Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная детская психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СВОЕОБРАЗИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
2.1. Методы и методики диагностики интеллектуального компонента школьной готовности у детей дошкольного возраста
Для диагностики использовалась методики Р.С. Немова – Методы диагностики познавательных процессов дошкольников. [35,с56]. В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных ме­тодик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка [56].

Для диагностики восприятия использовали такие методы диагностики: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?»

Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методы диагностики внимания: «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки». Этот набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом.

Методы диагностики воображения: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру». Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.


Методы диагностики памяти: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова». Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Эти четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методы диагностики мышления. Методики для оценки образно-логического мышления: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостает?», «Раздели на группы». Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей мы предлагаем по три разные методики, по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления - Методики для оценки наглядно-действенного мышления: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунки», «Вырежь фигуры».

Методы диагностики речи: «Назови слова», Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. «Расскажи по картинке» - методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка.

Подробное описание алгоритма проведения диагностики и интерпретация результатов представлены в Приложении 1.



2.2 Диагностика интеллектуального компонента школьной готовности детей с задержкой психического развития
Цель эксперимента: диагностика исходного уровня сформированности интеллектуального компонента школьной готовности.

Исследование проводилось в двух группах компенсирующего назначения в детском саду № 23 города Нижнего Тагила.

Для проведения констатирующего эксперимента было отобрано 10 детей с диагнозом задержка психического развития: 4 ребенка в возрасте от 6-7 лет и 6 детей в возрасте от 5- 6 лет. Для контрольной группы было отобрано 4 ребенка в возрасте от 6 до 7 лет и 6 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Обследование каждого ребенка происходило в течение 3 дней. Это было обусловлено тем, чтобы не вызвать у ребенка большого утомления и тем самым получить более достоверные сведения о нем.

Результаты исследования психологической готовности к школе отражены в таблицах и диаграммах.

Диагностика восприятия

В результате проведения диагностирующих заданий на развитие зрительного восприятия: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?» по каждой отдельно методике результаты представлены в приложении 1. Средние показатели исходного уровня сформированности восприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики исходного уровня развития зрительного восприятия по методикам: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?»


Дети

Очень высокий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Очень низкий %

НТПР

0

42,5

50

7,5

0

ЗПР

0

0

55

40

5


Диаграмма 1 – Результаты диагностики исходного уровня развития зрительного восприятия



Как мы видим, основная масса нормально развивающихся детей справилась с предложенными заданиями и оказалась на высоком (42,5%), среднем (50%) и низком (7,5) уровнях. Дети с задержкой психического развития с трудом выполняли задания и оказались на высоком (0%), среднем (55%), низком (40%) и очень низком (5%) уровнях.


В количественном отношении дети с нормальным темпом психического развития набрали 60,5 балла из возможных 100. Дети с задержкой психического развития только – 45,75. Таким образом, общее отставание детей с ЗПР составляют 14,75 баллов.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что восприятие детей с ЗПР является недостаточно сформированным и имеет своеобразие в развитии, которое отличается от нормально развивающихся сверстников. Также требует дополнительную систему занятий для того чтобы дети данной категории могли обучаться в массовой школе.

Диагностика внимания

По всем заданиям на диагностику внимания по методикам «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки». В среднем были получены такие результаты (см. табл.2).

Таблица 2 – Результаты диагностики исходного уровня развития зрительного внимания


Дети

Очень высокий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Очень низкий %

НТПР

2,5

15

70

12,5

0

ЗПР

0

0

35

55

10


Диаграмма 2 – Результаты диагностики исходного уровня развития зрительного внимания



Как мы видим, основная масса нормально развивающихся детей справилась с предложенными заданиями и оказалась на очень высоком (2,5%), высоком (15%), среднем (70%) и низком (12,5%) уровнях. Дети с ЗПР с трудом выполняли задания, часто отвлекались, очень медленно работали, возникали трудности в распределении внимания. Это свидетельствует о том, что у детей с ЗПР развитие внимания проходит своеобразно и существенно отличается от развития внимания нормально развивающихся сверстников. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание детей с ЗПР недостаточно сформированным и требует развития для того, чтобы дети данной категории могли обучаться в массовой школе.

Диагностика воображения


После выполнения всех заданий на развитие воображения «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру» были получены в среднем следующие результаты (см.табл.3).

Таблица 3 – Результаты диагностики исходного уровня развития воображения


Дети

Очень высокий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Очень низкий %

НТПР

3

14

63

20

0

ЗПР

0

3

30

57

10


Диаграмма 3– Результаты диагностики исходного уровня развития воображения


На диаграмме видно, что основная масса нормально развивающихся детей справилась с предложенными заданиями. Дети с ЗПР с трудом выполняли задания, пользовались подсказками взрослого, неохотно вводили правила игры, условия игры придумывали на бытовом уровне. Из этого следует, что воображение детей с ЗПР является недостаточно сформированным, развитие не соответствует возрасту и требует развития для того, чтобы дети данной категории могли обучаться в массовой школе. По результатам диагностики также видно, что данные задания вызвали определенные трудности и у детей НТПР.

Проведя все задания на диагностику памяти в среднем получены такие результаты (см.табл.4).

Таблица 4 – Результаты диагностики исходного уровня развития памяти по методикам: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова»


Дети

Очень высокий %

Высокий %

Средний %

Низкий %

Очень низкий %

НТПР

5

12,5

62,5

20

0

ЗПР

0

0

30

65

15


Диаграмма 4 – Результаты диагностики исходного уровня развития памяти