Файл: Курсовая работа понятие и виды нормативноправовых актов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 539

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован. Игнорирование правовых актов, их нарушения, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления "баланса актов" и их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности к виновным лицам - с другой. Словом, юридическая защита правового акта служит его прочной гарантией.

– подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.
    1. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц



Действие нормативно – правовых актов во времени

Нормы права, призванные регулировать общественные отношения, содержатся в официальных документах - нормативно-правовых актах. Действующие в том или ином государстве нормативно-правовые акты согласованы между собой и образуют целостную систему, именуемую системой законодательства. Именно нормативно-правовой акт как внешняя форма права определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в нем нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

Действие нормативно-правового акта во времени предполагает установление процедуры, которая определяет вступление в силу нормативно-правового акта, а также утраты его юридического значения. Момент начала действия нормативных актов определяется двумя правилами:

– если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

– если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.

Как правило, сначала издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики акта. Определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу также может и Конституция.

Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе действия во времени. Этим актом может устанавливаться конкретная дата введения закона в действие.


Используются и такие формулировки – закон действует с момента опубликования, с момента принятия или подписания. Весьма распространена и формула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.).

Если специальный порядок вступления в силу закона не оговаривается, тогда действует общий порядок. «Согласно ст.6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования"1).

В основном они публикуются в "Парламентской газете", "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Однако никто ни один орган не может принять решения о вступлении закона в силу до его опубликования, поскольку согласно ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Это конституционное положение относится не только к федеральным законам, но и к законам республик и других субъектов Российской Федерации.

По Конституции РФ 1993 года принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если же возникает коллизия между Федеральным Собранием и Президентом РФ, а Собрание вновь рассматривает закон и одобряет его, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Указы Президента и постановления и распоряжения Правительства, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию и вступают в силу по истечении определенного времени для каждого указа, постановления или акта. Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней. "Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания".

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.



Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти1) (министерств, комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. "Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст.5 НК РФ). Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах.

Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативных актов прекращается:

– в случае прямой отмены;

– по истечении срока, на который принят нормативный акт;

– в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам или тем же вышестоящим органом.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции Р.Ф. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.

Придание закону обратной силы возможно лишь в двух случаях:

– если в самом законе об этом сказано;

– если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

"Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

– по истечении срока действия акта, на который он был принят;

– в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

– на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена)". Например, обратную силу могут иметь законы
, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе.

Переживание закона – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно, в этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.

Нормы права должны действовать во времени в соответствии с такими принципами как, например, общее правило - немедленное действие правовых норм. Или норма, ухудшающая правовое положение граждан, других субъектов права, должна иметь только перспективное действие. Норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу. Наконец исключения из этих правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм.


Действие нормативно-правовых актов в пространстве



Действие нормативного акта в пространстве также имеет множество аспектов, особенностей. В этой сфере главное, что выделяет теория права – неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Действие определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Территория Российской Федерации включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), недра, территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

– уровня государственного органа, принявшего данный акт;

– юридической силы.

Единая правовая система обеспечивает суверенитет государства. Однако могут вводится законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой-либо территории чрезвычайного положения.

Нормативные акты распространяют свое действие:

– на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

– на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

– на территорию, указанную в самом нормативном акте;

– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие законов в пространстве определяется рядом положений. Так, важным является правило, что каждое государство имеет право применять законы в пределах своей территории. Не менее значима и проблема применения иностранных законов на территории государства. В ходе интеграционных процессов такие проблемы возникают все чаще. Так, стала практической проблема применения в России общепризнанных принципов и норм международного права. Действуют и даже имеют приоритет в случае коллизий правила международных, межгосударственных договоров. Эти коллизии возникают при разрешении конкретных дел. Понятно, что коллизионные проблемы являются предметом главным образом науки международного права.