Файл: Курсовая работа понятие и виды нормативноправовых актов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 647

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В политической сфере на территории государства действуют законы собственного государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика действия собственных законов обеспечивает суверенитет государства.

При разрешении вопроса о том, какой закон должен действовать в конкретном случае – отечественный или иностранный, принимается во внимание природа тех правовых отношений, которые регулируются каждым законом.

В дореволюционной юридической литературе для этих целей выделяли так называемую статутную теорию, которая различала правовые статусы. Утверждалось, что все вопросы, возникающие относительно состояния лица, решаются на основании законов его родины. Законы, которые определяют имущественное положение, имеют двоякое действие. В отношении движимого имущества возникающие споры, столкновения разрешаются на основании законов того государства, где проживает владелец движимого имущества. Во втором случае все споры разрешаются по законам местонахождения вещи. Наконец, может быть и смешанный случай, когда вопросы решаются договорами о том, какие законы будут применяться при решении конкретных споров.

В ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лиц на определенный круг лиц.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц


По кругу лиц законы и другие нормативно-правовые акты действуют в отношении граждан Российской Федерации, как на территории России, так и за ее пределами. В частности, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в органы Российского государства, пользуются защитой российских законов и несут ответственность за правонарушения перед российскими органами по российским законам, если они не привлекались к ответственности за те же правонарушения по законам других государств.

На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.


Важно подчеркнуть, что действие закона по отношению к лицам базируется на двух началах: принципе суверенитета (территориального верховенства государства), а также ограничивающих этот принцип требованиях международного права.

Вместе с тем существуют специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

В отношении формального равенства также существуют исключения – принцип экстерриториальности, т.е. внеземельности. Он действует в отношении некоторых категорий иностранцев, в частности на дипломатических представителей и членов их семей, обладающих дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушение. Эти лица в случае совершения правонарушения попадают лишь под действие законов родной страны.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

Все граждане (подданные) обязаны быть законопослушными, но из этого вытекает равенство всех перед законом, в частности распространение действий уголовных законов на правонарушителей – граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.



2 Классификация и виды нормативно-правовых актов

Критерии классификации нормативно-правовых актов


Различные критерии правовых актов представляют собой систему классификации юридических документов, что позволяет нам говорить о наличии различных характеристик рассматриваемого явления правовой действительности, формирующих единую систему права, главным критерием которой является соответствие актов юридической силе, компетенции различных органов, их принявших, сферам действия.

Иными словами, данные критерии в своей совокупности дают представление об иерархии правовых актов. Мы полагаем, что универсальной, обобщающей классификацией правовых актов можно считать их деление на:

1. Предписания, оформленные в документальном виде. Это прежде всего нормы позитивного права, изложенные в различного рода юридических документах.

2. Правореализационные действия, представляющие собой акты-действия, основанные на праве. Данная категория правовых актов характерна для правоприменителей, а также контрагентов в гражданско-правовых сделках и выражается в действиях, имеющих определенное юридическое значение.

3. Действия различных субъектов, находящие свое выражение в правовой действительности, имеющие позитивное либо негативное значение. К таковым можно отнести политические речи, интервью, действия граждан, способные устанавливать, изменять или прекращать правовые отношения. Общеизвестна классификация правовых актов по юридическим свойствам на нормативные и индивидуальные. Первые являются актами «широкого действия», рассчитаны на неопределенный круг субъектов и ситуаций, действие вторых конкретизируется по определенным обстоятельствам и адресатам1). Данная классификация детально раскрывается при рассмотрении правовых актов по содержанию (природе): нормативные; правоприменительные; интерпретационные; договорные1). Сочетание нормативных и индивидуальных правовых актов является классификацией правовых актов, характеризующих их как элемент «инструментальной составляющей» механизма правового регулирования. В этом свете особое значение имеет нормативный акт. Нормативные правовые акты мы связываем со свойствами их юридической силы, т.е. соотношением одного акта с другим, что выражается в критериях верховенства и подчиненности одних правовых актов другим . Иными словами, нормативный правовой акт представляет собой совокупность юридических предписаний, обладающих большей юридической силой по отношению к правовым актам нижестоящего уровня. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции управомоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры,
содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Подразделение правовых актов на нормативные и индивидуальные можно считать классификацией этих актов по юридической функции. Соглашаясь с данным утверждением, мы полагаем, что критерии нормативных юридических документов раскрываются в их юридической силе, с чем связано значение понятия «нормативный акт». Как правило, нормативные акты, являясь основой для всех остальных, выступают по своей сути системно- образующими. Именно им должны соответствовать правоприменительные и договорные акты. Проблематику отграничения нормативных актов ненормативных изучает О.В. Шопина, указывая на то, что приведение правовых актов в систему является непременным условием для решения ряда насущных задач по рациональному использованию права. Практическое выражение данная проблематика получает при рассмотрении классификации актов по юридической форме и субъектам издания, в частности, указов Президента РФ, Федеральных Конституционных Законов и Федеральных Законов. Первичным актом следует считать тот акт, который содержит правовые положения, действующие в сочетании с дополняющими и развивающими его положениями другого акта, являющегося вторичным по отношению к первому акту. При этом каждый из вторичных актов в свою очередь может выступать как первичный акт по отношению к актам, дополняющим и развивающим его. По нашему мнению, основными критериями классификации нормативно-правовых актов являются: 1) адресация неопределенному либо широкому кругу лиц; 2) статусное либо объемное регламентирование общественных отношений.

Необходимо отметить, что особое значение для реализации правовой политики приобретают федеральные конституционные, федеральные законы и различного рода кодексы. Указанные правовые акты конкретизируют положения Конституции РФ, являясь базовой основой для различных правовых актов органов исполнительной власти. Говоря о нормативных правовых актах, мы подразумеваем их юридическую силу, а следовательно, место правовых актов в правовой иерархии. Вместе с этим различные органы власти зачастую «дублируют» компетенцию при издании правовых документов, что связано с отсутствием в настоящее время нормативного акта, регламентирующего вопросы иерархии правовых актов и компетенции отдельных субъектов правотворческой деятельности. По мнению В.А. Тихомирова и И.В. Костелевской, тематикой правовых актов зачастую становятся вопросы, не относящиеся к данному жанру акта или выходящие за пределы компетенции издающего органа, а также явления, плохо познанные и невнятно структурированные
1).

Исключением в некоторой степени обладают указы Президента, поскольку они обязательны к исполнению и не должны противоречить Конституции РФ (п. 2, 3. ст. 90 Конституции РФ). В случае отсутствия федеральных законов, регламентирующих отношения в определенной сфере общественной жизни, президентские указы могут «подменять» их действие до момента принятия соответствующего закона. Таким образом, указы Президента могут обладать высшей юридической силой, подчиняясь только основному закону, хотя подобную практику мы связываем с необходимостью скорейшего принятия правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу социальных связей. Президентские указы в таких случаях носят временный характер.

Однако особое значение для правовой политики имеют именно законы, которые, по нашему мнению, должны соответствовать следующим критериям: 1) адресация неопределенному кругу лиц; 2) конкретизация положений Конституции РФ; 3) неоднократность применения; 4) принимаются компетентными законодательными органами либо на основании прямого волеизъявления народа. Законами являются нормативные правовые акты, адресованные неопределенному кругу лиц, конкретизирующие установления Конституции РФ по определенным предметам и сферам общественной жизни, рассчитанные на неоднократное применение, содержащие в себе правоустанавливающие нормы, принимаемые компетентным законодательным органом либо на основании прямого народного волеизъявления. Иначе говоря, законы – это нормативные правовые акты, устанавливающие режим общерегулятивных либо длительных отношений. Федеральные конституционные законы непосредственно примыкают к Конституции РФ, имеют с ней единый предмет регулирования, регламентируют основополагающие общественные отношения, имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных законов принимаются только те акты, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ. Роль федеральных законов заключается в том, что данные правовые акты регулируют отношения, возникающие по определенным основаниям, изменяющимся в зависимости от критериев правовой жизни. Точнее говоря, федеральные законы в отличие от федеральных конституционных законов являются актами, рассчитанными на специальное применение, т.е. имеют в некоторых случаях казуальный характер. Федеральные законы, таким образом, могут быть индивидуальными, рассчитанными на регулирование конкретных отношений, возникающих по поводу определенной ситуации. Как отмечает О.В. Шопина, существует ряд примеров, когда законами становятся акты правоприменения, регулирующие узко-специфические отношения.