Файл: Курсовая работа понятие и виды нормативноправовых актов.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 642
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и признаки нормативно – правовых актов
Действие нормативно-правовых актов в пространстве
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц
2 Классификация и виды нормативно-правовых актов
Критерии классификации нормативно-правовых актов
3.2 Проблемы законодательной регламентации системы нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой договор может обеспечивать регламентацию отношений в сферах, не подпадающих под исключительную компетенцию одного субъекта правотворчества. Обычай, являясь формой саморегулирования, позволяет участникам общественных отношений самостоятельно вырабатывать наиболее соответствующие их потребностям правовые нормы. При этом обычно-правовые нормы могут существовать не только в пределах одного государства, но и за его границами, распространяясь на определенную общность участников общественных отношений (например, предпринимателей). Судебная практика приспосабливает абстрактные нормы законодательства к конкретным случаям их применения, проблемам, которые не могли быть предвидены законодателем, но возникают на практике.
Особенности субъектов правотворчества, порядка создания и оформления правовых норм, используемого при этом материала, механизма реализации и обеспечения обязательности предопределяют специфические возможности и сферы применения источников права. Особое положение нормативно-правового акта по отношению к иным элементам системы источников права может быть объяснено наибольшими координационными возможностями и широкой сферой применения. Именно к нормативно-правовым актам относят источники права высшей юридической силы (Конституцию Российской Федерации и федеральные конституционные законы). Нормативно-правовые акты являются основополагающими документами, предопределяющими возможность существования и содержания всех иных источников права. Нормативно-правовые акты в силу удобства и оперативности используются в качестве средства управления государством. Создание нормативно-правового акта является волевым, сознательным процессом, осуществляемым от лица государства по определенным правилам, призванным обеспечить соответствие формулируемых норм интересам общества и государства. Конституционное признание и закрепление иерархии нормативно-правовых актов обеспечивают им наряду с нормативно-правовыми договорами бесспорную обязательность и законность применения. Формальная определенность и ясность нормативно-правовых актов облегчают их понимание и реализацию. Поэтому возникает тенденция закрепления норм, первоначально сформированных как правовой обычай или в результате судебной практики, в нормативно-правовых актах.
3.2 Проблемы законодательной регламентации системы нормативно-правовых актов
Выработка легального определения нормативно-правового акта препятствует абстрактность понятия «норма права», а также существование различных подходов к определению нормативно-правового акта в юридической практике. Среди спорных проблем системы нормативно-правовых актов вопрос о соотношении федеральных подзаконных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С.С. Алексеев1) утверждает, что при коллизии названных актов приоритет должен отдаваться федеральным подзаконным нормативно-правовым актам, принимаемым на основании и в соответствии сфедеральными законами и действующим вместе с ними. Если федеральный закон предусматривает, что правовое регулирование определенных отношений должно осуществляться федеральным подзаконным нормативно-правовым актом, то их регулирование актом субъекта Российской Федерации будет противоречить этому федеральному закону. В законе о нормативных правовых актах предлагается закрепить правила о приоритете более позднего акта по отношению к раннему, а специального – по отношению к общему. Введение этих правил, по мнению автора, требует решения вопроса о том, каким образом их следует применять: имеет ли специальный нормативно-правовой акт приоритет по отношению к принятому позднее общему. Автор приходит к выводу, что приоритет должен отдаваться акту, принятому позднее, в тех случаях, когда противоречащие друг другу акты не соотносятся как общий и специальный. По мнению автора, эффективная регламентация вопросов преодоления коллизий требует придания соответствующим правилам большей юридической силы по сравнению с федеральными законами. Поскольку Конституция Российской Федерации не предусматривает принятие федерального конституционного закона, закрепляющего коллизионные нормы, целесообразно внесение изменений в федеральный конституционный законы от 07.02.2011г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Данными законами определены правовые основы деятельности судов и Правительства Российской Федерации. Установление для судебной и исполнительной власти правил, обеспечивающих единообразный выбор нормативно-правового акта, подлежащего применению, сделает эти правила фактически обязательными для всех участников затрагиваемых правоотношений. Отмечается, что порядок принятия актов различных видов существенно различается и в настоящее время регламентируется актами разной юридической силы и отраслей права. Данное обстоятельство делает затруднительным единообразное регулирование вопросов принятия нормативно-правовых актов в законе о нормативно-правовых актах. Нецелесообразно также введение в качестве законодательных норм правил юридической техники, поскольку последние имеют рекомендательный характер, а их применение требует учета особенностей конкретного документа. и иные источники российского права.Правовая действительность свидетельствует о том, что круг общественных отношений, не урегулированных правом, достаточно широк. Данное обстоятельство влечет за собой нерешенность многих социальных, политических, экономических и иных проблем, актуальность которых ни у кого не вызывает сомнения. При этом речь в этой ситуации необходимо вести не только о модернизации и корректировке действующего законодательства, но и о разработке новых правовых институтов, отвечающих веяниям времени.
Современный законодательный процесс в Российской Федерации проходит в чрезвычайно сложно политической обстановке, детерминированной состоянием недостаточно высокого развития экономических и социальных отношений внутри государства. Это, на мой взгляд, и обусловливает особенности законодательного процесса, его основные элементы, свойства и принципы, отличные от западноевропейской и американской законодательной модели. Экономическая и социальная данность заставляет законодателя стремиться к эффективному, адекватному, своевременному регулированию той или иной группы общественных отношений. Подобная оперативность имеет и свою негативную сторону: принимаемый в спешке закон обладает низким качеством, он изобилует внутренними коллизиями, что, несомненно, негативно сказывается на правовой системе современного российского общества, на уровне защищенности интересов индивидуумов и их объединений.
Заключение
Из всего выше вышеизложенного можно сделать вывод что нормативно правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права.
Нормативно-правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.
Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие, актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.
Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой
, под которой понимается внутреннее свойство нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов.
Юридическая сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, который он наделяется государством по закону.
В понятии нормативно-правового акта необходимо видеть не только государственно-волевое, но и специфическое юридическое содержание, а так же внутреннюю форму его существования и внешнюю форму выражения.
Нормативно-правовые акты, как понятие характеризует связь права с государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими общественными отношениями.
В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне.
Огромное количество правовых актов, принимаемых на уровне министерств и ведомств, оказывает существенное влияние на ситуацию в таких сферах, как налогообложение, банковская деятельность, операции на валютном рынке, международные торговые операции. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридической техники, нередко противоречит друг другу.
Все эти факторы влияют и на экономику, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным.
Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов
, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима. Необходима система постоянного мониторинга состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема.
Список использованных источников
-
Конституция Российской Федерации (1993). – М.: Юрайт, 2011. – 47 с. -
О Конституционном Суде Российской Федерации: Федер. конституц. закон Рос. Федерации: [принят Гос. Думой 24 июня 1994 г.: одобр. Советом Федерации 12 июля 1994 г.]: (с изм. и доп.) // Российская газета. – 1994. – 23 июля. -
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. – 1994. – 08 декабря. -
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. – 1996. – 25 июня. -
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. – 1999. – 19 октября. -
Тихомиров В.А. Правовые акты: учеб. – метод. и справ. пособия / В.А. Тихомиров. – М., 2001. – 128 с. -
Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине / И.С. Зыкин. – М., 1982. – № 2. -
Толстик В.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России / В.А. Толстик // Журн. рос. права. - 2000. - № 8. – С.10-15.
9 Алексеев С.С. Общая теория права: учебник / С.С. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 576 с.
10 Малько А.В Правовая политика как способ организации правовой жизни общества // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузовы, А.В. Малько – М., 2003. – С. 136.
11 Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. – М.: Норма, –
2001. – 495 с.
12 Бабаев В.К. Теория государства и права / В.К. Бабаев. – М.:
Проспект, 2002. – 564 с.
13. Байтин М.И. Правовое государство: понятие, принципы, формирование / М.И. Байтин. - 2000. - №2. - С.22-24.
14 Нерсесянц В.С. Теория государства и права/ В.С. Нерсесянец.- М.: Юрист, 2005. – 608 с.
15 Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства/
В.Н.Протасов. – М.: Проспект, 2004. – 620 с.
16 Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Демократи / Б.С. Эбзеев. – М: Юрист, 2003. – 455с.
17 Якушев А.В. Теория государства и права / А.В. Якушев. – М.:
Проспект, 2005. – 330 с.
1) Алексеев С.С. Общая теория права: учебник / С.С. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. – С. 130.