Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная детская психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Л.А. Венгер [21] указывает на то, что психологическая готовность ребёнка к обучению необходимо предполагает определённый уровень развития различных познавательных процессов и познавательных интересов, то есть уровень умственного развития ребёнка. О том, какой должна быть умственная готовность, пишут Л.А. Венгер и А.Л. Венгер [20, 24]:

  1. Это умение слушать и выполнять правила, указания.

  2. Необходим определённый уровень развития памяти (механической и логической).

  3. Определённая степень умственного развития (владение обобщающими понятиями, умение планировать свои действия).

  4. Умение отличать слово от обозначаемого им предмета или явления.

  5. Владение арифметическими операциями.

  6. Готовность руки к овладению письмом.

К проблеме готовности ребёнка к школе обращается в своих работах А.А. Люблинская, которая главное место в готовности к школе отводит «кругу представлений» [16, с. 356]. В качестве показателей психологической готовности ребёнка к обучению в школе А.А. Люблинская выделяет выработанную в результате систематического обучения на занятиях в детском саду:

« ... привычку к умственному усилию, умению работать сосредоточенно, слушать объяснения учителя и ответы товарищей, быстро и точно выполнять указания педагога» [16, с. 357].

В.С. Мухина считает, что: «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности» [19, с. 264]. Она подробно рассматривает основные направления психологической готовности к школе, выделяя следующие компоненты:

  1. «... желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться».

  2. «Достаточный уровень волевого развития ребёнка... Соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением...»

  3. Относительная произвольность познавательной деятельности.

  4. « ... Уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребёнка».

  5. « ... Качества личности ребёнка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём». Общественные мотивы поведения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками [8, с. 38-31].

Н.И. Гуткина отмечает, что: «Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость в основном понимается данным автором как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общения со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения» [35, с. 7]. Исходя из теоретической платформы Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина — последователей Л.С. Выготского, Н.И. Гуткина анализирует и обосновывает структуру психологической готовности к школе и создаёт собственную программу по определению этой готовности у детей 6-7 лет.

В качестве основных сфер, по уровню развития которых можно судить о психологической готовности к школе, Н.И. Гуткина называет аффективно - потребностную, произвольную, интеллектуальную и речевую. Н.И. Гуткина обосновывает введение речевого компонента в структуру психологической готовности к школьному обучению тем, что слабое развитие речи ребёнка часто является причиной неуспеваемости детей уже в первом классе.

Р.С. Немов [35,с82] пишет: «В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, — в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита [18, с. 117].

1.2. Интеллектуальный компонент школьной готовности в психолого педагогической литературе у детей старшего дошкольного возраста



В структуре школьной психологической готовности можно выделить следующие компоненты: интеллектуальный, волевой, мотивационный и эмоционально-нравственный. В рамках этой работы мы подробно рассмотрим: интеллектуальный компонент школьной готовности

Интеллектуальная готовность - « это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов» [1, с. 7].

Этот компонент выделяется в работах многих учёных: Л.А. Венгером и А.Л. Венгером [19], Л.И. Божович [14], А.Ф. Говорковой, Н.Н. Поддьяковой [91], В.С. Мухиной [79], Р.С. Немова [82], Я.Л. Коломенского и А.Л. Панько [58] и другими.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

  • логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов. [9, c.38].

Таким образом, для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы у него были достаточно развиты такие психические процессы: как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Восприятие — процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа [35, с. 555].

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. У детей, поступающих в первый класс уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. Чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий в деятельности 6-7 летнего ребенка. К этому возрасту повышается звуковысотная различительная способность. В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая и тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различение тяжести предметов. Обнаружено, что в период от 4 до 7 лет эта способность возрастает примерно в два раза. Развивается в дошкольном возрасте и обонятельная чувствительность. Дети 6-7 лет допускают меньшее число ошибок при различении запахов, точнее их называют, чем более младшие дети.


Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте [35, с. 554]. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений» [35, с. 13]. Внимание качественно изменяется в 6-7 лет. Именно в этом возрасте, согласно Л.С. Выготскому психологические функции становятся осознанными. К концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Его возникновение важное новообразование в психике ребёнка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребёнка и взрослого. [35, с. 168].

Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации [34, с. 670]

Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

У ребёнка старшего дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид памяти, при котором отсутствует сознательно поставленная цель. «Ребенок действительно легко и надолго напоминает то, что вызвало его непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, динамизмом; запоминает лучше то, с чем он активно действовал (играл, конструировал, перекладывал и т. д.). Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, с которыми встречается ребенок, называются, то он запоминает их лучше» [8,с58,]. Но механизмы памяти шестилетки не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование — дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.


В исследовании 3. М. Истоминой [8,с54] памяти детей 3-7 лет выявились три мнемических уровня ее развития. Для первого уровня характерно отсутствие вычленения цели напоминать или припоминать; для второго — наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление, для третьего — наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого.

Дети шестилетнего возраста достигают второго и третьего уровня развития памяти, причем они составляли большую часть детей, отнесенных к группе с третьим уровнем развития памяти. Когда речь идет о детской памяти, то нередко высказывается мысль, что ребенку, впервые перешагнувшему порог школы, свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь по ассоциации. При этом ссылаются на поразительные способности ребенка к бессмысленному воспроизведению какого-либо малопонятного текста. Действительно, механическое запоминание сильно развито у детей этого возраста. Однако детям шестилетнего возраста доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического.

Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Так, по данным Н.А. Корниенко, ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем 4—8 хорошо знакомых слов и всего 1—2 — незнакомых. [8, с. 141]. Основную роль в развития логической памяти детей играет обучение.

Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. [9, с. 655].

Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно [2,с. 108].

Воображение из репродуктивного превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх [11, с. 12].