Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 937

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Представление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;

3. Разработка по итогам диагностики рекомендаций, которые позволят определить основные направления разработки психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

Таким образом, психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение специалистов.


2.2. Мониторинговое психодиагностическое обследование в системе МЧС России

Согласно Методическому руководству по психодиагностическому обеспечению в МЧС России от 22.03. 2011 г. № 2-4-54-529-4 Мониторинговое психодиагностическое обследование в системе МЧС России (далее – МПО) – комплекс периодических психодиагностических мероприятий, направленных на динамическое наблюдение за психологическим состоянием профессиональных контингентов МЧС России в период прохождения службы (работы) с целью определения успешности социальной адаптации к служебной деятельности, а также выявления наличия (степени выраженности) психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью и ранней дифференцированной диагностики суицидоопасных состояний.

МПО профессиональных контингентов МЧС России по выявлению наличия (степени выраженности) психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью и суицидоопасных состояний обязательно к проведению с периодичностью один раз в два года, в результате которого выставляются группы, определяющие необходимость психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России. В процессе проведения мониторинга учитывают индивидуальные психофизиологические особенности человека, вид и интенсивность разнообразных факторов, которые существенно влияют на изменение состояния человека.

Однако МПО в системе МЧС России не решает такие задачи как диагностика расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания) и определение долгосрочного прогноза суицидального поведения ввиду того, что данные мероприятия не входят в сферу деятельности специалиста психологической службы.

2.2.1.Специфика профессиональной деятельности специалистов МЧС России

Согласно концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности (Г.С. Никифоров, 1991) в целях сохранения профессионального долголетия специалистов необходимо знание общих и специальных факторов риска для конкретных видов профессий и категорий людей. На основе этих знаний может строиться поиск путей возможного устранения или снижения их негативного влияния на субъектов труда. В большинстве случаев специалисты МЧС России подвергаются воздействию экстремальных факторов физической, химической, биологической, психологической и психофизиологической природы.



1. Физические - высокий уровень физической нагрузки, движущиеся части машин и агрегатов, разрушающиеся конструкции, низкие и высокие температуры, повышенная запыленность, загазованность, влажность, высокий уровень шума и вибраций, пониженная освещенность, повышенный уровень ионизирующих излучений и т.д.

2. Химические – токсические, раздражающие, канцерогенные, сенсибилизирующие и мутагенные вещества.

3. Биологические – влияние болезнетворных микроорганизмов: бактерий, вирусов и т.д. Опасность данного вида экстремального воздействия возрастает при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на биологических предприятиях и в лечебных учреждениях.

4. Психофизиологические – сверхнормативные физические и нервно-психические перегрузки. Наиболее мощным объективным экстремальным фактором является высокое психоэмоциональное напряжение, возникающее вследствие угрозы собственной жизни и жизни коллег; переживание за благосостояние близких при возможной потере специалистом трудоспособности; дефицит информации; внезапность и скоротечность распространения зоны чрезвычайной ситуации при определенных условиях (взрыв в зоне огня емкостей с легковоспламеняющейся жидкостью, газовых баллонов и т.д.); моральная ответственность за спасаемых людей; необходимость общения в экстремальной ситуации с должностными лицами и гражданским населением; режим постоянного тревожного ожидания в период несения дежурства (даже находясь в состоянии оперативного покоя специалист сохраняет готовность к экстренным действиям, в результате чего ожидание может сформировать более превосходящую реакцию, чем в зоне чрезвычайной ситуации).

5. Психоэмоциональное напряжение может вызвать субъективные факторы стресса: нехватка опыта работы, психологическая неподготовленность, низкая эмоциональная устойчивость.

При этом факторы подразделяются на внешние, соответствующие организационным, и внутренние, соответствующие индивидуальным элементам. В свою очередь к внешним относятся: 1) хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, которая связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них; 2) дестабилизирующая организация деятельности, включающая в себя не всегда четкую организацию и планирование труда, не всегда структурированную и четкую информацию; многочасовую работу; наличие конфликтов как в системе «руководитель-подчиненный», так и среди коллег. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка сказывается на самом профессионале, а также на субъекте общения с ним и на
взаимоотношениях обеих сторон; 3) повышенная ответственность за исполняемые функции, когда постоянно необходимо находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется профессиональная деятельность – это требует принимать на себя эмоциональное состояние партнеров по общению; 4) неблагополучная социально-психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикале в системе «руководитель - подчиненный», и по горизонтали – в системе «коллега - коллега», при этом нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов; 5) психологически трудный контингент, что приводит к необходимости экономии эмоциональных ресурсов. Среди внутренних (субъективных) причин можно выделить следующие: 1) склонность к застреванию (эмоциональной ригидности); 2) интенсивная интериоризация обстоятельств трудовой деятельности, которая может возникнуть у людей с повышенной ответственностью за порученное дело; такие профессионалы тяжело переживают стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки.

В свою очередь к особенностям (специфике) профессиональной деятельности специалистов МЧС России можно отнести следующие: работа с людьми; риск принятия правильных решений при сборе оперативной информации; страх принять неправильное решение; фрустрация; жажда оценки (похвалы); жажда острых ощущений; ценность осторожности; сменный график работы, приводящий к нарушениям режима труда и отдыха, суточных ритмов работоспособности и способствующий накоплению утомления; высокая вероятность мгновенного переключения с привычного ритма действий на напряженную деятельность в условиях информационной перегрузки, дефицита времени и сенсорной депривации.

В связи с этим очевидно, что с одной стороны, профессиональная деятельность воздействует на здоровье человека, с другой – состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности. Таким образом, это определяет необходимость высокой профессиональной и физической готовности специалистов МЧС России к выполнению задач по предназначению. В специфических условиях (действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций
, сенсорной депривации и т.д.) для обеспечения максимальной эффективности профессиональной деятельности особое значение приобретают мероприятия по сохранению профессионального здоровья специалистов МЧС России. В связи с этим, психологическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов МЧС России связано с проблемой сохранения профессионального здоровья профессионала. Одним из важных и актуальных мероприятий в данном направлении является проведение мониторингового психодиагностического обследования, а также, по его результатам, проведение психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с профессиональными контингентами МЧС России.

Более подробная информация о профессиональном здоровье специалистов МЧС России отражена в Методических рекомендациях по психологической профилактике и коррекции в МЧС России от 2016 года.

2.2.2. Характеристика психологических изменений, возникающих в процессе выполнения профессиональной деятельности у специалистов МЧС России

Современный ритм жизни, различные катастрофы могут привести к длительному психоэмоциональному напряжению. А для тех специалистов, чья профессиональная деятельность связана с экстремальными условиями это особенно важно, так как в ответ на воздействие факторов, имеющих стрессорный характер, в организме возникает общий адаптационный синдром, который имеет неспецифический характер и ведет к повышению функциональной активности различных систем организма, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям (Г. Селье, 1960).

Под влиянием стрессовых факторов, связанных с выполнением профессиональной деятельности, психические процессы, определяющие умственную работоспособность (перцептивные, мнемические, мыслительные), изменяются не только в различной степени, но и разнонаправленно в различные периоды последствия тех или иных стрессов. Специалистам МЧС России, выполняя свои профессиональные обязанности, приходится находиться в постоянном контакте с людьми, оказавшимися в стрессовой ситуации, коллегами (в том числе и с минимальным опытом работы), представителями взаимодействующих служб, журналистами. Человеческое общение в подобных ситуациях нередко испытывает психику на прочность, создает условия для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия. Все это зачастую приводит к рассеиванию внимания, переносу его на внутренние процессы и состояния, снижению волевой готовности к немедленному действию и негативно влияет на выполнение служебных задач [7; 11; 21; 25].