Файл: Курсовая работа понятие и виды нормативноправовых актов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства и права


КУРСОВАЯ РАБОТА

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Автор курсовой работы Н.В. Киселева

Направление 030900.62 юриспруденция

Обозначение курсовой работы КР-02069964-030900.62-11-14

Руководитель работы

канд. юрид. наук, доц. В.А. Любушкин


Оценка _______
Саранск

2014

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»

Факультет юридический

Кафедра теории и истории государства и права
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент Киселева Наталия Витальевна

1 Тема Понятие и виды нормативно-правовых актов

2 Срок представления работы к защите ____________________________

3 Исходные данные для курсовой работы нормативные и иные правовые акты, научная и учебная литература

4 Содержание курсовой работы

4.1 Понятие и признаки нормативно-правовых актов.

4.2 Классификация нормативно-правовых актов.

4.3 Место и роль нормативно-правового акта в системе источников российского права.

Руководитель работы В.А. Любушкин

Задание принял к исполнению Н.В. Киселева

Реферат

Курсовая работа содержит 42 страниц, 17 использованных источников.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ АКТ, ПРАВО, ЗАКОН, ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ.

Объектом исследования является понятие и виды нормативно-правовых актов.

Цель работы - это анализ нормативно-правовых актов как источников права.

Методологическую основу исследования составляют диалектический, исторический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания.


Область применения-материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «Теория государства и права».

Содержание

Введение

6

1 Понятие и признаки нормативно-правового акта

9

1.1 Понятие нормативно-правового акта

9

1.2 Признаки нормативно-правового акта

1.3 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц

14
16

2 Классификация нормативно-правовых актов

25

3 Место и роль нормативно-правового акта в системе источников российского права


31

3.1 Современная система источников права в Российской Федерации

31

3.2 Проблемы законодательной регламентации системы нормативно- правовых актов

37



Заключение

39

Список использованных источников

41


Введение

Актуальность темы данной работы объясняется особой ролью нормативно-правового акта в системе источников современного российского права, необходимостью понимания этого явления и его взаимосвязей с иными элементами системы источников права для обеспечения эффективного и непротиворечивого правового регулирования, единообразия правоприменительной практики.

Право – важнейший регулятор общественных отношений. Именно через правовые установки достигается необходимая упорядоченность и стабильность в жизни социума. Еще И. Кант предупреждал, что право может служить как средством ограничения произвола, так и средством попирания свобод человека. Ориентир необходимо держать не на право как таковое, а на право истинное, отражающее насущные и перспективные потребности общественного развития. Именно поэтому Президент Российской Федерации в своих ежегодных Посланиях Федеральному собранию уделяет огромное внимание укреплению и значимости права в свете формирования в Российской Федерации демократического общества, общества господства права, режима законности, стабильного правопорядка во всех сферах жизнедеятельности.



Право является результатом сложнейшей работы государственных органов, и оно в данном контексте понимается как система нормативных правовых актов. В свете проводимых политических, экономических и административных реформ в стране возросли требования к организации нормотворческого процесса проводимого органами государственной власти, поскольку качество нормотворческой деятельности – это качество самого права.

Однако, несмотря на большие качественно новые перемены в российской правовой действительности, все так же активны бюрократизация права и нормативная конфликтность, бытует моральная устарелость норм, проявляется нестабильность правового регулирования и

много других недостатков.

С полной уверенностью можно утверждать, что нормативно-правовая база требует постоянной переработки, так как должна соответствовать потребностям развития общества, новым задачам и целям, которые стоят перед ним, и это касается не только федерального, регионального, но и ведомственного нормативного материала.

Правовая политика государства своим влиянием охватывает все аспекты правового регулирования-от формулирования права в виде нормативных правовых актов до обеспечения их реализации . В этой связи в содержании правовой политики юристы выделяют несколько направлений (форм): правотворческое (нормотворческое), правоприменительное, правоохранительное и правоинтерпретационное. Авторы отводят правотворческому направлению среди названных форм правовой политики особую роль, и это связано с тем, что нормативные правовые акты выступают действенным и естественным каналом, через который реализуется потенциальная энергия права. Все остальные формы правового регулирования подчинены обеспечению реализации содержащейся в них государственной воле. Цель государства при этом состоит в создании эффективной законодательной основы человеческой деятельности, обеспечении единства в системе юридических норм правовых институтов, субъективных прав, обязанностей, запретов, поощрений, санкций, льгот и т.д.


Нормативно-правовые акты являются основными источниками права в Российской Федерации. На долю именно этих документов приходится наибольший объем правового регулирования, к их числу относятся акты, обладающие высокой юридической силой-конституции и законы. К нормативно-правовым актам причисляют множество документов, принимаемых различными органами государственной власти по всем вопросам общественной жизни. Никакой другой вид источников права не обладает настолько широкой сферой применения и такими регулятивными возможностями.

При написании работы были использованы следующие методы исследования: исторический; сравнительно-правовой; логический, формально-юридический, социологический, системного анализа, и другие методы.

Степень научной изученности темы. На эту тему писали такие авторы, как А.А. Белкин, О.В. Малова, И.С. Зыкин, В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, В.А.Толстик, Б.Л. Зимненко, Г.В. Гаджиев, С.С. Алексеев и другие ученые.

Объектом исследования выступает система источников права Российской Федерации как упорядоченная множественность разнообразных источников права, регулирующих общественные отношения.

Предметом исследования является раскрытие понятия, признаки нормативно-правового акта, их виды, а также роль нормативно-правового акта в системе источников российского права.

Цель работы – это анализ, нормативно-правовых актов как источников права.

В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

– изучить понятие и признаки нормативно-правовых актов;

– рассмотреть действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц;

- изучить классификацию нормативно-правовых актов;

- рассмотреть место и роль нормативно-правового акта в системе источников российского права;

Методологическую основу исследования составляют диалектический, формально-юридический, логический, сравнительно-правовой и другие методы познания.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

1 Понятие и признаки нормативно – правовых актов




    1. Понятие нормативно – правовых актов



Замечено, что если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищённая свобода.

Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Единого подхода к пониманию термина источника права не существует. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу следует заметить, что под «источником права» можно понимать то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права. Это материальный и идеологический источник. В специально юридическом смысле под “источником” или формой права понимается то, где содержаться нормы права.

Среди важнейших источников права следует назвать: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, юридические прецеденты, договоры нормативного содержания, правовые доктрины. Таким образом источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства.

В различных правовых системах мира, в разное время одновременно использовались несколько источников права. Но в зависимости от исторических этапов и особенностей развития каждой страны определённые источники приобретали доминирующее значение. На ранних стадиях становления права преобладал юридический обычай. По мере развития и укрепления государства в Европе доминирующим становится нормативно-правовой акт. Наряду с правовым обычаем и нормативно-правовым актом, в странах с англо-саксонской правовой системой особенно важное, доминирующее значение занимает юридический прецедент. Таким образом, место и значение разных видов форм (источников) права в странах с различными правовыми системами остаются неодинаковыми.

Как уже упоминалось, наиболее древней формой права является правовой обычай, то есть правило, которое вошло в привычку народа, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права. Следовательно, правовыми являются обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и как следствие этого подпадают под его защиту.