Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1648

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
колониальные завоевания, ставшие следствием великих географических открытий (см., например: Дилигенский. 1999. № 4. С. 37), научных и технологических революций и распространения рыночных отношений (см., например: Панарин. 2000. С. 5); освоение наиболее удобных и экономически выгодных коммуникаций между народами и континентами, подобных Великому шелковому пути. Как считает экономический обозреватель Р1папс1а1 Ттех Мартин Вольф, даже с экономической точки зрения глобализация не выглядит исключительно новым явлением. Современная мировая экономика в некоторых отношениях является менее интегрированной, чем экономика накануне Первой мировой войны. В канун 1914 г. экспорт британских капиталов составлял до 9% ВНП, т.е. в два раза превышал экспорт капиталов Японии и Германии (в сопоставимых цифрах) в 1980-е гг. В 1910-е гг. существовала и единая мировая денежная единица — золото, а численность рабочих, пересекающих границы, была более высокой, чем в наши дни (!Уо1/). Правда, уже в 1970 г. экспорт, соотнесенный с совокупным про­изводством, достиг уровня" 1913 г.; в последующие годы темпы его роста составляли от 12 до 17%. Финансовые рынки достигли невиданной ранее степени интегрированности; беспрецедентный размах полу­чает передача технологий; правительства становятся все более тесно связанными друг с другом через многосторонние договоры (там же). В чем же в таком случае состоит новое качество процессов, обозначаемых термином «глобализация»? Избегая дефиниций, исследователи данного явления пытаются выяснить его сущность через анализ основных составляющих.
Основные составляющие глобализации

Впрочем, в дефинициях недостатка нет. В их основе, как правило, лежит либо просто перечисление составляющих, либо выделение наиболее важных из них, с точки зрения исследователя. Перечисление же в большинстве случаев осуществляется в порядке значимости тех про­явлений глобализации, которые выражают ее сущность. Например, аналитики Всемирного банка, исходя из приоритета экономических факторов, определяют глобализацию как «рост экономической взаимо­зависимости стран мира, вызванный как увеличением объема и много­образия трансграничных сделок в сфере товаров и услуг, а также меж­дународных потоков капиталов, так и ускоряющимся и расширяющимся распространением технологий» (цит. по:
1Уо1/). Более широко рассматривает проблему отечественный ученый А. Вебер. С его точки зрения, глобализация означает «втягивание всего мира в открытую систему, финансово-экономических, общественно-политических и куль­турных связей на основе новейших коммуникационных и информаци­онный технологий. Это объективный процесс, который подготовлен всем ходом предшествующего развития и теперь вступил в качествен-, но новый этап» (Вебер. Актуальные вопросы глобализации... 1999. № 5. С. 47). Другие исследователи во главу угла ставят или свое видение со­циально-политической стороны (экспансия западного образа жизни, масскультуры и типов мышления (Ядов. Актуальные вопросы глобали­зации... 1999. № 5. С. 41), или субъективной составляющей (стремление Запада стать «своекорыстным держателем бесконтрольной мировой власти, диктующей народам свою волю» (Панарин. 2000. С. 10).

Таким образом, оценивая анализ глобализации современной меж­дународно-политической наукой, можно сказать, что ее основные про­явления сводятся к нескольким группам факторов. Их совокупное вза­имодействие и взаимовлияние составляет содержание явления глоба­лизации.

Выделяемые группы факторов таковы:

1. Тенденция к становлению экономической системы, функциони­рующей по единым правилам, в масштабе всей планеты. Даже наибо­лее развитые государства не могут игнорировать эти правила. Они вынуждены учитывать их при разработке и реализации не только своих внешнеэкономических и внешнеполитических, а также внутренних стратегий. «В мире произошли кардинальные перемены, произошло качественное изменение результирующего вектора мирового развития — продолжает набирать силу процесс экономизации политики» (Стратегия для России... 1.2.4).

  1. Нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных государственному регулированию и контролю.

  2. Эрозия национально-государственного суверенитета в результате возрастающей «проницаемости» межгосударственных границ и ос­лабление традиционных функций государства (особенно в сфере без­опасности и социальной защиты населения).

  3. Размывание границ между «внутренними» и «внешними» поли­тическими, экономическими, информационными и другими процессами.

  4. Распространение на весь мир западных (прежде всего — амери­канских) стандартов поведения, образа жизни, потребления, досуга.

  5. Формирование идеологии «глобализма», призванной обосновать неизбежность происходящих изменений, их позитивный характер, а также обеспечить согласие общественного мнения и активное участие самых широких социальных и политических сил в формировании нового мирового порядка под руководством Запада и при лидирующей роли США. Как замечает в этой связи А. Богатуров: «Очевидно, что глобализация — это не только то, что существует на самом деле, но и то, что людям предлагают думать и что они думают о происходящем и его перспективах» (Богатуров. 1999. С. 33).


В свете вышесказанного одна из главных трудностей в определении сущности глобализации связана с многообразием ее проявлений. «Конкретно, — Пишет В. И. Кузнецов, — речь идет о нескольких дейст­вительно важных процессах: интернационализация экономики, развитие единой системы мировой связи, изменение и ослабление функций национального государства, активизация деятельности транснацио­нальных негосударственных образований, в том числе таких, как этни­ческие диаспоры, религиозные движения, мафиозные группы» (Кузне­цов. 1998. С. 13). Этот список легко можно было бы продолжить, доба­вив, например, интернационализацию проблем безопасности (вопросы нераспространения ядерного оружия, загрязнения окружающей среды), изменения в культурном ареале современного человека, в его психологии... Однако главное состоит не в количестве примеров гло­бализацйи, а в том, каков их общий вектор воздействия на изменения, происходящие в современных международных отношениях?
Спор о последствиях глобализации

Позиции исследователей по проблеме последствий глобализации можно разделить на три группы: в целом оптимистические, преимущественно пессимистические и промежуточные (во многом скептические).

«Оптимисты» настаивают на тех преимуществах, которые несет с собой глобализация в экономическом, социальном, политическом и моральном отношении. Одни из них уделяют основное внимание эко­номическим аспектам, другие — политическим и т. д. Например, по мнению К. Брауна, особенностью современного этапа мирового развития является «расширение круга моральных забот». «Греки времен Перикла идентифицировали себя с семьей, племенем, городом; в меньшей степени — с Элладой; и вовсе не идентифицировали себя с варварами. Римское мышление было политически универсальным, но морально ориентировалось только на свободных горожан. Царство Христово предлагало широкую моральную идентичность, но путем исключения славян, сарацинов и евреев и всех «других» в целом». В современном мире рост числа неправительственых организаций и групп по защите прав человека свидетельствует о движении человечества в сторону универсальных ценностей и тем самым — к становлению мирового сообщества (Вгомт. 1995. Р. 95).

Главный редактор международной редакции Р1папс1а1 Т1те8 П. Мартин предлагает комплексное обоснование моральных преимуществ глобализации. С его точки зрения, особенность современной глобализации в экономическом плане состоит в том, что распростра­няемые ею принципы либеральной экономики и. рыночных отношений соответствуют самой природе человека. В социальном плане глобали­зация способствовала значительному улучшению человеческого бла­госостояния в тех обществах, которые сумели использовать предлагае­мые ею возможности. В политическом плане преимущества глобали­зации еще более впечатляющи. Под ее влиянием власть неуклонно переходит из рук развитых стран к другим странам мира. Глобализация способствует сужению прерогатив государства и расширению демо­кратических прав и индивидуальной свободы человека. Именно гло­бализация подорвала основы империи зла в СССР, а теперь способст­вует этому в Китае. В итоге автор ставит риторический вопрос: «Су­ществует ли ценность, более важная, чем освобождение миллиардов людей от бедности, создание возможности индивидуального выбора и развития, усиление демократии во всем мире?» Для П. Мартина оче­видно, что любые выступления против глобализации носят глубоко аморальный характер
(МагИп).

Ю. Федоров видит положительные черты глобализации в том, что она ведет к «растворению» наций и государств в новых, более сложных международных структурах. Это способствует преодолению автори­тарности в политических отношениях и изживанию «тоталитарного сознания». Главная заслуга глобализации в том, что она способствует расширению «сообщества демократии» и демократизации обществен­ного развития в целом, ориентации на право как на единственный спо­соб разрешения конфликтов. С этой точки зрения беспокойство вызы­вают страны, находящиеся «вне сообщества демократии», сопротив­ляющиеся или же не готовые войти в это сообщество (Федоров. 1999). Некоторые исследователи возлагают надежды на глобальную сеть Ин­тернет, считая ее децентрализованный характер, неподвластность кон­тролю со стороны правительств, открытость и доступность информации и ее обмена прообразом единого демократического мира и способом его достижения.

Однако положительные последствия глобализации не для всех столь очевидны. «Пессимисты» полагают, что глобализация не только не способствует формированию в масштабах всей планеты свободного рынка и честной конкуренции, но, напротив, ведет к росту концентрации капитала в наиболее развитых странах, доминирующих в мировой экономике — США, Великобритании, Германии, Франции и Японии. В этих странах сосредоточено 200 крупнейших транснациональных компаний. «Эти двести мегафирм, щитом и подмогой которых является НАТО, охватывают все области человеческой деятельности: от про­мышленности до банков, от оптовой до розничной торговли, от экстен­сивного сельского хозяйства до всех мыслимых ниш в сфере финансо­вых услуг, как законного, так и незаконного характера. В самом деле, для «мэтров» банковского и страхового бизнеса, различия между чис­тыми и грязными деньгами уже давно исчезли» (СШгтоп1. 1999. Р. 19). Отечественный исследователь М. Делягин считает, что на глобальном рынке формируются глобальные монополии, которые, в отличие от привычных ТНК, имеют финансово-информационный характер и не поддаются регулированию со стороны государств (см.: Глобализация как стержневая проблема... С. 20—22). Одно из наиболее очевидных проявлений подобных тенденций — прогрессирующее нарастание раз­рыва в уровнях экономического развития между наиболее развитыми и отсталыми странами и, соответственно, между богатыми и бедными людьми как в мировых масштабах
, так и в рамках отдельных, в том числе и наиболее благополучных стран (см., например: Кузнецов. 1998; Богатуров. 1999; Максименко. 1999; 8епагс1ет\ 1998). Развитие гло­бальных коммуникационных систем типа Интернет еще больше усу­губляет ситуацию. Электронная торговля лишает государства налоговых поступлений. Наиболее уязвимыми для фискальной пауперизации становятся беднейшие страны мира (Саххеп. 1997). В результате таких процессов, как подчеркивает зам. генсека ООН В.Ф. Петровский, и на международном, и на национальном уровне происходит вымывание среднего класса (см.: Горностаев. 2001). Вместе с расширением идеологической роли «глобальной культуры Макдоналдса» (Ка-топе1. 1999; ВагЪег. 1998; Панарин. 2000), с ростом возможностей глобального манипулирования людьми в интересах «глобального управления» (Максименко. 1999), с использованием «метатехнологий», ставящих их обладателей вне конкуренции (Делягин. 2000), с попытками насаждения стандартов глобализации при помощи военной силы НАТО (Богатуров. 1999; Зегберс. 1999; Кузнецов. 1999; Максименко. 1999) указанные элементы глобализации лишают надежды на демократизацию мировых общественных отношений, на возникновение «глобального гражданского общества» и на самоуправление в рамках «мирового сообщества».

Что касается «скептиков», то они отвергают крайние позиции в оценке последствий глобализации, с сомнением относясь как к выводам о ее благотворной миссии, так и к выводам о ее гибельном воздействии на человеческую цивилизацию. Основная идея «скептиков» в том, что процессы, обозначаемые термином «глобализация», являются объективными и неизбежными. Они действительно открывают перед странами и обществами новые возможности, но при этом несут с собой и новые вызовы. Использование новых возможностей и противостояние новым вызовам требуют выработки каждым национальным сообществом осознанной стратегии. Но это подразумевает наличие сильного государства, способного противостоять идеологии «глобализма» и методам формирования глобального рынка, которые навязываются миру богатыми странами (см., например: Горелик, Делягин, Лосюков, Фокин. Глобализация как стержневая проблема... 2000; Богатуров. 1999; Стратегия для России...). Скорее всего, такая позиция наиболее плодотворна как в теоретическом, так ив практическом плане.

Скептики высказывают сомнения и относительно глобальной сети Интернет: ее неуправляемое, стихийное внедрение и использование не гарантируют нейтральность воздействия на то или иное общество. Это может быть проиллюстрировано примером наблюдающегося в послед­ние годы бума электронной торговли. Только в 1998 г. общая сумма продаж товаров и услуг через Интернет превысила 30 млрд долларов.