Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

138
относительности: «Эти идеи пришли не облеченными в слова. Я вообще очень редко думаю словами»
12
Игры и упражнения для развития творческого воображения
1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Так, например, задание «Закончи рисунок» входит в качестве одного из субтестов в тест креативности П. Торренса. Можно предложить детям выполнить похожее задание.
Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. — и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. (рис. 22).
Рис. 22.
Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.
2. К этому же типу относится и проба О. М. Дьяченко «Художник»
13
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения.
Материал к заданию представлен на рисунке 23.
Рис. 23.

139
Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. в каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».
Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время.
Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название.
Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.
Это задание также можно использовать для изучения развития воображения. Для этого выполнение задания оценивается в баллах:
0 баллов — ничего не нарисовал;
1 балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки;
2 балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;
3 балла — сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.
По данным обследования И. М. Никольской и Г. Л. Бардиера
14
, проведенного с использованием этого задания, дети 6—7 лет получили среднюю оценку 1,83.
Причем девочки получили в среднем 2,1 балла, мальчики — 1,6. Это задание для некоторых мальчиков оказалось особенно трудным — 16% из них выполнить его не смогли.
Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок.
Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.
3. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру.
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
4. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник
Дж. Родари. Она может быть использована при работе с группой детей.
В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы,
если...?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое.
Пусть подлежащим будет «город», а сказуемым — «летать». «Что было бы,
если бы город начал летать?»
15
Для игры надо приготовить 10 карточек: 5
— с существительными и 5 — с глаголами. Например, на пяти — стол, телефон, светофор, ложка, утюг, а


140
на остальных — летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну стопку — существительные, в другую — глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки в каждой из стопок перемешиваются.
Играющий должен не глядя вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?» Например, из первой стопки вытащено слово «утюг», а из второй — «мечтать». Ребенок должен задать вопрос: «Что было бы, если бы утюг стал мечтать?» — и придумать на него как можно больше ответов.
В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество карточек в каждой стопке, менять слова.
Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время прогулки:
«Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету». Дети с готовностью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный взрослым. Ему остается только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое воображение, сверять с действительностью.
Младшие школьники и младшие подростки с удовольствием придумывают сказки.
Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.
Можно попросить детей представить, что хорошо знакомые им предметы, вещи могут чувствовать, переживать, разговаривать, и предложить прислушаться к «разговорам» вещей. Какие же различия в воображении детей наблюдаются!
У одних вещи «рассказывают» от своего имени лишь то, что известно об этой вещи автору сочинения. Так, стол у них «рассказывает» о том, как он был деревом, которое потом срубили, распилили на доски и т. д. Другим же детям этот стол смог
«поведать» о людях, которые за ним едят, работают, беседуют.
5. «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Этот прием предложен педагогом М. Карнe. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что бы они подумали или сделали на месте героя.
Затем взрослый задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа.
После этого взрослый рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться.
Выделяются следующие характеристики, которые позволяют судить о том, что ребенок, выполняющий задания такого типа, действительно фантазирует, включен в процесс творчества:


141
— ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет;
— ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие содержание вопросы;
— дает подробное описание содержания и объектов сказки;
— вводит новых героев;
— меняет направление развития сюжета;
— демонстрирует хорошую память;
— использует жесты и мимику;
— проявляет высокий уровень речевой активности.
6. Упражнение «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...»
7. Сочинение сказок, историй. Школьникам предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем — живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшим из норы) или предметом
(например, окном, компьютером или старым чемоданом). Школьник должен придумать, что случится с этим персонажем, о чем мог бы рассказать этот человек, предмет или животное.
8. Сочинение рассказа по отдельным словам. Например:
а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;
б) девочка, дерево, птица;
в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ или сказку, используя эти слова. Это задание дети могут выполнять в группе. По результатам его выполнения учитель может узнать об особенностях развития воображения школьников.
Например, ученикам IV класса предложили написать сочинение на тему «Весна» и дали слова, представленные в пункте «а». Слова наталкивали на традиционное описание весны.
Многие дети так и написали: «Наступила весна. Солнце стало уже пригревать.
Ветерок дует ласковый, а не холодный. Снег уже растаял, и теперь бегут веселые ручейки. Воробьи купаются в лужицах и ручейках. Скоро прилетят перелетные птицы».
Сказано все, что обычно говорится о наступлении весны, все слова использованы — и ничего от себя, от личного впечатления. Подобные сочинения не помогают развитию воображения, а, наоборот, способствуют созданию и закреплению определенных штампов. Такое «правильное» сочинение должно

142
вызвать тревогу у учителя, потому что свидетельствует о неразвитости воображения ученика.
В сочинениях других детей проявлялись и воображение, и личное отношение.
Например: «Меня разбудило солнце. Я оглянулся, увидел вокруг почерневший снег, увидел, как я сверкаю серебром на этом снегу, и вдруг подумал: «Кто я?»
Пока я спал, я забыл об этом. В это время налетел ветер. Я спросил у него: «Кто я?»
Но ветер ничего не ответил, только захохотал и полетел дальше. Тогда я спросил у тропинки, которая бежала рядом со мной, но она тоже ничего мне не ответила. в это время пролетавшие птицы приземлились и стали пить мою воду. «Кто я?» — спросил я у них. «Разве ты не помнишь? — удивились птицы. — Ты ручеек.
Посмотри, вокруг много твоих братьев». Я всмотрелся вдаль и увидел много ручьев. Я быстрее побежал к ним, и мы стали играть».
При анализе сочинений важно учитывать:
— оригинальность, необычность образов воображения;
— количество интересных идей, предложенных ребенком;
— эмоциональность, выражение личного отношения;
— детализированность образов;
— трудности, испытываемые ребенком при составлении истории;
— быстроту воображения (сколько времени потребуется ребенку, чтобы придумать самостоятельный сюжет).
Можно ограничить время выполнения детьми задания — 5—10 мин.
9. Игра «На что это похоже?». Развитию воображения способствует также развитие у детей умения понимать метафоры и создавать новые. Ведь для того чтобы понять метафору и тем более создать ее, необходимо научиться переносить свойства одного предмета на другой, сопоставлять свойства разных предметов.
Для развития этого умения ребенку можно предложить объяснить, что означает та или иная метафора, та или иная пословица. Для этого хорошо использовать игру
«На что это похоже?». В эту игру могут играть несколько человек. Один — водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет.
Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа:
«На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.
10. Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.
11. Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например,


143
большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки). Подобные задания входят в тест творческого мышления Дж. Гилфорда.
12. Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.
13. Упражнение «Поделки». Сделать поделки, использовав один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, панцирь черепахи, шапочку и т. п.).
Особое место среди образов творческого воображения занимает
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

мечта.
Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т. е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта — это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто на будущее, а на желаемое будущее. В этом смысле
Плюшкин — образ творческого воображения Н. В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина — мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.
Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К. Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».
К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека — образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал — это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.
Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, — это осуществленная мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы.
Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а она порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник.
Исполнилась мечта К. Э. Циолковского, великого мечтателя нашего времени, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, наконец, исполнение. Прежде чем появился спутник, возникла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустойчивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т. д. Потом в космос полетел человек — это