Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная детская психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из представленных результатов видно, что основная масса нормально развивающихся детей справилась с предложенными заданиями и оказалась на очень высоком уровне (5%), высоком (12,5%), среднем (62,5%) и низком (20%) уровнях. Дети с ЗПР с трудом выполняли задания и оказались на высоком (7,5%), среднем (42,5%), низком (42,5%) и очень низком (7,5%).

В количественном отношении дети с нормальным темпом психического развития набрали 56 баллов из 100 возможных, а дети с задержкой психического развития только 45. Таким образом, общее отставание детей с ЗПР составляет 11баллов. Из этого можно сделать вывод, что память детей с ЗПР является недостаточно сформированной, и имеет своеобразие в развитии. Для обучения в массовой школе детям данной категории необходимы дополнительные занятия для развития всех видов памяти.

Диагностика образно-логического мышления

При диагностике мышления мы использовали методики для оценки образно-логического мышления: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостает?», «Раздели на группы» и получили следующие результаты (см.табл.5).

Таблица 5 – Результаты диагностирования исходного уровня развития наглядно - образного и словесно - логического мышления по методике «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостает?», «Раздели на группы»


Дети

Очень высокий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Очень низкий %

НТПР

20

22

50

8

0

ЗПР

16

20

20

40

4


Диаграмма 5 – Результаты диагностирования исходного уровня развития наглядно - образного и словесно - логического мышления


Как мы видим, основная масса нормально развивающихся детей справились с предложенными заданиями и оказались на очень высоком уровне 20%, среднем 50%, и низком 8%. Дети с ЗПР хуже справлялись с заданиями и оказалось 16% детей на очень высоком уровне, высоком 20%, средним уровнем развития обладают 40 % детей, низком 20% и на очень низком 4% детей имеют такой уровень развития. Возникновение наглядно-образного
мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс.

По всем заданиям на определение уровня наглядно – действенного мышления в среднем были получены такие результаты (см.табл.6).

Таблица 6 – Результаты диагностирования исходного уровня развития наглядно – действенного мышления по методике «Обведи контур», «Вырежь фигуры», «Воспроизведи рисунки»


Дети

Очень высокий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Очень низкий %

НТПР

10

25

47,5

17,5

0

ЗПР

2,5

12,5

22,5

55

7,5


Диаграмма 6 – Результаты диагностирования исходного уровня развития наглядно – действенного мышления


Как мы видим, из полученных данных основная масса детей с нормальным темпом психического развития справились с предложенными заданиями, и показатели оказались высокими. Это говорит, о том, что в этом возрасте этот тип мышления является наиболее сформированным. Дети с ЗПР справились с заданием хуже и были получены более низкие результаты. Таким образом, общее отставание детей с ЗПР составляют 17,5 баллов. Можно сделать вывод, что мыслительная деятельность у детей с ЗПР развивается медленнее и является недостаточно сформированной и требует развития для того, чтобы дети данной категории могли обучаться в массовой школе.

Проведя диагностику по определению уровня активного словарного запаса, дети в группе НТПР показали хорошие результаты. Средние показатели указывают на то, что уровень развития речи соответствует норме. Дети с ЗПР плохо справились с заданиями: много отвлекались, не могли сразу понять, что изображено на картинке. При ответах пользовались односложными фразами, не использовали наречия, путались в употреблении местоимений. Дети совсем не умеют использовать в речи сложные предложения и конструкции. Результаты представлены в таблице.

Таблица 7 – Средние показатели уровня развития активного

словарного запаса по методике «Назови слова», «Расскажи по картинке»




Дети

Очень высокий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Очень низкий %

НТПР

5

35

40

20

0

ЗПР

0

0

20

60

20


Диаграмма 7 – Результаты диагностирования уровня активного словарного запаса



На диаграмме четко видно, что уровень развития активного словаря у детей с ЗПР не соответствует возрастным нормам, и речь детей требует развития для того чтобы дети данной категории могли обучаться в массовой школе. Также мы видим, что основная масса детей НТПР справились с предложенными заданиями.

Анализируя все, полученные результаты мы выяснили, что у детей с задержкой психического развития недостаточно развиты все познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. У 50% процентов детей развитие познавательных процессов находятся на низком и очень низком уровне в частности внимание, память, и речь. Результаты четко просматриваются на диаграмме (см.д.8).
Диаграмма 8 - Результаты диагностирования интеллектуального компонента школьной готовности детей с ЗПР



На основе проведенного исследования, можно сделать следующие выводы, что дети с задержкой психического развития не готовы к школьному обучению, по его интеллектуальному компоненту. У них плохо развиты все мыслительные операции. Наиболее заметно недоразвитие внимания, памяти речи. Проведенное нами исследование позволяет сделать предположение о том, что эти функции имеют своеобразие в развитии. На основании этого будет строиться дальнейшая работа по коррекции и развитию этих функций.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Исследование детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем психологической готовности к школьному обучению позволило выявить особенности сформированности интеллектуального, компонентов. Так со средним уровнем развития восприятия составляют 55% детей. Низкий уровень развития у 40%, а очень низкий уровень 5%.

Высокий уровень развития воображения имеют 3% детей. 30% детей имеют средний уровень развития. Больше пятидесяти процентов детей имеют низкий уровень развития 57%. И очень низкий составляют 10% детей.

Развитее наглядно – образного мышления по полученным показателям развивается более равномерно, чем другие функции, так 16% детей имеют очень высокий уровень развития, высокий и средний имеют 20% детей, низкий 40%, и очень низкий 4%. Развитие наглядно – действенного мышления – 2,5% находятся на высоком уровне, 12,5% детей имеют высокий уровень развития, 22.5% средний, 55% низкий и 7,5% очень низкий.

В большей степени имеет недоразвитие память детей, высокий и очень высокий составляет 0%, 30% имеют дети средний показатель развития, низкий уровень развития составляет самый большей процент из всех психических функций 65%, и 15% низкий уровень развития. Развитие внимания и активного словаря имеют одинаковые показатели так высокий и очень высокий уровень отсутствуют, средний уровень составляют 20% детей, 60% низкий и очень низкий у 10% детей.

Итак, результаты исследования показали, что в большей степени не развиты такие психические функции как память внимание и речь. И дети с задержкой психического развития не готовы к школьному обучению по его интеллектуальному компоненту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, изучая теоретические аспекты интеллектуального компонента школьной готовности и тем самым решая первую задачу мы выяснили:

  1. Интеллектуальная готовность - « это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов» [1, с. 7]. Этот компонент выделяется в работах многих учёных: Л.А. Венгером и А.Л. Венгером [3,с19], Р.С. Немова [35,с82], и другими. Определили, что существуют разные формы нарушения интеллектуальной деятельности. Также мы выяснили, что у детей данной категории имеются проблемы в их развитии.

  2. Для диагностики интеллектуального компонента изучили и использовали методики Р.С. Немова – Методы диагностики познавательных процессов дошкольников. [36,с56]. В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имели возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка [56].

  3. Провели эмпирическое исследование по выявлению своеобразия интеллектуального компонента и получили следующие результаты: в большей степени имеет недоразвитие память детей, высокий и очень высокий составляет 0%, 30% имеют дети средний показатель развития, низкий уровень развития составляет самый большей процент из всех психических функций 65%, и 15% низкий уровень развития. Развитие внимания и активного словаря имеют одинаковые показатели так высокий и очень высокий уровень отсутствуют, средний уровень составляют 20% детей, 60% низкий и очень низкий у 10% детей.

  4. Решая четвертую последнюю задачу, мы проанализировали результаты исследования и выяснили, что в большей степени не развиты такие психические функции как память внимание и речь. И дети с задержкой психического развития не готовы к школьному обучению по его интеллектуальному компоненту.


Таким образом, проведенное исследование, подтвердило гипотезу, что дети с ЗПР имеют низкий уровень развития интеллектуального компонента школьной готовности в особенности, такие как внимание, память и речь. Эти функции имеют своеобразие и нуждаются в дополнительных коррекционных мероприятий по их развитию. На основании этого будет спланирована дальнейшая работа.

В ходе написания работы была достигнута цель и раскрыты все поставленные задачи


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бабкина, Н. В.  Оценка психологической готовности детей к школе [Текст] / Н. В. Бабкина  - М.: Дошкольное воспитание и развитие, 2006. - 144 с.

  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: Учеб. пособие / Л.Н. Блинова  - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

  3. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина  - М.: Просвещение, 1989. - 203 с.

  4. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития [Текст]/ Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына  — М.: В.Секачёв, 2007. – 78 с.

  5. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер  - Томск, "Пеленг", 2002. - 127 с.

  6. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование [Текст] / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере - М.: МГУ, 1990. - С.63-72.

  7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.

  8. Выготский, Л. С. Кризис 7 лет [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. т.4,- М.: 2004. - 408 с.

  9. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова – М.: Академический проект, 2005. – 256 с.

  10. Гильбух, Ю. 3. Темперамент и познавательные способности школьника [Текст] / Ю. 3. Гильбух - Киев, 1993. - С.186-208.

  11. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст]: Учебно-методическое пособие для пед. и гуманит. вузов. / В.П. Глухов - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. – 318 с.

  12. Готовность детей к школе [Текст] / Под ред. Н. В. Дубровиной.- М.:"Наука", 2005. - 247 с.

  13. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для школьных психологов [Текст] / Под ред. Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер и др. - М.: ВНИК "Школа", 2009. - 83 с.

  14. Гусова А.Д. Индивидуальные особенности психического развития личности[Текст]/А.Д.Гусова // Вестник Московского университета управления.- Москва, 2009.- №18. - С.38-40.- (0,4 п.л)

  15. Гусова А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе[Текст]/А.Д.Гусова // Вестник Московского университета управления.- Москва, 2012. - №7. - С.222-226.- (0,4 п.л)

  16. Гусова А.Д. Психологические особенности готовности к обучению к школе детей, проживающих в условиях г. Беслан и г. Владикавказ [Текст]/А.Д.Гусова // Вестник СПбГУ (Серия 14 Психология) Часть 2. - С.П.: университета, 2009. - С.119-125.- (0,7 п.л.

  17. Гусова А.Д. Психологическое изучение детей 6-7 лет, переживших катастрофу или проживающих в зоне бедствия[Текст]/А.Д.Гусова // Вестник Московского университета управления.- Москва, 2012.- №8. - С.229-233.

  18. Гусова А.Д. Сравнительный анализ познавательных процессов и психических состояний у первоклассников специализированных и обычных образовательных учреждений г.Владикавказ и Беслан[Текст]/А.Д.Гусова // Вестник Северо-Осетинского Университета имени Коста Левановича Хетагурова. - СОГУ Владикавказ, 2010.- №2.- С.91-96.- (0.6 п.л.)

  19. Гуткина, Н. И. Диагностика и коррекция готовности детей к школьному обучению [Текст] / Н. И. Гуткина // В: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Сфера, 2007. - С.16-38.

  20. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н. И. Гуткина  - М.: Сфера, 2003. - 117 с.

  21. Гуткина, Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития [Текст] / Н. И. Гуткина // Активные методы в работе школьного психолога. - М.: Просвещение, 1990. - С. 34-45.

  22. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процессы обучения младших школьников [Текст] / В.В. Давыдов // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

  23. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / Под, редакцией Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М.: Владос, 2001. - 203 с.

  24. Дощицина, 3. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации [Текст] / 3. В. Дощицина - М.: "Новая школа", 2004. - 187 с.

  25. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст]/ А.О. Дробинская  — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.

  26. Екжанова, Е. А. Методика исследования готовности к школьному обучению [Текст] / Е. А. Екжанова - М.: КАРО, 2007. - 80 с.

  27. Каменская, В. Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольников к школьному обучению [Текст] /  В. Г. Каменская, С. В. Зверева - М.: Детство-Пресс, 2004. - 124 с.

  28. Кеэс, И. Л. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей [Текст] / И. Л. Кеэс // Вопросы психологии, 2003, № 6. - С.43-49.

  29. Князев, Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. Структура, диагностика. формирование [Текст] / Т. Н. Князев - СПб.: Речь, 2007. - 128 с.

  30. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько  - М.: "Просвещение", 2008. - 207 с.

  31. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие [Текст]  / О.Б. Конева  - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 32 с.

  32. Костикова, М.Н. Психологические особенности готовности детей к школьному обучению: Дисс.... канд. психол. наук [Текст] / М.Н. Костикова   - М., 1985. - 143 с.

  33. Кравцов, Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст] /  Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова - М.: "Знание". 2003. - 211 с.

  34. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова - М.: "Просвещение", 2001. - 223 с.

  35. Немов Р.С. Психология [Текст]/ Р.С. Немов Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.