Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Панпсихизм: космос – живое существо, состоящее из бессмертных «духовных» (психических) атомов, блуждающих во Вселенной и переселяющихся в разные организмы. Таким образом, он одушевлял Вселенную.

Идея евгеники: в космосе есть совершенные и несовершенные атомы, задача науки – отсортировать все несовершенные атомы. Без этого невозможно в будущем рождение совершенного человека.

«Космическая этика»: в основе - принцип себялюбия как стимул к совершенствованию, принцип регулирования рождения, принцип расселения людей по планетам и регулирования Космоса.
Вернадский
С точки зрения В.И.Вернадского выход человека в космос – закономерное следствие эволюции жизни на Земле; в этом и заключается космическое предназначение человечества: нести жизнь за пределы биосферы, превращая ее в «космосферу». Но это – в будущем, а в настоящее время происходит процесс перехода биосферы в ноосферу (сферу разума), когда вся земная оболочка становится объектом разумного воздействия человека. Это, разумеется, накладывает на человека дополнительную ответственность за возможные последствия своих действий.
VI) Начало ХХ в. – 1991г. – развитие философии в рамках марксистско-ленинской традиции и, одновременно, продолжение традиций «Серебряного века» в творчестве философов русского зарубежья;
VII) После 1991 г. – отказ от марксистско-ленинской идейной парадигмы, освоение бывшей до этого под запретом западной философии (в том числе – и русской религиозной философии
«Серебряного века»), воссоединение с традициями мировой философской мысли.
2. Основные этические теории и концепции (этика добродетели, деонтология, утилитаризм и др.)
1. Теория добродетели Аристотеля
ДОБРОДЕТЕЛЬ – постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней. В отличие от Платона, Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что позволяет ему выдвинуть проблему нравственного воспитания.
Добродетель не приобретенное свойство души, она связана с общественно значимым действием, обладает нормативным характером и должна быть воспитана.
2. Деонтология как учение о моральном долге
Деонтологическая этика, которая ведёт происхождение своего названия от греческого слова "deon", имеющего значение "долг", смотрит на обязанности для того, чтобы определить, что является этичным. Эта теория отвечает на вопрос "Что я должен делать?" специальным указанием моих обязанностей или моральных обязательств.
Поступки являются правильными или неправильными, с точки зрения деонтологической теории, вследствие определенного типа действия (например, убийства, пытка), а не из-за их
последствий. Первичность правильности над благом в деонтологической теории является ее
центральной особенностью.
Наиболее известной из классических деонтологических теорий является теория, разработанная немецким философом Иммануилом Кантом (1724-1804). (Кантианская деонтологическая теория).
Кант утверждал, что поступок является достойным похвалы, если только его делают не ради своих личных интересов или вследствие его реальных последствий, но из долга (то есть, потому что его
осознают как моральное обязательство). Во-вторых, он полагал, что поступок является моральной
обязанностью, если только он предусматривается правилом, которое является универсально
действующим и поэтому рациональным. Например, нарушение обещания является неправильным всегда, потому что, если бы все следовали правилу нарушения обещаний, то ни один не принимал бы обещания всерьёз, расстраивая тем самым весь институт выполнения обещаний. Эту мысль можно сформулировать по-другому: поступок является правильным, когда он находится в соответствии с
правилом, которое соответствует принципу, названному Кантом "категорическим императивом".
Кант формулирует категорический императив таким образом: всегда поступай только согласно такой
максиме твоей воли, которую ты можешь пожелать, чтобы она была всеобщим законом. Кант называет принцип "категорическим", чтобы отличить его от "гипотетических" императивов. "Гипотетические" императивы говорят нам, что делать, если мы желаем вызвать определенные последствия, такие как счастье. "Категорический" императив
предписывает, что мы должны делать без ссылки к каким-либо последствиям. Этот принцип является "императивом", потому что он есть повеление (принуждение).


Предположим, например, врач говорит пациенту, что он имеет серьёзную болезнь, хотя он знает, что это не так. Это может быть ему непосредственно выгодно, так как лечение и мнимое излечение будет увеличивать его доход и репутацию.
Кант утверждает, что такие соображения показывают, что всегда неправильно лгать. Ложь производит противоречие в том, что мы желаем.
При рассмотрении проблем, касающихся медицинского лечения и исследования особую важность представляют четыре характерные черты этики Канта:

Неважно, какие могут быть последствия, всегда неправильно лгать.

Мы всегда должны относиться к людям (включая себя) как к цели и никогда только как к средству.

Поступок является правильным, когда он удовлетворяет категорическому императиву.

Совершенные и несовершенные моральные обязательства дают основание притязаниям, что определенные права должны получить признание.
2 Утилитаристские концепции блага как совокупности желательных последствий человеческого
действия
Этическая теория, известная как утилитаризм, получила свою формулировку в XIX столетии благодаря британским философам Джереми Бентаму (1748-1832) и Джону Стюарту Миллю (1806-1873), которые отождествляли моральное благо с пользой, приносимой действиями человека и его последствиями.
Утилитаризм - этическая теория, утверждающая, что правильный поступок тот, который вызывает наибольшее возможное благо.
В рамках утилитаризма наиболее известными являются три теории ценностей:

Гедонизм, отстаиваемый классиками утилитаризма Бентамом и Миллем, есть взгляд, в соответствии с которым благом является удовольствие (и отсутствие страдания), или счастье. Эта теория принимает во внимание удовольствия всех типов, включая утончённые удовольствия, подобно тем, что сопровождают чтение великой литературы, осуществление благотворительных поступков и дружбу.

Плюрализм, считает, что благо состоит из нескольких видов по природе ценных вещей, хотя различные теоретики имеют разные списки. Среди часто включаемых классов ценных вещей присутствуют дружба, красота, знание, любовь и, как предлагают в медицине, здоровье.

Утилитаризм предпочтения, который просто требует одного: максимизировать удовлетворение актуалъных предпочтений или желаний индивидуальных лиц, какими бы они ни были. Этот взгляд иногда играет роль в анализе политики здравоохранения или в суждениях о справедливом распределении ресурсов.
Многие утилитаристы согласны, что, в конечном счете,необходимо отдавать предпочтение производству нейтральных по отношению к агенту действий, или внутренних ценностей, которые не варьируются от человека к человеку. Например, ни подвергаться, ни делать аборт не является внутренне хорошим. Тем не менее, многие люди будут оправдывать аборт как внешне хороший в некоторых обстоятельствах или, например, в качестве средства в целях предохранения жизни и здоровья беременной женщины, которые являются внутренними благами.
1. Теория моральных обязательств У.Д. Росса.
Выдвинутую в первой половине ХХ столетия американским этиком У. Россом теорию называют плюралистической концепцией (плюрализм – признание множества точек зрения).
Преимущество плюралистического подхода в том, что он более близок к нашему повседневному моральному опыту. Мы обычно вовсе не следуем одному – единственному принципу или правилу, а учитываем разные нормы. Хотя эти принципы могут вступать в конфликт друг с другом.
При таком подходе, который можно назвать «соотносительным», мы не отказываемся ни от того, чтобы следовать принципам и правилам, ни от того, чтобы в полной мере учитывать своеобразие конкретных ситуаций. Суть соотносительного подхода в том, что обязательства, вытекающие из некоторого принципа, хотя и не отрицаются, но могут быть нарушены. Каждый из принципов при соотносительном подходе сохраняет свою значимость, и речь не идет о том, чтобы найти

главенствующий и подчиненные ему принципы. Но каждый должен соблюдаться не всегда, а только до тех пор, пока в конкретной ситуации он не вступит в конфликт с другими. И если в данной ситуации окажутся более обязывающими требования, диктуемые другим принципом, то мы будем вправе поступить вопреки требованиям, исходящим от первого принципа.
Например, библейская заповедь «не убий» понимается как запрет не всякого, а неоправданного убийства. Убийство в целях самозащиты, убийства в ходе войны, смертная казнь как высшая мера наказания, считалось допустимым даже у древних евреев, для которых Библия была основополагающим моральным учением. В настоящее время все три названных ситуации являются конфликтными, т.е. противоречащими библейской заповеди. Но в каждой из них более обязывающими оказываются другие принципы: самообороны, защиты отечества, правосудия. Во имя их реализации и совершается то или иное «оправданное» убийство.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

БИЛЕТ 11. 1) Основные направления западной философии 20 века (психоанализ,
экзистенциализм и др.)
Психоанализ.
Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.).
Направления, выделяемые Фрейдом: топика (статичная структура), динамика (как взаимодействуют структуры), экономика (как распределяются потоки энергии) – разделы психоанализа.
Создаёт психоанализ в противовес гипнозу. Единственный метод – сигнальный, речь. Анализ снов.
Главные факторы, влияющие на психику:
1. Удовольствия;
2. Вытеснение;
3. Желания, мысли подвергаются сублимации (снятие внутреннего напряжения путём перенаправление энергии в продуктивное русло).
Первый этап (ранний).
Делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное.
Первый касается создания концепции бессознательного.
Бессознательное – та часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер.
Предсознание – та часть психики, которая мешает реализации этих желаний и идей.
Осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача – обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.
Либидо – источник психической энергии. К Либидо Фрейд позже стал относить не только эротическую любовь, но и все другие виды любви – себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству.
Способы изменения импульса от либидо:
1) Разряжен в каком-то действии;
2) Подавлен и вытеснен назад в бессознательное;
3) Сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику.
Вывод Фрейда – вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности.
Второй этап (1920-1939).

Первичные космические позывы в сфере инстинктивных импульсов – Эрос (то же либидо – сексуальная энергия, влечение) и Танатос (влечение к разрушению и смерти). Эти инстинкты победить силой разума невозможно – определяют решения.
Патологические сексуальные влечения – фантазмы: Эдипов комплекс (влечение сына к матери), комплекс Электры (влечение дочки к отцу).
Структура бессознательного по Фрейду:
1. Оно (врождённые желания + вытесненные);
2. Я (реализует или запрещает желания Оно);

3. Сверх-Я (выступает как судья – нормы и образец поведения в обществе, воспитание, ценности).
«Там, где было Оно – должно стать Я» – выражение Фрейда означает, что в методе психоанализа пациент должен из бессознательного переместить в сознательное и осознать её.
Карл Густав Юнг (1875-1961).
Ученик Фрейда. Развил собственную концепцию – аналитическую психологию.
Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида.
Либидо – жизненная энергия, воспринимаемая как бессознательное стремление или желание. На протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности.
Создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного.
Высказал мнение, что европейская культура больна в отличие от восточной, т.к. она характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры.
Решение проблемы - интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека, т.е. человек должен представлять особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.
Теория менталитета. Менталитет – совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом.
Менталитет включает нормы культуры, традиции и коллективное бессознательное.
Бессознательное – определенная совокупность некоторых фундаментальных образов – символов, важных для любой цивилизации (как, например, символ Древа Жизни). С точки зрения Юнга, множество событий, особенно в духовной сфере жизни народов, происходит синхронно, но они не связаны причинно.
Т.е. есть, например, сны у групп с одинаковым менталитетом схожи и имеют свой набор символов.
Экзистенциализм - это направление в философии, главной темой изучения которого является человек, его насущные проблемы и смысл жизни.
Основоположником данной идеи принято считать датского философа Серена Кьеркегора, жившего в
XIX веке. Он заметил, что в философии обращают слишком большое внимание на проблему сущности
(эссенции) и бытия в целом, но не рассматривают саму проблему существования отдельно взятого человека. Он ввел понятие “экзистенции” и считал, что философия должна направить силы на то, чтобы помочь человеку разобраться в самом себе, в своем предназначении и в смысле своего существования.
Экзистенциализм же считает правильным рассматривать реальность как единство субъекта и объекта.
Причины появления экзистенциализма:

Обесценивание личности и жестокое обращение с человеком (рабство, концлагеря, массовая гибель на войнах);

Страх уничтожения человечества (экологические катастрофы, создание оружия массового поражения);

Стремительное развитие науки и техники и их использование против человечества (военная техника, отравляющие вещества);

Жесткий тоталитарный режим, обесценивающий человека как личность;

Беспомощность человека перед силами природы (стихийные бедствия, катаклизмы);

Экономические, политические, нравственные, социальные кризисы (войны, революции, резкая смена времен и власти, быстрый рост технического прогресса).
Ясперс выделял 2 направления в экзистенциализме:

Религиозный. Носит символический, мифопоэтический характер. Основные представители этого направления: К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер, Ф. Достоевский и др.

Атеистический. Носит критический и нигилистический характер. Основные представители этого философского течения: Ж-П Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер, С. Де Бовуар и др.