Файл: Методические рекомендации по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе мчс россии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 939

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика исследования конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Методики валидность – комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Методики практическая ценность (полезность психологического теста) - реальная польза, получаемая в результате применения данного психологического теста; возможность применения результатов методики на практике.

Методики прогностичность – позволяет на основе полученных результатов построить возможный прогноз успешности деятельности, особенностей поведения, специфики поведения человека и т.д., проявляющиеся на протяжении определенного периода времени.

Методология учение о методах, способах и стратегиях исследования; учение об организации деятельности.

Методологические принципы психологического исследования требования к построению исследования.

Мотив (от лат. moveo – двигаю)материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности (А.Н. Леонтьев). Помимо функции побуждения и направления мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависят ее эффективность и качественные особенности протекания. Мотив также определяет характер познавательных процессов и структурирует содержание восприятия, памяти, мышления и т.д.

Мотивация 1. Совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Гофруа, 1992); 2. Совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986); 3. Побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность; 4. Процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998); 5. Динамический процесс формирования мотива – как основания поступка (Е.П. Ильин, 2002).


Мотивация деятельности - совокупность факторов, которые являются движущей силой для человека, а также процесс вовлечения себя или других людей в какую-либо деятельность. Существуют различные виды мотивации, каждый из которых следует учитывать, поскольку все они одинаково важны. Итак, выделяются такие аспекты: мотивационная система личности в общем смысле, которая рассматривается как совокупность потребностей, интересов, убеждений, увлечений, стереотипов, представлений индивида о норме и многого другого; мотивация достижения — это стремление личности к высоким результатам в той области, которая ему интересна и которую он сам определил для себя важной; мотивация самоактуализации — это мотивы личности в высшем их проявлении, которую коротко можно описать как потребность в самореализации.

Мышление психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. Это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получения общих представлений о ней на уровне понятий.

Надежность деятельности свойство человека, характеризующее его способность безотказно и с заданной точностью выполнять деятельность в течение определенного времени при определенных условиях. Достижение безошибочного и современного выполнения действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных подсистем организма и психики человека.

Невротические реакции - это срыв адаптационных механизмов, возникающий под влиянием мощного первого или очередного, но уже истощающего возврата значимой личностной проблемы. Невротические реакции характеризуется своим специфическим набором компонентов или признаков. Они качественно отличаются от адаптационных реакций. Поведение человека в этой ситуации становится характерологическим, т.е. присущим ему в соответствии с его темпераментом, типом нервной системы, его ядру личности, его истинным и теперь уже не скрываемым отношением к данной травматической для него ситуации, к конкретным людям, участвующим в ней. Одни люди начинают проявлять агрессию, другие начинают плакать, рыдать и жаловаться, третьи возбуждаются и начинают привлекать внимание окружающих людей и искать у них помощи и поддержки, некоторые впадают в эмоциональное оцепенение, уходят в себя и «теряют дар речи». Отдельные люди не выдерживая напряжения убегают или физически удаляются

- уходят, хлопнув дверью. Очевидно, что все варианты поведения описать невозможно - спектр поведенческих реакций огромен и строго индивидуален.

Непараметрические критерии разработаны для тех ситуаций, когда исследователь ничего не знает о параметрах исследуемой популяции; иными словами, непараметрические методы не основываются на оценке параметров (таких как среднее значение или стандартное отклонение) при описании выборочного распределения интересующей величины. Непараметрические методы позволяют обрабатывать данные из выборок малого объема с переменными, про распределение которых мало что или вообще ничего не известно.

Непараметрический критерий Манна-Уитни проверяет гипотезу о статистической однородности двух независимых выборок. То есть оценивает различие между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

Нозогенные (психогенные) реакции (нозогении) – психические и невротические расстройства, при которых заболевание внутренних органов  выступает в роли психотравмирующего фактора. Это неадекватное восприятие болезни. Нозогении являются разновидностью психосоматических расстройств (возникающих вследствие взаимодействия психических и физиологических факторов). Так как отношение к своему здоровью отличается у разных людей, то и нозогении могут проявляться по-разному. Основная причина возникновения психогенных реакций – заболевание. То, как человек отреагирует на заболевание, зависит от его отношения к собственному здоровью, его характерологических особенностей, социального отношения к конкретному заболеванию.

Норма (от лат. norma – правило, образец) - в психологии и медицине термин норма нередко используется для обозначения здоровья, но их нельзя считать полными синонимами. Выделяют 3 основных вида норм: 1. Статистические, характеризующие статистическое большинство описываемых объектов; 2. Физиологические, характеризующие по избираемым параметрам процессы и состояния здорового организма; 3. Индивидуальные.

С. Б. Семичов выделил 5 уровней психической нормы: 1. Идеальная норма, или эталон, – гипотетическое психическое состояние, характеризующееся гармоничной интеграцией теоретических норм, создающее условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта и соответствующее нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности; 2. Среднестатистическая норма – показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной популяции
- данный показатель предполагает определенный риск психического расстройства; 3. Конституциональная норма – соотнесение определенных типов психических состояний здоровых людей с определенным типом телесной конституции - примером концепции, основанной на конституциональной нормы, служит концепция Э. Кречмера; 4. Акцентуация – вариант психической нормы, характеризующийся особой выраженностью и непропорциональностью некоторых черт характера, приводящих к дисгармоничному складу личности (см. Акцентуация характера); 5. Предболезнь – появление первых эпизодических, разрозненных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной негрубых нарушений социальной адаптации. О психической Н. можно говорить тогда, когда физиологические и психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе психических процессов, находятся в пределах физиологической нормы, а психические составляющие личности восприятие, память, внимание и др. находятся в пределах статистической нормы, определяемой с помощью экспериментально-психологических методов. Норма входит в дихотомию «норма – патология». К патологии относят психопатии, дефектные состояния, аномалии развития.

Нормальное распределение – характеризуется тем, что крайние значения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине – достаточно часто.

Онтогенез – (от греч.ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение). Индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения до конца жизни.
Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни. В онтогенезе психики различают генетически, внутренне обусловленное созревание и формирование под воздействием среды и воспитания.

Оптимальные условия – условия жизнедеятельности человека, которые не требуют каких-либо чрезмерных напряжений и определяют быстрое восстановление функциональных резервов организма после внешних или внутренних воздействий. При оптимальных условиях функции организма регулируются экономично с ощущением чувства комфорта.


Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т.д.). Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Память долговременная – память, рассчитанная не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение и использование соответствующей информации без ее потери. Предельный срок хранения информации в долговременной памяти определяется продолжительностью его жизни. В долговременной памяти человека обычно находятся знания, умения, навыки, которые он получает за счет обучения и воспитания. Долговременная память человека является самой большой по своему объему из всех видов памяти, которые работают при жизни человека, и, строго говоря, эта память до сих пор не имеет точно установленного объема, так как человек в течение жизни может запоминать сколько угодно информации.

Память кратковременная память, способная сохранять информацию в течение 25-30 с после прекращения процесса ее восприятия. Например, после восприятия какого-либо образа, мгновенно закрыв глаза, человек в течение некоторого времени как бы продолжает видеть этот образ. Кратковременная память является одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека. Через нее обязательно проходит вся информация, воспринимаемая человеком с помощью органов чувств. За то время, пока информация хранится в кратковременной памяти, человек успевает решить для себя несколько важных задач: 1. Воспользоваться информацией для удовлетворения актуальных потребностей; 2. Принять решение о том, нужна ли информация в течение времени, превышающего 25-30 с и перевести соответствующую информацию в оперативную память; 3. Времени 25-30 с достаточно, чтобы принять решение, может ли данная информация понадобиться в будущем – если необходима, то происходит перевод в долговременную память. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека обычно равен величине 7±2 единицы, то есть находится в диапазоне от 5 до 9 единиц информации.