Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 874

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблему данного исследования можно обозначить следующим образом: какие педагогические условия необходимы для развития когнитивной сферы личности учащихся в урочной деятельности?
Гипотеза исследования. Если для развития личности учащихся в образовательном процессе будут: выделены подходы и принципы, раскрыты особенности когнитивных психических процессов, разработана модель применения данных подходов в учебном процессе, то это позволит создать условия для развития когнитивной сферы личности учащихся.
Когнитивная сфера — это область человеческой психологии, связанная с когнитивными процессами и осознанием, и включает в себя знания человека о мире и о себе. Эти процессы основаны на последовательном и логичном восприятии и обработке информации. Другими словами, когнитивная сфера человека - это специфический механизм, который позволяет человеку учиться и применять знания, полученные параллельно на протяжении всей жизни.
Психологи определяют когнитивную сферу как совокупность психических процессов, предназначенных для выполнения функций рационального познания.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
328
Эра когнитивных технологий началась с педагогических исследований.
Когнитивная технология — это то же самое, что и психология познавательных способностей и познания, которая бурно развивалась в 20 веке. Суть когнитивной технологии заключается в том, чтобы понять, как люди воспринимают и обрабатывают полученную информацию и какие шаблоны
(когнитивные схемы) они формируют.
Когнитивные технологии отличаются от познавательных тем, что познание происходит в новой информационной среде. Это не только люди, природа, техника, знаки (книги), но и компьютеры и сети (социальные и компьютерные) [4].
Когнитивная сфера личности включает следующие виды психической деятельности:
- внимание — это когнитивный процесс, который позволяет нам ориентироваться на релевантные стимулы и обрабатывать их, чтобы реагировать соответствующим образом;
- память – процесс сохранения знаний;
- мышление, способность человека распознавать эмоции и желания и управлять ими;
- речь - обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека;
- интеллект — это способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Чтобы психическая деятельность относилась к области когниции
(обработка данных сознанием), нужна взаимосвязь с познавательной функцией.
Нельзя отнести процесс к области когниции, если он обусловлен влечениями, эмоциями, стремлением к развлечениям. Простыми словами, в когнитивную сферу входят приобретенные знания и навыки, компетенция в каком-либо деле, умения и развитые дарования.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
329
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие и память. Но в условиях специально организованного целенаправленного педагогического процесса это происходит намного быстрее и эффективнее [6].
Когнитивная педагогика отражает взгляд на человека как познающую мир систему, включающую взаимодействующие специально организованные и организуемые когнитивные системы. В ней используется теория, методология и инструментарий когнитивной психологии, адаптированные с целью получения образовательного (обучающего и воспитательного) эффекта.
Диагностика когнитивной сферы помогает решить такие задачи:
- контролировать успешность интеллектуального развития детей;
- выяснять причины неуспеваемости в школе;
- выявлять нуждающихся в коррекции умственного развития;
- выявлять детей для обучения в спецшколах и спецклассах;
- оценивать эффективность учебных программ, методов обучения;
- оценивать эффективность работы учителей и школ;
- диагностировать при приеме на работу;
- оценивать интеллектуальное развитие детей, обучающихся по новым программам [7].
При диагностике общего уровня интеллектуального развития ребенка, надо помнить, что интеллект в детском возрасте развивается быстро и через каждые
2-3 года он может меняться, поэтому психодиагностические методы должны меняться и соответствовать возрасту ребенка.
Под когнитивным развитием имеется в виду постепенное становление интеллекта человека. В основе классификации лежит деление по возрастным периодам. С переходом с одного этапа на другой ребенок начинает более осмысленно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.
Современное когнитивное общество требует новых образовательных технологий, чтобы жить в интеллектуально насыщенной и быстро

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
330 развивающейся высокотехнологичной среде, где молодежь уже обладает огромным количеством информации, которая не под силу человеку усвоить и переработать.
Роль педагога заключается в создании и обеспечении условий, способствующих развитию когнитивных способностей и когнитивных инструментов индивида.
Когнитивный подход требует особого внимания к инструментальной сфере педагогической среды, под которой понимаются не только физические и социальные факторы обучения, но и внутренняя активность учеников, порождающих обучающую среду, включающую метаинструменты и способы достижения субъективных целей при решении формально-заданных учебных задач. К числу движущих сил процесса обучения относится воля, настойчивость, сосредоточенность, самообладание, а также нравственно-волевые качества - чувство долга, обязанности, ответственности перед другими. Эти характеристики могут выступать и как мотивы учения. Значение эмоций в учебном процессе бесспорно. Это значит, что и в когнитивных процессах мотивированное действие является и функцией, и эмоцией.[2]
В когнитивном подходе к обучению, на первое место выдвигается принцип сознательной активности личности в сочетании с ее практической деятельностью, способствующей возникновению и формированию знаний об окружающем мире, а также процессуальные аспекты обучения, основанные на субъектных психогенных факторах развития личности. В когнитивной науке выделяют три главных теоретических подхода: символьный, модульный и нейросетевой.
Символьный подход означает процесс переработки информации в виде символов. Принципы символьного подхода включают в себя: приоритет знания и рационального мышления над поведением, привычками и аффектами; использование компьютерных технологий; предположение о последовательной переработке информации; акцент на формальном моделировании вместо изучения мозговых механизмов.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
331
Модульный подход – направление когнитивной психологии и когнитивной нейронауки, в котором познание представляется как результат функционирования ряда узко специализированных, независимых и «когнитивно- непроницаемых» друг для друга модулей, имеющих собственные генетические основания, историю развития и мозговой субстрат.
Нейросетевой подход базируется на «мозговой» метафоре познания, где познавательные процессы предстают как процессы параллельной переработки информации сетью, состоящей из простых единиц — формальных моделей нейронов, организованных в несколько слоев или уровней [3, 5].
Для развития когнитивной сферы личности учащихся можно использовать упражнения ориентированные на: зрительное восприятие, слуховое восприятие, пространственное восприятие, время реакции, визуальное сканирование, кратковременную зрительную память, рабочую память, скорость обработки информации и др. Важно отметить, что данные упражнения, можно применять как в урочной деятельности, так и во внеурочной [1].
Выводы. Развитие когнитивных навыков обучения связано с тренировкой различных видов памяти для получения учебной информации и овладения методами умственных действий в процессе использования информации для выполнения творческих задач.
Общеобразовательная школа в настоящее время должна формировать не только систему специальных, предметных знаний, но и систему умений самостоятельного приобретения знаний (когнитивных умений), таких как, наблюдение, сопоставление и противопоставление фактов и явлений, сравнение нового с ранее известным, умение мыслить логически, умение использовать приемы мышления (индукцию и дедукцию), умение строить модели, умение систематизировать и классифицировать, структурировать, проводить мысленный эксперимент, умение интерполировать и экстраполировать.
Углубленное развитие этих навыков не только позволяет студентам быть конкурентоспособными в своей области, но и стать личностями, способными к самоорганизации, саморазвитию и постоянному обновлению своих знаний.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
332
Список используемой литературы
1.
Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога : монография / [С. Ф.Сергеев, М. Е.Бершадский, О. М. Чоросова и др.];
СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования. – Якутск, 2016. –
337 с.
2.
Когнитивная психология в контексте проблем современного образования : монография / под редакцией А. А. Вербицкого, Е. Б. Пучковой. — Москва : МПГУ, 2017. — 186 с.
3.
Когнитивная психология в контексте проблем современного образования : коллективная монография / Р.Н. Абрамишвили [и др.]. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017.— 187 c.
4.
Койнова, Г. Н. Когнитивная психология в инновационной деятельности : учебное пособие / Г. Н. Койнова. — Томск : ТГУ, 2015. — 130 с.
5.
Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 400 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-
5-534-09042-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/511826 (дата обращения: 07.05.2023).
6.
Психология высших когнитивных процессов / под редакцией Т. Н. Ушаковой, Н. И.
Чуприковой. — Москва : Институт психологии РАН, 2004. — 304 с.
7.
Синергетика и психология : сборник научных трудов / под редакцией В. И. Аршинова [и др.]. — Москва : Когито-центр, [б. г.]. — Выпуск 3 : Когнитивные процессы — 2004. —
416 с.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
333
УДК 387.1
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ -
ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Лушникова Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики,
МГТУ ГА (Московский государственный технический университет гражданской авиации), г. Москва
Аннотация. Развитие высшего профессионального технического образования, этапы, традиции, сюжеты, факторы, определяющие теоретические и методические основы профессиональной подготовки специалиста - представляют научный и практический интерес для разработки современных моделей профессиональной высшей технической школы.
История отечественного образования свидетельствует, что подготовка специалиста может успешно осуществляться в самых разных формах и на разных уровнях, при этом основной направляющий вектор - техническое развитие и процветание России.
Ключевые слова:модель профессиональной школы; традиции; возможности; промышленный потенциал; обучение в профессионально – ориентированной среде; мотивация активного восприятия знаний; компетентность будущего специалиста; стимул ведущей идеи.
Особую роль в стимулировании и организации обучения профессиональной школы играют традиции и семейные ценности. Воспитание в семье – самое действенное и эффективное. Если родители заняты и успешны, то они своим жизненным примером, возможностями и авторитетом помогают детям понять основные ценности образования. Советы и опыт семьи – важнейшая опора воспитания и обучения. Семейная заинтересованность и мотивация успешной учёбы являются основанием, на котором возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт.
Традиции - ценнейшая основа образования. Бережное отношение к традициям всегда отличало самые успешные проекты и начинания в России.
Высшая техническая школа — кузница кадров. Будущие инженеры — руководители современного наукоёмкого производства по определению — лидеры, в идеале это лидерство основано на знаниях, умении видеть проблемы и оперативно решать их.
Корпоративные традиции успешного предприятия как в зеркале отражаются в методах и традициях вуза, который готовит для него основные инженерные кадры.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
334
Задачи педагогики – описание, объяснение, прогнозирование и организация процессов воспитания и образования. Функции педагогики, это: направления, сферы компетенции, алгоритмы организации, необходимые для эффективного решения задач. Функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия быстрейшего достижения целей развития личности и общества.
Познавательная активность может проявиться на основе любого начального уровня развития и, благодаря системе мотивов, способствует динамике развития личности. Исследование познавательной активности входит в исследование когнитивной сферы и содержит два основных компонента: деятельность, стимулирующая и эффективно вовлекающая в процесс познания; а также возможность интегрирования этой деятельности в жизнь, через посредство организации образовательного процесса.
Мы исследуем, обобщаем, ищем новые методы и технологии, чтобы создать определенные условия и использовать систему средств [7], реализация которых обеспечит повышение уровня интереса, эффективное овладение знаниями, необходимыми в освоении профессии.
Одним из факторов повышения качественной подготовки специалистов в современных условиях дистанционного обучения является метод создания профессионально ориентированнойсреды на примере использования математики при решении задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Для проведения расчетов предлагается использовать систему компьютерной алгебры общего назначения Mathematica 5 [9].
Способность решать самостоятельно учебные задачи повышает самооценку студента, снижает тревожность в изучении сложного математического курса.
Применительно к высшей технической школе, математический курс не только является базой технического высшего образования, но и способствует развитию логического мышления, что немаловажно для современного инженера.
Кроме того, обучение высшей математике совпадает с началом обучения в вузе.
Поэтому следует организовать процесс обучения, помочь студенту с первых

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
335 дней активизировать познавательную деятельность, обрести уверенность и добиться успеха.
Как хороши дети, которые стремятся к знаниям, какие умные глаза у них, когда они решают сложные математические задания. Эти ребята будут востребованы в любимой профессии, традиции вуза позволяют организовать взаимодействие студентов в научно-исследовательской работе, чтобы связать познавательный интерес, необходимость подготовки современных инженеров, обеспечить их конкурентоспособность.
Исследуя проблему педагогического стимулирования познавательной активности как средства повышения успешности обучения, определяем характерные особенности, уникальные и общие повторяющиеся внутренние связи, точки соприкосновения, наиболее эффективные стимулы и их соединения, влияющие на познавательную активность студентов.
Коротко механизм становления активности можно выразить следующими словами С. Л. Рубинштейна: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое». [4]
Проблема активности в обучении решается на стыке педагогики и психологии.[3]. Одним из ведущих принципов психологии является принцип связи внешних, практических и внутренних, умственных процессов деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
Для учебного процесса высшей школы существенным является выяснение того, какие мотивы направляют познавательную деятельность студентов.
Стимул ведущей идеи связан с необходимостью изучения студентами в дальнейшем основ своей профессии, т.е. обучение в профессионально- ориентированной среде.
Основы профессионализма в виде компетентности будущего специалиста, его приоритетной необходимостью на рынке труда закладываются в вузе.
Оценка качества высшего профессионального образования в подготовке квалифицированного конкурентоспособного специалиста, владеющего