Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 985
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
320
Результаты анкетирования были проанализированы методами непараметрической статистики и корреляционного анализа.
В ходе исследования были получены результаты, которые представлены в таблице 1 [7].
Таблица 1. Корреляция переменных, отражающих отношение к учебе
Пос еща ем ос ть
С
пос обн ос ти
С
ложн ос ть уч ебы
Ж
ела ни е ра бот ать
Урове нь п
ре пода ва ни я
Объект ивн ос ть
В
ажн ос ть уч ебы
Посещаемость
1
0,510 0,233
0,315
0,163
0,018
0,030
Способности
0,510
1 0,059 0,274
0,338
0,211
0,253
Сложность учебы
0,233 0,059 1
0,233
0,034
0,226
0,111
Желание работать
0,315 0,274 0,233
1 0,337 0,008 0,159
Уровень преподавания
0,163
0,338 0,034
0,337 1
0,094
0,506
Объективность
0,018
0,211 0,226 0,008 0,094 1
0,171
Важность учебы
0,030
0,253 0,111
0,159
0,506
0,171 1
Заметим, что все выявленные связи являются статистически значимыми и положительными.
Например, переменная
«Посещаемость» имеет положительные корреляции с переменными «Способности» ( ???? = 0,58 ),
«Сложность учебы» ( ???? = 0,40 ), «Уровень преподавания» ( ???? = 0,66 ),
«Объективность» (???? = 0,36) и «Важность учебы» (???? = 0,73). Это говорит о том, что студенты, которые регулярно посещают занятия, как правило, положительно оценивают свои способности и считают учебу важной, сложной и значимой.
Кроме того, они склонны считать преподавателей высокопрофессиональными и объективными в оценке их работы [7].
Интересно отметить, что существует очень тесная связь между уровнем посещаемости и осознанием важности учебы. Кроме того, студенты, которые оценивают свои способности высоко, часто высоко оценивают также уровень преподавания и считают учебу важным процессом. «Важность учебы» также
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
321 имеет положительную корреляцию с переменными «Способности» (???? = 0,38),
«Сложность учебы» (???? = 0,37) и «Уровень преподавания» (???? = 0,59) [4].
Полученные результаты подтверждают теорию и практику обучения, которые подчеркивают значимость мотивации и самоэффективности студентов.
Факты подтверждают, что студенты, которые обладают высокой мотивацией и уверенностью в своих способностях, имеют больше шансов на успех в учебе.
Далее в программе STATISTICA был проведен факторный анализ методом главных компонент с последующим варимакс-вращением [5]. Результаты факторного анализа представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Факторные нагрузки
Factor1
Factor2
Factor3
Способности
-0,029893 0,027000
0,937323
Сложность учебы
0,871492
-0,027174 0,036297
Уровень преподавания
0,665327
0,283441 0,509877
Объективность
0,129471
0,900702
0,168314
Важность учебы
0,577329 0,108186
0,659302
Expl.Var
2,235374 1,807409 1,786074
Prp.Totl
0,319339 0,258201 0,255153
Замечание: жирным шрифтом выделены значения > 0,60
Исследование влияния факторов на посещаемость занятий показало, что триада «студент - преподаватели - содержание образовательной программы» играет важную роль в восприятии учебного процесса. Три выявленных фактора
- сложность учебы, уровень преподавания, объективность при выставлении оценок и самооценка студентом своих способностей и важности учебы - объясняют 82% общей вариации переменных. Регрессионный анализ подтвердил значимость всех факторов на уровне 13% (все значения параметра p-level принимают значения меньше 0.13) и показал, что они влияют на посещаемость занятий, что отражает отношение студентов к учебе в целом. Результаты регрессионного анализа представлены в таблице 3. Коэффициент детерминации
R2 равен 0.68, то есть модель объясняет 71% вариации объясняемого признака.
Статистика Дарбина-Уотсона DW=2.35, что свидетельствует об отсутствии автокорреляции в остатках. То есть модель можно считать адекватной [5].
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
322
Таблица 3. Результаты регрессионного анализа: зависимая переменная
«Посещаемость»
B
Std.Err. t(3) p-level
Intercept
56,947623 2,343550 35,54530 0,000000
FACTOR1 9,515708 2,447607 4,15215 0,000000
FACTOR2 5,847993 2,402005 2,10941 0,125438
FACTOR3 14,762104 2,340680 6,23700 0,000000
Замечание: R2 =0.71
Изучив коэффициенты модели и проанализировав их влияние на посещаемость, можно с уверенностью заявить, что внутренняя мотивация является главным фактором, влияющим на этот показатель. Это подтверждается высоким коэффициентом (14.76), приписанным переменной Factor3. На втором месте по влиянию на посещаемость находится отношение к внешним характеристикам учебного процесса (коэффициент 9.51, приписанный переменной Factor1), а на третьем – оценка объективности (коэффициент 5.84, приписанный переменной Factor2) [3].
Далее был проведен кластерный анализ методом К-средних, который позволил разделить участников опроса на три кластера. Результаты анализа представлены на рисунке 1 и в таблице 4, где указаны средние значения переменных для каждого кластера.
Рисунок 1 – График средних значений переменных для каждого кластера
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
323
Результаты анализа позволяют дать интерпретацию кластерам. Кластер 1, который объединяет 12 студентов, отличается ответственным отношением к учебе, оценивает свои способности высоко и является объективным. Средние значения всех переменных для данного кластера являются самыми высокими.
Таблица 4. Средние значения переменных для каждого кластера
Сluster1
Cluster2
Cluster3
Посещаемость
92.5 57.3 70.4
Способности
78.5 58.9 71.3
Сложность учебы
84.3 59.7 72.6
Желание работать
81.3 68.4 60.8
Уровень преподавания
78.5 32.0 57.7
Объективность
78.8 65.5 84.1
Важность учебы
93.2 55.0 45.2
Кластер 3 объединяет 7 студентов, которые выделяются из первой группы своей низкой посещаемостью и недоверием к тому, что учеба – это важно в жизни. Результаты непараметрического теста Манна-Уитни показали значимые различия между переменными Посещаемость и Важность учебы для первого и третьего кластеров на уровне значимости 0.07.
Кластер 2, состоящий из 6 студентов, отличается низкой посещаемостью занятий (среднее значение переменной Посещаемость равно 57.3), отсутствием убеждения в важности учебы и ее сложности, а также низкими оценками уровня преподавания и объективности, а также своих способностей. Несмотря на это, непараметрический тест Крускала-Уоллиса не выявил значимых различий между переменной Желание работать по специальности для членов первого, второго и третьего кластеров (???? = 0,11). Данный тест можно успешно применять для малых выборок.
Выводы
Проведенный опрос показал, что большинство студентов относятся к учебному процессу положительно. Результаты исследования, представленные в таблице 4, указывают на то, что большинство студентов оценили свои знания и умения на уровне «хорошо» и «удовлетворительно», за исключением небольшого кластера из шести студентов [7]. Статистически значимая
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
324 корреляция между переменными уровня преподавания и важности учебы подтверждает, что студенты, которые больше мотивированы для учебы, чаще всего оценивают уровень преподавания выше. Это указывает на то, что уровень преподавания соответствует запросам наиболее мотивированных студентов, что является хорошим индикатором эффективности учебного процесса. Кроме того, корреляционный анализ показал, что студенты понимают сложность математики и готовы работать в этой области в будущем, как указано в таблице 1, где отражены связи между сложностью учебы, посещаемостью, важностью учебы и желанием работать в соответствующей области. Эти результаты подтверждают предыдущие исследования в этой области [6].
Наличие положительной корреляции между Сложностью учебы и Уровнем преподавания указывает на отсутствие эффекта «оценки снисходительности и низкой нагрузки», когда студенты необъективно высоко оценивают преподавателей, которые ведут более легкие курсы или курсы с меньшим объемом работы [5].
Результаты факторного анализа выявили три ключевых фактора (см.
Таблица 2), которые отражают отношение студентов к учебному процессу: сложность учебы, уровень преподавания, объективность выставления оценок и внутренняя мотивация (включая предпочтение учебы и осознание собственных способностей). После проведения регрессионного анализа на основе этих факторов было выявлено, что внутренняя мотивация оказывает наибольшее влияние на посещаемость (см. Таблица 3). Таким образом, наши исследования подтвердили значимость формирования и поддержки уверенности студентов в своих способностях и важности учебы.
Вопрос достоверности студенческих оценок является дискуссионным и имеет различные точки. Мы поддерживаем мнение тех исследователей, для которых использование студенческих оценок целесообразно при выявлении проблемных аспектов и улучшении качества преподавания в целом, однако, итоговая оценка эффективности работы преподавателя должна базироваться на более комплексном подходе. Следовательно, можно сделать вывод, что
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
325 студенческие оценки не являются единственным и верным индикатором качества обучения.
Список использованной литературы
1.
Benton, S. L. Student ratings of instruction in college and university courses / S. L. Benton ,
W. E. Cashin // Higher education: Handbook of theory and research / M. B. Paulsen ed. –
Dordrecht: Springer, 2014. – V. 29. – P. 279-326. – https://doi.org/10.1007/978-94-017-8005-
6_7 2.
Di Martino, P. Attitude towards mathematics: a bridge between beliefs and emotions / P. Di
Martino, R. Zan // ZDM Mathematics Education. - 2011. – № 43(4). – Р.471-482. https://doi.org/10.1007/s11858-011- 0309-6 3.
Kline, P. The Handbook of Psychological Testing / Р. Kline. – London and New York:
Routledge, 2000. – 744 p.
4.
Kuznetsova, E. Evaluation and interpretation of student satisfaction with the quality of the university educational program in applied mathematics / Е. Kuznetsova // Teaching
Mathematics and its Applications: An International Journal of the IMA. – 2019а. – V. 38. – No.
2. – P. 107-119. – https://doi.org/10.1093/ teamat/hry005 5.
Kuznetsova, E. Probabilistic ideas and methods in undergraduate mathematics: axiological aspects / Е. Kuznetsova // IEJME: Mathematics Education. – 2019b. – V. 14. – No. 2. – P. 363-
373. – https://doi.org/10.29333/ iejme/5720 Lau C. Perceived
6.
Баврин, И. И. Высшее образование в информационном обществе: проблемы и перспективы / И. И. Баврин, Е. В. Кузнецова // Наука и школа. – 2016. – № 3. – С. 165-
172.
7.
Клеников, С. С. Отношение к учебе студентов-математиков Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского /
С. С. Клеников // НАУКА, СТУДЕНЧЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ исследований : сборник статей III Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 30 ноября 2022 года. Часть 2. – Пенза
: Наука и Просвещение, 2022. – С. 165-168.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
326
УДК
[37.01:159.955]-057.87
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Лебедева Виктория Александровна,
студент факультета естественных наук; направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «География и экономическое образование»
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Мытищи
Научный руководитель: Солодухина Наталия Николаевна
, кандидат педагогических наук, и. о. заведующего кафедрой непрерывного образования,
ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», г. Мытищи
Аннотация.В статье рассматривается когнитивная сфера личности школьников и методы ее развития.
Ключевые слова: когнитивная сфера, когнитивистика, познавательные процессы символьный подход, модульный подход, нейросетевой подход.
Объектом исследования является когнитивная сфера личности учащихся.
Предметом исследования является процесс развития когнитивно- познавательной сферы личности учащихся. Для решения данной проблемы в статье изложены теоретические основы
Целью статьи является определение педагогических путей развития когнитивной сферы личности в современном образовании основной школы.
Область применения. Эмпирическое и практическое исследование можно использовать в образовательных учреждениях. Полученные результаты можно применять в организации и проведении образовательного процесса учащихся 5-
9 классов.
К когнитивным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь.
Именно благодаря этим процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Актуальность темы исследованиясостоит в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
327 формирования социально активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Вопрос развития познавательных процессов у подростков актуален тем, что психические процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Следовательно, актуальность исследования состоит в необходимости найти правильный подход в развитии когнитивной сферы личности учащихся на уроках в основной школе.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить
противоречия между:
- необходимостью проведения работ по реализации развития когнитивной сферы личности учащихся в основной школе и неспособностью найти правильный подход;
- в теории разработано множество подходов к развитию когнитивной сферы личности учащихся, но не доработаны технологии их применения.
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 53