Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1622

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Слово «почти» употреблено не случайно: по сути, как об этом свидетельствует ис­тория знания, даже самые крутые повороты в истории международных отношений не означают абсолютного и полного разрыва с предшествующими этапами. Преемственность (пусть самая минимальная) не позволяет отказаться от имеющегося знания. Вопрос лишь в том (а это ключевой, фундаментальный и потому совсем непростой вопрос), что в этом знании требует сохранения и дальнейшего развития в качестве основы для изучения новых явлений, а от чего следует решительно отказаться.

ние исследовательских подходов, которые во многом отражают характер изучения меж­дународных конфликтов в 1950—1990-е гг. Наконец, в третьем разделе рассматриваются особенности конфликтов, зародившихся уже после окончания холодной войны — «кон­фликтов нового поколения», или «конфликтов XXI в.», как их иногда называют; при­водятся источники и причины этих конфликтов, их характер и содержание, а также механизмы урегулирования. В конце главы даны общие выводы, в которых показаны относительность и неустойчивость имеющегося знания о рассматриваемой проблеме. Это знание необходимо для приближения к пониманию происходящих на международной арене процессов, однако оно всегда оказывается недостаточным как из-за неизбежной ограниченности информации, так и из-за глубины и изменчивости самой проблемы.
1. Понятие конфликта. Особенности международных конфликтов в эпоху холодной войны

Понятие, типы и функции конфликта

Существующее в научной литературе многообразие подходов к иссле­дованию международных конфликтов во многом объясняется различием трактовок содержания понятия «международный конфликт». Кроме того, понятие «международный конфликт» имеет самостоятельное значение для выработки теоретических представлений, адекватных международной политической практике.

Известный американский ученый Л. Козер определял социальный конфликт как «столкновение между коллективными акторами по поводу ценностей, статусов, власти или редких ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить своих соперников» (Со$ег. Р. 8). Принимая такую точку зрения, некоторые исследователи международных отношений исходят из того, что конфликт имеет объективное содержание. Так, по К. Боул-дингу конфликт — это «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая»
(ВоиШтд. 1962). Другими словами, речь идет о противоположности интересов, одновременная реализация которых участниками международного взаимодействия невозможна именно ввиду их объективности.

Иная точка зрения у Дж. Бертона, согласно которому «конфликт носит в основном субъективный характер... Конфликт, который как будто затрагивает «объективные» расхождения интересов, может быть преобразован в конфликт, имеющий позитивный результат для той и Другой из сторон, при условии такого «переосмысления» ими воспри­ятия друг друга, которое позволит им сотрудничать на функциональ­ной основе совместного использования оспариваемого ресурса» (ВиНоп. 1972. Р. 9-10).

Представители акционалистской ветви в социологии международ­ных отношений стремятся объединить преимущества обоих подходов. Рассматривая конфликт как несовместимость целей, они в то же время подчеркивают, что суждение об этой несовместимости не может осно­вываться на одном лишь логическом сопоставлении последних, а тре­бует «анализа практических условий, необходимых для их реализации» (Бетептс. 1977. Р. ПО).

Методологической основой отечественных исследований междуна­родного конфликта, нашедших отражение в литературе 70—80-х гг., чаще всего является положение диалектической философии о том, что конфликт — это крайняя форма обострения противоречия (см.: Антю-хина-Московченко и др. 1988. С. 96; Доронина. 1981. С. 31; Междуна­родные конфликты. 1972. С. 15). «Проявившееся противоречие, — пишут авторы учебного пособия «Основы теории международных от­ношений», — требует от сторон-носителей противоположных интересов действий по его разрешению (конечно, не обязательно немедленных). Если одна или обе стороны... при этом прибегают к стратегии конфронтации, то налицо конфликт» (см.: Антюхина-Московченко и др. 1988. С. 96). Близкое понимание международного конфликта можно встретить и в других работах (см., например: Доронина. 1981. С. 33-34).

Важное значение при изучении конфликтов имеет «угол зрения исследователя», в зависимости от которого формируются трактовка содержания конфликта и рекомендации относительно поведения в конфликте и его урегулирования (см. об этом: Лебедева. 1997. С. 19).

Широко распространено мнение о разрушительной и дестабилизи­рующей функции конфликта в общественных отношениях и о необхо­димости его избегания, недопущения или подавления. Однако, как было показано еще Зигмундом Фрейдом, конфликты — неотъемлемая часть социальных взаимодействий. Дж. Зиммель, Л.

Козер и другие исследователи показали, что конфликт имеет множество, позитивных:, созидательных функций. С этой точки зрения конфликт не допускает стагнации, стимулирует интерес и любопытство. Он выступает в роли медиатора, с помощью которого артикулируются проблемы. Конфликт является основой социальных и персональных изменений. Он пред­ставляет интерес для исследователя и может быть полезным элементом процесса тестирования и оценки кого-либо или чего-либо. Конфликт четко разделяет различные группы и этим способствует установлению групповой и персональной идентификации. Внешние конфликты часто приводят к внутреннему сплочению. Более того, как показывает Козер, в нецентрализованных группах и свободных обще­ствах конфликт, направленный на разрешение трений между против­никами, часто играет стабилизирующую и интегрирующую роль. Ин-ституционализация конфликта нередко является важным стабилизи­рующим механизмом.

Типология конфликтов столь же многообразна, сколь многообразны их определения и так же зависит от «угла зрения», целей анализа и т.п. Конфликты между личностями, группами или государствами рассматриваются, соответственно, как межличностные, межгрупповые и международные (межгосударственные). Конфликты, которые происходят в рамках групп или государств, отличаются от межгрупповых и межгосударственных как внутренние — внутригрупповые и внутриго­сударственные — и внешние. Среди внешних конфликтов в качестве наиболее распространенных выделяют территориальные притязания, дипломатические споры, экономические противоречия. Они. могут принимать формы вооруженных столкновений, войн, или же «мирных» (невооруженных) дипломатических демаршей, экономических санкций и т. п. С функциональной точки зрения выделяют конфликты конструктивные и деструктивные. В науке о международных отноше­ниях особую важность имеет изучение таких типов конфликтов, как политический, внутри- и международно-политический, вооруженный и невооруженный, а также конфликтов-«схваток» и конфликтов-«игр» (подробнее см.: Фельдман. 1998. С. 21—25). В то же время важное зна­чение сохраняется за изучением таких видов конфликтов, как конфликты с нулевой и с ненулевой суммой
(см. об этом: Лебедева. 1997. С. 33-35).

Внутригрупповой конфликт часто вдыхает новую жизнь в сущест­вовавшие нормы или приводит к возникновению новых. Таким образом, конфликт выступает в роли механизма установки норм, соответ­ствующих новым условиям. Создание или усовершенствование норм, в свою очередь, дает обществу «новое дыхание», укрепляет его стабиль­ность и жизнеспособность. Подобный механизм отсутствует в жестких системах: подавляя конфликт, такие системы подавляют предупреди­тельный сигнал, что в конце концов приводит к катастрофическим последствиям.

Внутригрупповой конфликт помогает также оценить относительную силу каждой из групп противоположных интересов, позволяя создать механизм сохранения или изменения внутреннего баланса сил. Возникновение конфликта означает отказ от существующих взаимо­отношений внутри системы. В результате выяснения соотношения сил в ходе конфликта устанавливается Новый баланс сил, и взаимоотношения продолжаются на новой основе.

Опираясь на эти выводы, профессор Йельского университета Мор-тон Дойч в своих работах (см., например: БеШзск. 1985) предпринял попытку (которая оказалась очень плодотворной) найти общее в со­держании всех конфликтов и тем самым прояснить их природу. При этом М. Дойч исходил из нетривиального допущения, согласно которому конфликт имеет потенциальную персональную и общественную ценность. М. Дойч приводит типологию конфликта, разделяя кон­структивные и деструктивные конфликты, а также систематизирует факторы, оказывающие влияние на их развитие. Кроме того, М. Дойч показывает, что соперничество не тождественно конфликту, ибо не все стадии последнего отмечены несовместимостью целей. В конфликте, возникшем из соперничества, несовместимость действий проистекает из несовместимых целей. В то же время конфликт может возникнуть и при отсутствии явной противоположности целей. Иначе говоря, конфликт может наблюдаться как в среде, характеризующейся соперничеством, так и в кооперативной среде. Процесс разрешения конфликта во многом зависит именно от характера среды. Кроме того, ни возникновение конфликта, ни его результаты не являются в полной мере детерминированными объективными условиями: важную роль играют _ психологические факторы участников конфликта, их восприятие друг друга и самого конфликта.
Конфликты и кризисы

Понятие «конфликт» иногда рассматривается как синоним понятия «кризис», но в основном их все же различают. Кризисы в общественных отношениях не сводятся только к обострению проблем в сфере внутри- и внешнеполитической безопасности. Они включают также природные бедствия и катастрофы, вызванные деятельностью человека, проблемы гуманитарного характера, экономические трудности и конфликты и т. п. Многие из подобных кризисов так или иначе «выходят» в сферу международных отношений, но не обязательно сопровождаются конфликтом. Иначе говоря, понятия «конфликт» и «кризис»
могут не только сближаться, но и расходиться: уменьшение озонового слоя планеты или же потепление климата на Земле представляют собой кризисы, однако не влекут за собой конфликтов, а напротив, стимулируют международное сотрудничество в разработке мер по пре­одолению отрицательных последствий подобных явлений. Напротив, сокращение запасов природных ресурсов, продолжающийся рост насе­ления планеты (главным образом в наименее развитых странах) пред­ставляют собой потенциальные источники конфликтов.

Под кризисом понимают стадию обострения конфликта, резкое, внезапное ухудшение конфликтных отношений (см.: Лебедева. 1997. С. 24—25). Однако ситуация может развиваться и в обратном направлении: не от конфликта через его обострение — к кризису, а от обострения кризиса — к развязыванию конфликтов. «Физическая агрессивность — одно из свойств человека. Только после достижения определенного экономического, образовательного и культурного уровня люди успокаиваются, — пишет Р. Каплан. — В свете того факта, что 95% прироста населения Земли приходится на беднейшие страны мира, вопрос состоит не в том, будет ли война (войн будет много), а в том, какой она будет. И кто с кем будет воевать?» {Кар1ап. 1994. Р. 70).

В международно-политической науке под кризисом понимается на­циональная или международная ситуация, при которой существует уг­роза для первоочередных ценностей, интересов или целей актора. В ос­нове такого понимания лежит определение кризиса К. Холсти как ситуа­ции «непредвиденной угрозы важным интересам с ограниченным временем на принятие решения» (НоЫг. 1972. Р. 9). Ключевая проблема кризиса — восприятие. Поэтому кризис — это не только ситуация, кото­рая коренным образом отличается от рядовых событий, но это и воспри­ятие событий как серьезной угрозы национальным интересам и ценнос­тям (угрозы, которая возникает неожиданно и при дефиците времени для принятия ответных действий) лицами, принимающими решения в сфере безопасности. Так же как и конфликты, кризисы в международных отношениях неизбежны, и они требуют управления и урегулирования, а учитывая возможность их обострения и перерастания в вооруженное столкновение — активных мер для своего предупреждения или избежа­ния путем использования национальных и международных институтов.

Таким образом, относительная самостоятельность кризиса в связке «конфликт — кризис», а также взаимосвязь этих двух элементов могут быть охарактеризованы следующими отличительными чертами. Во-первых, кризис связан с фактором времени: события во время кризиса развиваются очень быстро (по сравнению с их привычным течением), а институты и политики не готовы к этому. Во-вторых, характерными чертами кризиса являются интенсивность, уплотнение, напряженность происходящих событий, в результате чего затруднено быстрое понимание их сути. В-третьих, как уже говорилось, важной чертой кризиса является формирование восприятия сопровождающих его со­бытий политическим классом, лицами, принимающими решения, на­селением. Иначе говоря, кризис всегда имеет свою субъективную сто­рону (переживается как угроза), которая может даже стать основной стороной его развития. В-четвертых, кризис нередко (хотя не всегда)