Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1621

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сопровождается жестокостью, насилием, жертвами.

Особенности и функции конфликта в биполярном мире

Как показывает Д. Коляр (Со1агй. 1996. Р. 73—77), в эпоху холодной войны международные кризисы развертывались в тени террора: они либо противопоставляли две ядерные сверхдержавы, либо ставили под угрозу неядерные страны. При помощи системы союзов НАТО и ОВД Соединенные Штаты и Советский Союз осуществляли защиту своих союзников и были вынуждены (во всяком случае, на оси Восток — Запад) соуправлять кризисами, чтобы избежать их развития в опасный военный конфликт в зонах действия ядерного устрашения.

В период советско-американской конфронтации (1949—1989) дип­ломатия кризиса (Берлин, Суэц, Куба, Вьетнам, Афганистан, Ближний Восток) замещала собой вооруженный конфликт, использовалась как средство его предупреждения и тем самым играла конструктивную роль в международных отношениях. Необходимость предупреждать, канализировать и регулировать кризисы вынуждала Вашингтон и Москву идти на сотрудничество, создавая своего рода союз против атомной войны.

Возникшее в политической науке рассматриваемого периода на­правление, которое получило название СП818 тападетегй, стимулиро­вало разработку многочисленных теоретических и практических мето­дов и средств- (в частности, теории игр) исследования соперничества между Востоком и Западом. В условиях, которые Р. Арон описывал формулой «мир невозможен, война невероятна», кризис мог исполь: зоваться в качестве политического рычага для получения определенной выгоды со стороны противника и даже для изменения статус-кво (например, Берлинский кризис 1961 г. или Кубинский кризис 1962 г.) и достижения равновесия на новой основе и, следовательно, стабилизации международной системы в целом.

С другой стороны, в так называемом третьем мире кризисы пред­ставляли собой значительно большую трудность для контроля или урегулирования. Здесь, на периферии основного противостояния между Востоком и Западом, не действовало такое мощное средство сдерживания, как ядерное устрашение, поэтому риск превращения кризисов в вооруженные столкновения был гораздо больше, чем в центре этого противостояния. Такие столкновения были чреваты угро­зой втягивания сверхдержав в локальные войны и возможного их пере­растания в широкомасштабный ядерный конфликт.


В эпоху биполярного мира вооруженные конфликты и войны чаШе всего имели место именно на периферии глобального противостояния сверхдержав — в слаборазвитых странах Азии, Африки, ЛатинсКО' Америки. Многие из них имели колониальное происхождение и велись движениями за национальное освобождение. В то же время многие конфликты стимулировались и подпитъгвались именно противостоянием сверхдержав: США и СССР в изобилии предоставляли противо­борствующим сторонам оружие, снаряжение, техническую помощь, военных советников и т.п.

В эпоху холодной войны межгосударственные конфликты класси­ческого типа были достаточно редкими и находились под влиянием определяющего противостояния между СССР и США, Западом и Вос­током. Таковыми были, например, Корейская война 1950-х гг. или же войны на Ближнем Востоке в 1960-е и 1970-е гг. Что же касается внут­ригосударственных конфликтов, то фактически они мало интересовали как противоположные стороны, так и ООН, которая рассматривала их (в соответствии со своим Уставом) с позиции невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Более того,: даже кризисы, которые происходили внутри противостоящих блоков и характеризо­вались грубым нарушением суверенитета своих сателлитов со стороны сверхдержав, рассматривались как «сугубо внутренние дела» (именно так выглядели события в Гватемале в 1954 г.; в Венгрии в 1956 г.; в Доминиканской Республике в 1965 г.; в Чехословакии в 1968 г.; в Польше 1981 г.). В целом же международные конфликты периода хо­лодной войны достаточно четко отличались от внутриполитических. Соответственно, разных подходов и методов требовало их урегулиро­вание.


Урегулирование конфликтов: традиционные методы и институциональные процедуры

В отличие от внутриполитических конфликтов, которые разрешаются на основе юрисдикции данного государства, конфликты и кризисы в сфере международных отношений в большинстве своем не могут быть решены путем применения норм международного права, учитывая его особенности. Поэтому наиболее эффективными, а потому и чаще всего используемыми в международных отношениях признаются полити­ческие методы. В рамках политически., методов предупреждения и Урегулирования конфликтов различают традиционные и институцио­нальные методы (см. об этом: Мег1е. 1995).

Традиционные методы

Как отмечают отечественные и зарубежные ученые (см., например: Ле­бедева. 1997; Мег1е. 1995), наиболее распространенными методами уре­гулирования конфликтов, известными в международных отношениях еще с древних времен, являются переговоры, использование услуг тре­тьей стороны и посредничества? с целью помочь сторонам прийти к согласию. Хотя последние две возможности «постороннего» вмеша­тельства рассматриваются международным правом как совершенно за­конные, сами конфликтующие государства далеко не всегда соглаша­ются на них добровольно. Гораздо чаще они предпочитают урегулиро­вать свои споры непосредственно друг с другом. Гаагские Конвенции 1899 г. сделали в этом отношении шаг вперед, создав комиссии по рас­следованию с целью установления фактов, которые могли лежать в ос­нове межгосударственного конфликта и быть его причиной. Функция таких комиссий, действующих под председательством «третьей сторо­ны», заключалась в том, чтобы понять аргументы представителей спо­рящих государств.

Со времен Второй мировой войны известен еще один метод разре­шения международных конфликтов, метод примирения. Он характерен тем, что элементы спора становятся предметом разбирательства смешанной комиссии под председательством «третьей стороны». Ко­миссия может не только устанавливать оспариваемые факты, но и фор­мулировать решение в отношении сторон. Данный метод наиболее эф­фективен тогда, когда примирительные комиссии могут быть созданы заблаговременно.

Все указанные методы урегулирования межгосударственных кон­фликтов предполагают обращение к «третьей стороне», которая должна развести противников или облегчить достижение ими согласия. Основное нормативное условие, предъявляемое к «третьей стороне», — это требование беспристрастия. Однако, как подчеркивает М. Мерль, любое другое сходство с функционированием международно-правовых, норм должно быть отклонено: основное свойство всех
процедур урегулирования состоит в том, что на всех этапах они являются добровольными. «Третья сторона» не обязана осуществлять вмешательство с целью урегулирования, сами конфликтующие госу­дарства не обязаны принимать такое вмешательство или формирование комиссии {Мег1е. 1995). Во всех этих случаях ключевое значение имеют принципы государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств. Это означает, что мирное раз­решение межгосударственных конфликтов и споров каждый раз зависит исключительно от доброй (или злой) воли государств и не может быть принудительным. Вот почему эффективность традици-
1 Иногда его отличают от «оказания добрых услуг» (подробнее об этом см.: Лебедева. 1997. С. 105-107).

онных методов урегулирования конфликтов имеет достаточно огра­ниченный характер.
Институциональные процедуры

Возникновение и развитие универсальных межправительственных ор­ганизаций (Лиги Наций, а затем ООН) дало возможность продвинуться в вопросе урегулирования межгосударственных конфликтов в двух направлениях.

Во-первых, странам — членам Лиги Наций, а затем и ООН вменяется в обязанность до любого применения силы (за исключением по­требностей законной обороны) использовать только мирные средства урегулирования.,В соответствии с Уставом ООН конфликтующие сто­роны должны сначала прибегнуть к одной из традиционных процедур урегулирования конфликта или же к механизмам, созданным для этой цели в рамках региональных соглашений, если таковые существуют (ст. 33). И только в случае провала этой инициативы стороны должны обратиться в Совет Безопасности (ст. 37). В свою очередь, Совет Без­опасности (который в соответствии со статьей 35 Устава может быть созван и непосредственно) имеет право рекомендовать любой способ урегулирования, который считает наиболее подходящим для данного случая (ст. 36). Именно так поступил Совет Безопасности, когда он был созван по просьбе кубинского правительства, подавшего жалобу на США. В настоящее время традиционные, или классические, процедуры используются в рамках Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.

Во-вторых, использование институциональных механизмов позво­лило придать таким механизмам коллективный характер. Теперь раз­вести противников пытается не представитель «третьего» государства, а межправительственная организация, которая может принять следующие решения: направить Исследовательскую комиссию, предложить свои услуги, назначить посредника или же взять труд примирения на себя. Так, например, Палестинский вопрос в 1948—1949 гг. был
решен на месте официальным посредником, назначенным Генеральной Ас­самблеей. В 1970-е гг. рассмотрение политических проблем, связанных с заключением перемирия между Израилем и арабскими государствами, было возложено на Комиссию по примирению, назначенную Ге-нассамблеей ООН. Таким образом, классические, или традиционные, процедуры урегулирования конфликтов не были отброшены. Напротив, им было придано новое дыхание через механизмы МП О.

Однако следует иметь в виду, что решающим критерием прогресса в урегулировании межгосударственных конфликтов остается обяза­решения, то, будучи продолжена средствами военных действий, безус­ловно, обеспечит его» (Гарт. 1957. С. 339). Американский ученый Дж.М. Коллинз определяет «большую стратегию» как «науку и искус­ство использования элементов национальной мощи при любых обсто­ятельствах, с тем чтобы осуществлять в нужной степени и в жела­тельном виде воздействие на противную сторону путем угроз, силы, косвенного давления, дипломатии, хитрости и других возможных спо­собов и этим обеспечить интересы и цели национальной безопасности» (Коллинз. 1975. С. 40). Большая стратегия, по Дж.М. Коллинзу, в случае ее успеха устраняет необходимость в прямом насилии. Кроме того, ее планы не ограничиваются достижением победы, но направлены и на сохранение прочного мира (там же).

Центральная задача стратегических исследований — определить, каким должно быть наиболее адекватное поведение государства в кон­фликтной ситуации, чтобы оно было способно оказывать влияние на противника, контролировать его, навязывать ему свою волю. С появ­лением ядерного оружия перед специалистами в области стратегических исследований возник ряд принципиально новых вопросов, поиск ответов на которые придал новый импульс стратегической мысли. Стратегические исследования становятся на Западе одним из ведущих направлений в науке о международных отношениях. Достаточно ска­зать, что в США с целью осуществления таких исследований создано более тысячи институтов. При этом мы не говорим о Рэнд Корпорейшн, Вашингтонском институте оборонных исследований, Центре стратегических и международных изучений Джорджтаунского универ­ситета и др. (см. об этом: Доронина. 1981. С. 38). В Советском Союзе подобные изыскания велись в рамках ведомственных научных подраз­делений и прежде всего — исследовательских учреждений системы «силовых министерств». Сегодня в России и других постсоветских го­сударствах существуют и независимые аналитические центры.