Файл: 1 Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОО
1.3. Формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями по нравственному воспитанию детей
2.1. Выявление актуального уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста
, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей.
Вторая методика – методика беседы Л. В. Ануфриевой, целью которой является определение уровня сформированности у детей нравственных представлений (Приложение 2).
Диагностика, также, проводится в форме индивидуальной беседы. Детям задаются специально разработанные вопросы, которым предлагается дать точный, четкий, полный ответ.
Обработка результатов. Максимальный балл – 24.
2 балла – четкий, полный ответ;
1 балл – недостаточно четкий, недостаточно полный ответ;
0 баллов – неправильный, неточный ответ.
Результаты были представлены следующими уровнями сформированности нравственных представлений у детей:
• низкий уровень (0-7 баллов) – у ребенка сформировано неправильное, неточное представление о нравственном понятии;
• средний уровень (8-16 баллов) – представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
• высокий уровень (17-24 балла) – сформировано полное и четкое нравственное представление о понятии.
Далее рассмотрим результаты нашего исследования, которые представлены на рисунках 2.1, 2.2.
Рисунок 2.1. Результаты диагностики уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий этап)
На рисунке выше (рисунок 2.1) видим, что у дошкольников в количестве 10 детей низкий уровень развития нравственных представлений. Это говорит, что 43,5% не умеют выделять нравственную норму,и продолжение историй разные, не всегда правильно определяют хорошее и плохое поведение. У 47,8 % детей из общего количества группы средний уровень, эти дошкольники умеют оценивать поведение, но не могут обосновывать свою оценку, формулировка нравственных норм дается трудно. Всего у 2 дошкольников (8,7%) понимание нравственных норм находится на высоком уровне. Эти дети обосновывают свое мнение, дают правильную оценку поведению детей и мотивируют свою оценку.
Рисунок 2.2. Результаты диагностики уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (констатирующий этап)
Как видно из рисунка 2.2, 65,2% дошкольников старшей группы, в количестве это 15 детей, имеют средний уровень нравственных представлений. У детей отмечаются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Сформировано отрицательное отношение к грубости и жадности. 8(34.8%) детей имеют низкий уровень нравственных представлений, затруднились ответить на вопросы или не давали ответа.
В рамках формирующего этапа исследования был разработан и апробирован план занятий направленный на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию.
В процессе взаимодействия с родителями по нравственному воспитанию дошкольников происходит формирование нравственных представлений детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с окружающими людьми. Единство в воспитании детей решает ряд задач. Во-первых, оно обеспечивает выработку правильного поведения детей. Во-вторых, совместная работа педагогов с родителями воспитанников, помогает создать в детском саду атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.
При реализации формирующего этапа участвовали 23 старших дошкольника и привлечены их родители в количестве 23 человек. План занятий реализовался в течении одного месяца.
Цель разработки плана – улучшение процесса взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей.
Задачи:
Таблица 1 Тематическое планирование занятий на улучшение взаимодействия ДОО и родителей по нравственному воспитанию
В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и ДОО. Поэтому взаимодействие ДОО с родителями является необходимым видом организации совместной деятельности по воспитанию детей. Семья играет особенно важную роль по развитию нравственных норм, представлений и поведения. Работа с родителями может быть реализована эффективно только при правильном подборе форм и методов взаимодействия.
В связи с этим, для совершенствования процесса совместной деятельности с родителями работа была реализована через разнообразные формы: традиционные – беседы, консультации, анкетирование, инновационные – совместные досуги, участие в выставках, мастер-классы и т.д.
После реализации плана занятий по улучшению взаимодействия ДОО с родителями по нравственному воспитанию для выявления эффективности форм и методов организации деятельности была проведена повторная диагностика. Выявление динамики развития уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста является целью контрольного этапа. Методики были те же, что были использованы в констатирующем этапе. Результаты повторной диагностики представлены ниже.
Рисунок 2.3. Результаты диагностики уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (контрольный этап)
Рисунок 2.4. Результаты диагностики уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (контрольный этап)
Далее рассмотрим динамику изменений уровня нравственного поведения.
Таблица 2. Динамика развития уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий и контрольный этап)
Рисунок 2.5 Динамика развития уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий и контрольный этап)
На таблице 2 и рисунке 2.5 представлена динамика развития нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой. Если в констатирующем этапе количество детей с низким уровнем составляло 43,5 % из общего количества группы (10), то в контрольном этапе данный показатель снизился на 4 (17,4%) и равен 6. Это говорит, что 17,4% дети начали адекватно оценивать поведение и обосновать свою оценку. Изменения показателей среднего и высокого уровней равны 2, то есть повысились на 8,7%. Отсюда можно сделать вывод, что большинство детей группы (56,5%) научились адекватно реагировать на правильное и неправильное поведение. А 17,4% (+8,7%) детей вовсе начали правильно понимать и реагировать на ситуации. У них
Вторая методика – методика беседы Л. В. Ануфриевой, целью которой является определение уровня сформированности у детей нравственных представлений (Приложение 2).
Диагностика, также, проводится в форме индивидуальной беседы. Детям задаются специально разработанные вопросы, которым предлагается дать точный, четкий, полный ответ.
Обработка результатов. Максимальный балл – 24.
2 балла – четкий, полный ответ;
1 балл – недостаточно четкий, недостаточно полный ответ;
0 баллов – неправильный, неточный ответ.
Результаты были представлены следующими уровнями сформированности нравственных представлений у детей:
• низкий уровень (0-7 баллов) – у ребенка сформировано неправильное, неточное представление о нравственном понятии;
• средний уровень (8-16 баллов) – представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
• высокий уровень (17-24 балла) – сформировано полное и четкое нравственное представление о понятии.
Далее рассмотрим результаты нашего исследования, которые представлены на рисунках 2.1, 2.2.
Рисунок 2.1. Результаты диагностики уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий этап)
На рисунке выше (рисунок 2.1) видим, что у дошкольников в количестве 10 детей низкий уровень развития нравственных представлений. Это говорит, что 43,5% не умеют выделять нравственную норму,и продолжение историй разные, не всегда правильно определяют хорошее и плохое поведение. У 47,8 % детей из общего количества группы средний уровень, эти дошкольники умеют оценивать поведение, но не могут обосновывать свою оценку, формулировка нравственных норм дается трудно. Всего у 2 дошкольников (8,7%) понимание нравственных норм находится на высоком уровне. Эти дети обосновывают свое мнение, дают правильную оценку поведению детей и мотивируют свою оценку.
Рисунок 2.2. Результаты диагностики уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (констатирующий этап)
Как видно из рисунка 2.2, 65,2% дошкольников старшей группы, в количестве это 15 детей, имеют средний уровень нравственных представлений. У детей отмечаются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Сформировано отрицательное отношение к грубости и жадности. 8(34.8%) детей имеют низкий уровень нравственных представлений, затруднились ответить на вопросы или не давали ответа.
2.2. Разработка и апробация плана занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей
В рамках формирующего этапа исследования был разработан и апробирован план занятий направленный на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию.
В процессе взаимодействия с родителями по нравственному воспитанию дошкольников происходит формирование нравственных представлений детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с окружающими людьми. Единство в воспитании детей решает ряд задач. Во-первых, оно обеспечивает выработку правильного поведения детей. Во-вторых, совместная работа педагогов с родителями воспитанников, помогает создать в детском саду атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.
При реализации формирующего этапа участвовали 23 старших дошкольника и привлечены их родители в количестве 23 человек. План занятий реализовался в течении одного месяца.
Цель разработки плана – улучшение процесса взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей.
Задачи:
-
создать условия для партнерства ДОО и родителей по воспитанию детей. -
создать эффективные виды и формы деятельности на улучшение взаимодействия ДОО и родителей. -
продолжать формировать нормы поведения и положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми во взаимодействии семьи и ДОО. -
продолжать развивать в детях нравственное воспитание в совместной деятельности ДОО и родителей.
Таблица 1 Тематическое планирование занятий на улучшение взаимодействия ДОО и родителей по нравственному воспитанию
№ | Тема, цель | Виды и формы деятельности | |
Работа с детьми | Работа с родителями | ||
1. | «Правила поведения» Цель:
|
|
|
Совместное творчество родителей и детей поделки на выставку «Добрые сказки» | |||
2. | «Труд взрослых. Профессии» Цель:
|
|
|
Совместная работа детей с родителями по уборке участка детского сада. | |||
3. | «Семь Я» Цель:
|
|
|
Конкурсы «Утренняя гимнастика с мамой», «Логотип нашей семьи». | |||
4. | «Мой посёлок» Цель:
|
|
|
Посещение музея истории лесного хозяйства. | |||
5. | Итоговое мероприятие. Цель:
| Совместный поход воспитателей, детей и родителей в парк «Гаилэ» (игры, эстафеты и др.). Задачи : Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности. Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью. Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру. |
В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и ДОО. Поэтому взаимодействие ДОО с родителями является необходимым видом организации совместной деятельности по воспитанию детей. Семья играет особенно важную роль по развитию нравственных норм, представлений и поведения. Работа с родителями может быть реализована эффективно только при правильном подборе форм и методов взаимодействия.
В связи с этим, для совершенствования процесса совместной деятельности с родителями работа была реализована через разнообразные формы: традиционные – беседы, консультации, анкетирование, инновационные – совместные досуги, участие в выставках, мастер-классы и т.д.
2.3. Проверка эффективности плана занятий, направленных на улучшение взаимодействия ДОО с семьей по нравственному воспитанию детей
После реализации плана занятий по улучшению взаимодействия ДОО с родителями по нравственному воспитанию для выявления эффективности форм и методов организации деятельности была проведена повторная диагностика. Выявление динамики развития уровня нравственного поведения детей дошкольного возраста является целью контрольного этапа. Методики были те же, что были использованы в констатирующем этапе. Результаты повторной диагностики представлены ниже.
Рисунок 2.3. Результаты диагностики уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (контрольный этап)
Рисунок 2.4. Результаты диагностики уровня нравственных представлений по методике беседы Л.В. Ануфриевой (контрольный этап)
Далее рассмотрим динамику изменений уровня нравственного поведения.
Таблица 2. Динамика развития уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий и контрольный этап)
Уровни/этапы | Констатирующий | Контрольный |
Низкий | 43,5 | 26,1 |
Средний | 47,8 | 56,5 |
Высокий | 8,7 | 17,4 |
Рисунок 2.5 Динамика развития уровня нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой (констатирующий и контрольный этап)
На таблице 2 и рисунке 2.5 представлена динамика развития нравственных норм по методике «Закончи историю» с модифицированными вариантами ситуаций Р. М.Калининой. Если в констатирующем этапе количество детей с низким уровнем составляло 43,5 % из общего количества группы (10), то в контрольном этапе данный показатель снизился на 4 (17,4%) и равен 6. Это говорит, что 17,4% дети начали адекватно оценивать поведение и обосновать свою оценку. Изменения показателей среднего и высокого уровней равны 2, то есть повысились на 8,7%. Отсюда можно сделать вывод, что большинство детей группы (56,5%) научились адекватно реагировать на правильное и неправильное поведение. А 17,4% (+8,7%) детей вовсе начали правильно понимать и реагировать на ситуации. У них