Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1582

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Если мир и в самом деле стал иным, как об этом заявляют СМИ, то нынешние изменения связаны с теми негативными проявлениями глобализации мирового развития, которым господствующая либераль­ная идеология до сих пор не уделяла достаточно внимания, поскольку ее приверженцы полагали, что указанные последствия вряд ли серьезно затронут развитые в экономическом и мощные в военном отношении страны Запада, а тем более его бесспорного лидера — США. В свою очередь, эксперты и политики, мыслящие в терминах политического реализма, уделяли приоритетное внимание вопросам стратегической военной обороны, укреплению союзов, защите от угроз традиционного характера и распространению по всему миру собственных ценностей как одного из элементов национального интереса, игнорируя то, как подобная политика воспринимается за пределами Запада и его союз­ников. По мнению наблюдателей, сегодня западная общественность приходит к пониманию необходимости пересмотра подобной политики. Найдет ли это отражение в деятельности тех, кто принимает поли­тические решения, покажет уже ближайшее будущее.

Задаваясь же вопросом о том, какое влияние события 11 сентября окажут на теорию международных отношений, следует прежде всего воз­держиваться от крайностей и поспешного отказа от всех ее положений, к чему иногда призывают те, кто имеет с ней в лучшем случае поверхност­ное знакомство. Мир действительно изменяется, однако новые реальнос­ти не возникают на пустом месте и не отменяют полностью прежних. Последние хотя и трансформируются, но продолжают сохранять свое значение и сохранят его до тех пор, пока государство останется основной формой политической организации общества, главным (хотя уже далеко не единственным и все более теснимым другими) игроком на междуна­родной арене. Сосуществование нового и старого необычайно усложняет
1 Дунаев В. За что нас так ненавидят? Таким вопросом задаются сегодня в Америке Независимая газета. 2001. 11 окт.

мир, увеличивает элемент непредопределенности в международных от­ношениях, актуализирует требование умеренности и осторожности в принятии политических решений, взывает к умению учитывать все многообразие происходящего и все богатство истории человеческого развития. Важную роль в осмыслении тенденций обновляющегося мира, как и в сохранении уже накопленных и проверенных временем знаний о нем, а возможно, и в формировании ответственной мировой политики призвана сыграть и теория международных отношений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Некоторые международные принципы, доктрины, теории. Международные организации, договоры и соглашения1

Принципы, доктрины, теории


Четырнадцать принципов президента Вильсона

Декларация о военных целях союзников, выработанная президентом Вильсоном (1856—1924) и изложенная им 8 января 1918 г. Она включала: 1) отказ от тайной дипломатии и открытые мирные договоры; 2) свободу судоходства; 3) отмену таможенных барьеров; 4) установление гарантий, обеспечивающих сокращение вооружений; 5) справедливое урегулирование колониальных вопросов; 6) освобождение Германией всех оккупированных ею русских территорий, предоставление России беспрепятственной возможности определить свое политическое развитие и свою национальную политику, вступление ее в «сообщество свободных наций» и оказание ей там «радушного приема»; 7) ос­вобождение и восстановление Бельгии; 8) возвращение Эльзас-Лотарингии Франции, освобождение и восстановление ее оккупированных районов; 9) ис­правление границ Италии в соответствии с ясно выраженным национальным признаком; 10) предоставление автономии народам Австро-Венгрии; 11) ос­вобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии и Чер­ногории, предоставление Сербии выхода к морю; 12) автономное развитие нетюркских народов Оттоманской империи и свободный проход через проли-
' Источники: Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. V. М, 1997; Шреплер. Международные организации. М., 1997; Шреплер. Международные экономические организации. М., 1998; НАТО. Справочник. Брюссель, 1996; Со1ага Б. Ьа зоаеТеТ гпТегпаТюпаке аргез 1а Оиегге ГгоИе. Р., 1996; ЪагосНе/. Ро1Шцие пг1сгпаТюпа1е. Р., 1998; ОдатзаТюпз шТегпаТюпакез. Р., 1995; Кагеп А. апс1 Магдаге!Р. Кагпх. ТЬе ХМТей №Тюпз Гп ТЬе РозТ-Со1й Шаг Ега. Вои1йег, 1995; СгепяШе/А.8. ТЬе 1Ш]ог гпТегпаТюпа1 Тгеайез зГпсе 1945 : а Ызйогу апй §тйе тТЬ 1ех1з. Ь.; №У., 1987; Ш11еШ Р., ей. ТЬе Сопзаепсе оГ ТЬе Шог1й: ТЬе Ьпйиепсе оГ №п-ОоуегптепТа1 ОдагцзаТюпз Гп ТЬе 1М ЗузТет. ШазЫпдТоп, 1996; ВоН, .ГоЬп, ей. СопзТгисТгпд Шог1й Си1Тиге: ШегпаТюпа! №эпдоуегптепТа1 ОдапкаТюпз 8гпсе 1875. ЗТапГогй, 1999; ТоодЫЪе СН. Ьсз огдатзаТюпз гпТегпаТюпакез. Р.. 1991, и др.

вы; 13) создание независимой Польши со свободным выходом к морю; 14) со­здание Лиги Наций в целях предоставления «взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности — равно большим и малым государствам».


Основанная на положениях, провозглашенных Иммануилом Кантом в его трактате «К вечному миру» в 1797 г., в котором присутствовал термин «Лига народов», Лига Наций получила определение «гражданского общества, управ­ляемого универсальным правом». В целом «14 пунктов» явились одним из наиболее ярких примеров попыток воплощения в практику международной жизни либерально-идеалистических взглядов на проблемы демократии и все­общего мира.
Принцип Ке$ сотшшш (общего достояния)

Общее достояние — понятие римского права. Получило дальнейшее развитие в доктрине общего блага Фомы Аквинского. В начале XVII в. было введено Диего Суаресом в международное право. Гуго Гроций сделал его основой положения о свободе судоходства и международной торговли. В этот период истории под ним понимают общее благо человечества, отражающее процесс общего освоения мирового пространства. Общее благо может .использоваться всеми, но и охраняться должно всеми. Впервые оно получило международное признание в 1967 г. Его практическое применение создает много проблем, ибо, с одной стороны, США противопоставляют ему принцип суверенитета, признанный Хартией ООН (ст. 2, (7), а с другой стороны, выбор его представителя — государства, международной инстанции или неправительственной организации — является деликатной и трудноразрешимой проблемой.
Принцип Ке$ пиШш (ничейной территории)

В эпоху колонизации колониальные державы выработали доктрину ничейной земли, на основе которой любая открытая территория считалась свободной и принадлежащей тому, кто ее открыл и кто ее использует.
Принцип наднациональности

Принцип политической организации, на основе которого признается высший авторитет некой целостности, объединения, обеспечиваемый совокупностью юридических и инсштуциональных прерогатив, по отношению к другим по­литическим единицам.
Принцип субсидиарности

Принят Маастрихтским договором в качестве генерального с целью избежать чрезмерной централизации решений на уровне ЕС. Его задача — быть меха­низмом разделения компетенций между «центром» (инстанциями ЕС) и го­сударствами-членами. В соответствии сданным принципом, органы ЕС, кроме тех областей, в которых они обладают исключительной компетенцией, имеют право на вмешательство в полномочия государств только в тех случаях, когда государства-члены не могут эффективно реализовать поставленные цели или осуществить определенные действия.

Доктрина Брежнева

Это название появляется в средствах массовой информации Запада в 1968 г. в связи с письмом руководителей пяти коммунистических партий стран — членов ОВД (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза) от 15 июля 1968 г. в адрес Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии. В письме и в июльской речи того же года советского руководителя Л.И. Брежнева говорится о примате «социалистического интернационализма» над поисками национальных путей построения социализма. Чехословацкая модель «социализма с человеческим лицом» квалифицируется как угрожающая «предательством социалистического сообщества». Тем самым выстраивается идеологическая основа для вмешательства во внутренние дела суверенного государства со стороны стран «социалистического содружества»: в августе 1968 г. в Прагу были введены войска вышеуказанных государств, что позволило тогдашнему руководителю СФРЮ Иосипу Броз Тито квалифицировать новую советскую доктрину как «доктрину ограниченного суверенитета стран Восточной Европы».
Гуамская доктрина

По имени наиболее крупного и самого южного из Марианских островов, от­крытых Магелланом около 1521 г. Остров был присоединен к Испанскому королевству в конце XVII в. После испано-американской войны 1898 г. перешел под господство США. В ходе Второй мировой войны был захвачен Японией (12 сентября 1941 г.), но в июле — августе 1944 г. вновь отвоеван США. 25 июля 1969 г. на расположенной здесь базе морской авиации президент Р. Никсон объявил о постепенном выводе американских вооруженных сил, базирующихся в юго-восточной Азии. За исключением ситуации прямой угрозы, требующей использования атомного оружия, страны Азии должны были отныне сами решать свои проблемы военной обороны, так как США снимали с себя эту задачу. В соответствии с этой доктриной США обязывались оказывать военную и экономическую помощь только тем странам, которые активно занимались своей обороной.
Доктрина Монро

Совокупность политических принципов, сформулированных 2 декабря 1823 г. в ежегодном послании Конгрессу пятого президента США Джеймса Монро (1758—1831). В послании говорилось об угрозе интервенции со стороны держав Священного Союза в бывшие испанские колонии и угрозы со стороны

России (которой в то время еще принадлежала Аляска, проданная только в 1867 г.) запретить США рыбную ловлю на северо-востоке американского континента. В этой связи было заявлено, что: 1) американский континент является территорией, не подлежащей европейской колонизации; 2) между Европой Священного Союза и США существует фундаментальное различие. В этой связи: 1) любая попытка любой европейской державы расширить свое влияние на американский континент будет рассматриваться Соединенными Штатами как угроза их безопасности и миру; 2) со своей стороны США не будут вмешиваться в европейские колонии, как и в войны между европейскими странами. Эта позиция была интепретирована Теодором Рузвельтом (1858—1919) как основа для вмешательства США во внутренние дела других американских государств (операции международной полиции «Ы§ зйск»). С тех пор эти принципы постоянно лежат в основе внешней политики США. С одной стороны, они стали теоретической базой для изоляционистской политики по отношению к Европе, а с другой — оправдывают роль США как жандарма американского континента и их империалистическую политику в Латинской Америке.