Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 852

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
137 где ???? – общее содержание влаги в навеске, мг, ???? – площадь пятна, см
2
,
М
о
– масса навески, мг. Результаты ВСС приведены в табл. 2:
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   53

Таблица 2 – Результаты ВСС
Контрольный образец
Образец с соей
68%
84%
Влагоудерживающая способность определяется в процессе термообработки, когда температура в толще мяса будет 72 0
С.
????
1
=
(????
2
− ????
????
) − (????
1
− ????
????
) ∗ 100
????
????
(2) где ????
2
– масса навески после термообработки с емкостью, мг,
????
1
– масса навески до термообработки с емкостью, мг. В таблице 3 приведены результаты
ВУС образцов:
Таблица 3 – Результаты ВУС
Контрольный образец
Образец с соей
42%
56%
На основе проведенных исследований составлена оптимальная рецептура рубленого полуфабриката (таблица 4) [2]:
Таблица 4 – Рецептура рубленого полуфабриката с сублимированной соей
Наименование сырья
Масса сырья на 100 кг
Свинина котлетная
45
Говядина котлетная
35
Обрези шпика
10
Сублимированная соя
10
Соль поваренная
2,5
Лук репчатый
3
Черный перец молотый
0,1

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
138
Выводы. Таким образом, проведенные эксперименты позволили оценить влагосвязывающеие и влагоудерживающие способности полуфабрикатов с соей.
На основе проведенных исследований составлена оптимальная рецептура рубленого полуфабриката, содержащего сублимированную сою.
Список использованной литературы
1.
Акбараглу, З. Физико-химические свойства и пищевая ценность сублимированного соевого белка // З. Акбараглу, Ф. Тамджди, Х. Сарабанди, А. Аяшех // Наука о продуктах питания и диетологическое обеспечение. – 2023. – С. 1-10.
2.
ГОСТ 23670-2019. Изделия колбасные вареные мясные. Технические условия : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 ноября 2019 г. № 115-П : введен впервые : дата введения 2019-01-30 / разработан «Федеральный научный центр пищевых систем имени
В.М. Горбатова» РАН. - Москва : Стандартинформ, 2019. - 35 c.
3.
Забашта, А. Г. Технология мясных и мясосодержащих консервов / А. Г. Забашта. –
Москва : КолосС, 2012. – 439 с.: ил.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
139
УДК 572.512:376.37-053.4
СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ С
ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
Берникова Светлана Михайловна,
старший преподаватель кафедры биологии института естественных наук,
ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган,
Савинова Валентина Валерьевна,
студент направления подготовки 06.03.01. - Биология института естественных наук
ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет, г. Курган
Аннотация. Рассмотрены некоторые антропометрические показатели детей 6-7 лет без логопедических нарушений и с нарушением речи. У детей логопедической группы длина и масса тела достоверно ниже по сравнению со сверстниками контрольной группы. Разница индекса массы тела была статистически незначимой.
Ключевые слова: длина тела, масса тела, индекс массы тела, дошкольники, логопедическая группа.
Одними из важных критериев готовности ребёнка к обучению в школе являются антропометрические показатели. У старших дошкольников происходят значительные морфофункциональные перестройки, отражающие прогрессивное созревание нейронов коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон, а также формируется мозолистое тело, обеспечивающее межполушарную связь. У детей с нарушением речи наблюдаются и отклонения в развитии мышечного компонента и двигательной сферы, так как эти нарушения имеют один и тот же механизм развития, связанный с замедленной пластичностью нейронов головного мозга и слабо развитыми межполушарными связями. Поэтому у детей с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедляться темп двигательного и психического развития [1]. Следовательно, важно своевременно диагностировать морфофункциональное развитие дошкольников и в случае выявления нарушений подвергать их педагогической коррекции.
Целью исследования явилось изучение некоторых соматометрических показателей дошкольников с нарушениями речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
140 1. Измерить некоторые соматометрические показатели детей без нарушений речи (контрольная группа).
2. Измерить некоторые соматометрические показатели детей с нарушением речи (логопедическая группа).
3. Сравнить соматометрические показатели детей контрольной и логопедической групп.
В исследовании принимали участие 30 детей 6-7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Кургана «Детский сад комбинированного вида №1 «Любознайка». Дети были разделены на две группы: контрольная - дошкольники без нарушений речи ( ???? = 15 ) и экспериментальная (логопедическая) - дошкольники с нарушениями речи (???? =
15 ). Логопедические отклонения были установлены психолого-медико- педагогической комиссией и включали дизартрию (у 53% детей) и общее недоразвитие речи (у 47% детей).
Исследование было проведено в сентябре 2022 года и включало в себя измерение длины и массы тела стандартными методиками с использованием медицинских весов и ростомера и расчет индекса массы тела (ИМТ) по формуле:
ИМТ = масса тела, кг/рост
2
, м
Статистическая обработка результатов производилась в компьютерной программе Microsoft Excel по t-критерию достоверности Стьюдента. При вероятности 95% (???? < 0,05) и более различия между сравниваемыми величинами считали достоверными.
Все полученные результаты* были в пределах референсных значений для детей 6-7 лет, (таблица 1) [3].
Таблица 1 – Соматометрические показатели дошкольников контрольной
и логопедической групп детского сада
Показатель
Контрольная группа
(
???? = ????????)
Логопедическая группа
(
???? = ????????)
Длина тела, см
120,47±1,12 116,61±0,97*
Масса тела, кг
23,55±0,62 21,52±0,97*
ИМТ, кг/м
2 16,13±0,32 15,70±0,56
Примечание: * - Разница достоверна по сравнению с показателями у детей контрольной группы.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
141
Анализируя полученные показатели, было выявлено, что длина тела детей контрольной группы достоверно выше на 3,3%, чем у детей с логопедическими нарушениями (Рисунок 1). Вероятно, это связано со своевременным развитием мозговых структур и координацией межполушарных взаимодействий у старших дошкольников без нарушений речи, что приводит к своевременному развитию двигательной сферы и крупных мышечных групп, следовательно, к увеличению мышечной массы и длины тела.
Рисунок 1 - Показатели длины тела у детей 6-7 лет контрольной и логопедической
групп детского сада
По массе тела также была выявлена достоверная разница: показатель массы тела детей логопедической группы на 9,4% достоверно ниже массы тела детей без нарушений речи (Рисунок 2). Вероятно, это связано с более низкой физической активностью детей логопедической группы, так как у них в результате функциональной незрелости мозговых структур наблюдается нарушение моторики, которое проявляется в затруднении освоения основных движений и развития двигательных способностей, следовательно, темпы развития их мышечной массы невысоки.
112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122
контрольная логопедическая
Длин а тела,см
Группы

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
142
Рисунок 2 - Показатели массы тела у детей 6-7 лет контрольной и логопедической
групп детского сада
В исследованиях Свободы П.Н. с соавторами также установлено, что «дети с общим недоразвитием речи менее упитаны, имеют более низкие показатели длины тела и меньшую масс тела по сравнению со сверстниками без дефектов речи» [1].
Сравнивая индекс массы тела детей обеих групп, статистически значимой разницы выявлено не было (Рисунок 3): ИМТ детей логопедической группы был ниже на 2,7%, чем у детей контрольной группы.
Рисунок 3 - Индекс массы тела у детей 6-7 лет контрольной и логопедической
групп детского сада
18 19 20 21 22 23 24 25
контрольная логопедическая
Мас са т ел а,
кг
Группы
14 14,5 15 15,5 16 16,5 17
контрольная логопедическая
Индек с м
ас сы те ла
, кг/
м
2
Группы


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
143
Вывод. Таким образом, в ходе исследования были выявлены достоверно более низкие значения длины и массы тела детей логопедической группы по сравнению с детьми без нарушений речи. Разница индекса массы тела была статистически незначимой. При нарушениях речи важно своевременно проводить комплексные коррекционные мероприятия, что будет способствовать увеличению функциональных связей головного мозга, а, следовательно, влиять на общее физическое и речевое развитие детей.
Список использованной литературы
1.
Особенности физического развития детей дошкольного возраста с дефектами речевого развития / П. Н. Свобода, А. А. Примак, В. Н. Шестаков, Д. В. Сосин // Смоленский медицинский альманах. – 2019. – №4. – С. 54-57.
2.
Таловирко, О. А. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. А. Таловирко. – URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/33545/1/zfro_2006_059.pdf
(дата обращения
02.05.2023). – Текст : электронный.
3.
Нормативная оценка антропометрических показателей у детей от 0 до 19 лет в соответствии с рекомендациями ВОЗ : учебное пособие / Н. Л. Черная [и др.]. –
Ярославль, 2018. – 135 с.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
144
УДК 621.9.048.6:622.765.061
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ОБРАБОТКИ НА
ИЗМЕНЕНИЕ ПЕНООБРАЗУЮЩИХ СВОЙСТВ КОМПОЗИЦИЙ
ФЛОТАЦИОННЫХ РЕАГЕНТОВ СОСТАВА «СОБИРАТЕЛЬ-
ВСПЕНИВАТЕЛЬ»
Буров Владимир Евгеньевич,
аспирант кафедры Химических технологий
ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь
Пойлов Владимир Зотович,
доктор технических наук, профессор кафедры Химических технологиий
ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь
Аннотация. В статье рассмотрено влияние ультразвуковой обработки на пенообразующие свойства композиций флотационных реагентов. Установлено, что ультразвуковая обработка реагентов увеличивает пенообразование и повышает стабильность пенного слоя, а также снижает поверхностное натяжение.
Ключевые слова: флотационные реагенты, собиратель, вспениватель, пенообразующая способность, стабильность пен, ультразвук, поверхностное натяжение.
Пенная флотация является основной технологией, которая применяется на обогатительных фабриках для отделения ценных минералов от пустой породы на основе различий в смачиваемости их поверхности благодаря добавлению реагентов-собирателей [1-2]. В этом процессе также важную роль играют реагенты-вспениватели, которые могут диспергировать мицеллярные структуры собирателя, например, при катионной флотации водорастворимых полезных ископаемых, а также способствуют образованию в объёме пульпы мелких пузырьков воздуха, необходимых для прикрепления гидрофобных минеральных частиц, а на поверхности пульпы — образование стабильного пенного слоя [3].
От свойств пены зависят эффективность извлечения и качество получаемого при флотации продукта.
Цель статьи – описание влияния ультразвуковой обработки на пенообразующие свойства композиций флотационных реагентов.
Перспективным методом повышения эффективности флотации является использование ультразвука [4]. Благодаря ультразвуковому воздействию (далее