархии?
-
Конкуренция за обладание вакансиями в управленческой иерархии увеличивается снизу-вверх, -
соответственно, количество и глубина конфликтов увеличивается в том же направлении.
В результате в управленческой пирамиде складываются социальные взаимодействия:
-
формы сотрудничества и соперничества; -
переплетение всевозможных интриг, слухов, устранения соперников; -
временных коалиций врагов-друзей; -
межподразделенческие стычки; -
соперничество за выгодные заказы, за полномочия.