Файл: Протокол 8 от 22. 06. 2011 г. Директор школы С. Г. Комраков Основная образовательная программа ноо.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организациисовместных мероприятий, праздников, акций:
День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», праздник Букваря, Рождественские праздники, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п..
— расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем активизации деятельности родительского комитета
6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
— опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;
— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
— уважительное отношение к традиционным религиям;
— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
— знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
— элементарные представления о различных профессиях;
— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
— осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
— потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
— ценностное отношение к природе;
— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
— первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
— первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
— первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
— мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
-
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); -
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); -
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Реализация программы духовно-нравственного воспитания происходит через занятия внеурочной деятельности «Словесный фольклор русского народа».
Пояснительная записка.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание
Цель:
формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры устной и письменной речи обучающихся, развитие внутреннего мира и культуры поведения и общения, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.
Задачи кружка:
- учить анализировать окружающую речевую среду,
- воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку,
- познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества,
- обратить внимание на возможности использования изобразительно – выразительных средств в малых жанрах русского фольклора,
- создавать свои произведения.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- выразительное чтение и др.
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков,
- участие в различных творческих конкурсах.
Учебно-тематическое планирование.
Содержание.
№ темы | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учителя и обучающихся | Выход | | |||||
3 класс (34 часа) | | |||||||||
I. | Введение в курс | 1 час | Лекция учителя | Выпуск стенгазеты | | |||||
1.1 1.2. | Жанры устного народного творчества | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | | ||||||
II. | Скороговорки, чистоговорки | 4 часа | | | ||||||
2.1. | Скороговорки | 1 час | Лекция учителя | | ||||||
2.2. | Чистоговорки. Сочинение чистоговорок. | 1 час | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | | ||||||
2.3. | Чистоговорки. Сочинение чистоговорок. | 1час | Оформление | | ||||||
2.4. | Конкурсная программа | 1 час | | | | |||||
III. | I. Русские народные песни. 5 часов | 5часов | | Проектная работа | | |||||
3.1. | Тематика песен. | 1 час | Лекция учителя | | ||||||
3.2. | Колыбельные песни. | 1час | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | | ||||||
3.3. | Песни Костромского края | 1 час | Слушание | | ||||||
3.4. | Заклички, приговорки. | 2 часа | Практическое занятие | | ||||||
| | | | | ||||||
IV | Потешный фольклор | 10 часов | | | ||||||
| | | | | ||||||
4.1. | Голосянки. | 1 час | Лекция учителя | | ||||||
4.2. | Молчанки. | 1 час | Лекция учителя | | ||||||
4.3. | Скороговорки. | 2 часа | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся | | | |||||
4.4. | Сечки. | 1 час | Лекция учителя | | ||||||
4. 5 | Небылицы. | 2 часа | Практическое занятие | | | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | |||
4.6. | Небылицы – перевёртыши. | 3 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | Развлекательное мероприятие «Посиделки» | | |||||
V | Русские народные игры. | 6 часов | | | ||||||
5.1. | Жеребьёвки. | 1 час | Лекция учителя | | ||||||
5. 2. | Считалки. | 1 час | Лекция учителя | | ||||||
5.3. | Игры драматизированные. | 1 час | Лекция учителя + практическое занятие обучающихся | | ||||||
5.4. | Игры хороводные. | 3 часа | Практические занятия | | ||||||
| | | | | ||||||
VI | Русские народные сказки. | 7 часов | | | ||||||
6.1. | Сказки о животных. | 3 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | | ||||||
6.2. | Бытовые сказки. | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | | ||||||
6.3 | Волшебные сказки | 2 часа | Лекции учителя + практическое занятие обучающихся | | ||||||
| | | | |