Файл: П. А. Цыганков Теория международных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1583

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доктрина Стимсона

По имени госсекретаря Генри Стимсона в правительстве администрации пре­зидента США Герберта Кларка Гувера (1874—1964). Была сформулирована в ноте правительству Японии от 7 января 1932 г., когда последняя захватила китайскую провинцию Маньчжурию. Правительство США в этой связи впредь отказывалось признавать любую фактическую ситуацию, договор или соглашение, достигнутые путем использования средств, противоречащих Пакту Бриана — Келлога (отвергавшему войну как средство урегулирования международных разногласий). Этой декларацией «непризнания» США хотели помешать японской экспансии в Маньчжурию и лишить всякой легитимности марионеточное государство «Маньчжоу-го», созданное Японией. В полити­ческом плане данная доктрина, основанная на либерально-идеалистическом подходе к международной политике, потерпела неудачу, так как не соответст­вовала реалиям международной жизни, и президент Гувер счел невозможным пойти дальше этой моральной санкции.
Доктрина Тобара

Возникла в 1907 г. и названа по имени министра иностранных дел Эквадора. Впоследствии была принята президентом США Вильсоном, поэтому нередко называется доктриной Тобара — Вильсона. Согласно ей, никакое правительство какого-либо государства не может получить международного признания, пока его полномочия не будут подтверждены путем демократических выборов. Как попытка практической реализации принципов либерально-идеалистической парадигмы, данная доктрина, подобно доктрине Стимсона, серьезных пос- . ледствий для международных отношений не имела.

Доктрина Трумэна

12 марта 1947 г., опасаясь прихода к власти коммунистов в Греции и Турции американский президент Гарри Трумэн (1884—1972) произнес в Конгрессе программную речь, в конце которой предложил проголосовать за выделение этим двум странам помощи в 400 млн долларов. Эти меры, принятые сразу после провала Московской конференции о статусе Германии и Австрии, были призваны показать, что для США речь больше не идет о том, чтобы вести переговоры с СССР, а, напротив, речь идет о том, чтобы противостоять СССР организовав против него солидарный и сплоченный западный блок. В более общем плане американский президент провозглашает доктрину сдерживания и даже отбрасывания (го11-Ьаск) коммунизма во всем мире. Исходя из того, что развитию коммунизма
способствует экономическая и социальная нищета, Трумэн подчеркивает срочную необходимость экономической и военной по­мощи со стороны США любому государству, которому грозит коммунисти­ческая опасность.
Доктрина Хальштейна

По. имени министра иностранных дел ФРГ (1951) Вальтера Хальштейна. Док­трина, которая символизировала обстановку холодной войны, преследовала цель добиться признания ФРГ как единственного представителя германского народа. В соответствии с этой доктриной, которой ФРГ придерживалась с 1955 ио 1967 г., Федеративная Республика Германии разрывала дипломатические отношения с любым государством, которое признавало Германскую Демократическую Республику. Так были разорваны дипотношения ФРГ с Югославией (1957) и с Кубой (1963). Однако преследуемых доктриной целей добиться не удалось, более того, доктрина стала создавать трудности для самой ФРГ, так как не отвечала дипломатическим тенденциям открытости ее западных партнеров (особенно европейских), которые подвергали ее критике. Официально ФРГ отказалась от нее в 1969 г., когда в условиях разрядки напряженности в отношениях Восток — Запад канцлер Вилли Брандт начинает проводить по­литику сближения с Востоком, ОзТроШк, в результате которой в 1972 г. был подписан Основной договор между двумя германскими государствами.
Теория домино

Один из принципов американской политики сдерживания, объявленный пре­зидентом Эйзенхауэром (1890—1969) в апреле 1954 г. по поводу Азии: «Речь идет о том, что может быть названо принципом падающего домино: если вы выстроите ряд из поставленных вертикально карт домино и уроните первую из них, ...то очень быстро упадет и последняя». Имелось в виду, что если какая-либо страна попадает в коммунистический лагерь, то очень быстро за ней последуют другие, находящиеся в географической близости. Американский президент считал, что если в коммунистическом лагере окажется Индокитай, то вскоре в нем могут оказаться Бирма, Таиланд, Малайзия, Индонезия, наконец, Австралия и Новая Зеландия. Данная теория долгое время пользовалась широким успехом и часто упоминалась многими государствами Запада в целях оправдания своей внешней политики.
Некоторые международные организации

Универсальные:

Лига Наций (1919-1939)

Значительный, если не решающий вклад в ее основание внес американский президент Вудро Вильсон (см. 14 пунктов президента Вильсона).



25 января 1919 г. был единогласно принят Пакт Лиги Наций, который представлял собой составную часть мирных договоров 1919—1920 гг. Членами организации стали союзники по антигерманской коалиции, подписавшие ука­занные договора, 13 других государств, не принимавших участие в Первой мировой войне, а также ряд государств, подписавших вытекающие из Пакта международные обязательства и получивших две трети голосов членов Ассам­блеи Лиги в пользу их принятия. Германия была принята в 1926 г.

Структура Лиги включала Ассамблею, Совет и Секретариат. В Ассамблее были представлены все государства-члены. Каждое располагало одним голосом и тремя представителями. Ассамблея принимала резолюции и рекомендации Лиги, избирала непостоянных членов Совета и судей Международного суда с местопребыванием в Гааге. Ежегодные сессии Лиги проходили в Женеве. Совет состоял из пяти постоянных членов (хотя фактически из четырех, ввиду отсутствия представителя США) и четырех непостоянных членов, избираемых поочередно. Решения Совета принимались на основе единогласного голосования. Совет также назначал членов Секретариата, который готовил документы и доклады для Ассамблеи и Совета. Генеральный секретарь должен был готовить повестку дня для каждой сессии Ассамблеи и созывать Совет по требованию любого из государств-членов.

С самого начала ее существования основные государства Лиги Наций — Великобритания, Италия, Франция и Япония — не испытывали по отношению к ней ни большого интереса, ни доверия. Это серьезно подрывало шансы на возможность достижения ее основной цели — создания коллективной без­опасности стран-членов, сохранения мира и урегулирования конфликтов. Гер­мания в .1933 г. вышла из Лиги и, в нарушение Версальских договоров, стала на путь перевооружения. Япония захватила китайскую провинцию Маньчжурию и объявила о создании здесь фиктивного государства «Маньчжоу-го», ставшего, по сути, японским протекторатом. (В 1933 г. она также вышла из Лиги Наций.) В октябре 1935 г. Италия оккупировала Эфиопию, а затем на: пала на Албанию. Наконец, СССР в 1939 г. совершил вооруженное нападение на Финляндию. Однако все эти нарушения Пакта и самого духа Лиги Наций фактически не повлекли за собой сколь-либо серьезных санкций с ее стороны: объявленные было экономические и финансовые санкции против Италии никем не соблюдались и вскоре были отменены. Исключение из Лиги СССР в декабре 1939 г. произошло слишком поздно и уже не могло способствовать разрешению ее внутреннего кризиса, тем более что она не смогла противодей­ствовать
германскому реваншизму, Аншлюсу и расчленению Чехословакии. С началом Второй мировой войны Лига Наций окончательно прекратила свое существование.

Организация Объединенных Наций (ООН)

Создана 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско, где собрались представители 50 государств. 25 июня они единогласно проголосовали за выработанные со­вместно 111 статей Хартии ООН. Наконец, 24 октября 1945 г. Хартия была ратифицирована пятью постоянными членами Совета Безопасности. Первая резолюция Генеральной Ассамблеи была принята 24 января 1946 г. и касалась мирного использования атомной энергии и неприменения атомного оружия и другого оружия массового уничтожения. 10 декабря 1948 г. ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека.

Главная цель ООН — сохранение мира во всем мире, предупреждение и урегулирование конфликтов. В настоящее время ее членами являются 185 государств.

Структура ООН состоит из шести главных органов. Кроме того, существует 18 автономных специализированных учреждений, которые связаны с ООН отдельными соглашениями.

Основные органы:

1. Генеральная Ассамблея (ГА).

Это главный совещательный орган. В его компетенции находятся все во­просы, которые входят в рамки Хартии ООН. ГА состоит из государств-членов, каждое из которых располагает одним голосом. Она не обладает прину­дительной властью по отношению к правительствам государств-членов, однако ее рекомендации имеют значительный моральный авторитет. Являясь центральным органом, ГА получает доклады от других органов, принимает в организацию новых членов и назначает Генерального секретаря. Решения, ка­сающиеся обычных вопросов, принимаются простым большинством, принятие важных вопросов требует двух третей голосов. Члены ГА собираются на обычную сессию каждый год с середины сентября до середины декабря. Каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, созывается чрезвычайная сессия ГА. В перерывах между ее заседаниями работа ведется в рамках комиссий и специализированных органов.

2. Совет Безопасности (СБ).

Он состоит из 15 членов, пять из которых — Великобритания, Китай, Рос­сийская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Франция — являются постоянными, а остальные 10 избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов, однако каждый из постоянных членов обладает правом вето. Основная задача СБ — помогать конфликтующим сторонам находить мирные решения споров. С этой целью он может предпринимать любое необходимое посредничество или выдвигать принципы урегулирования. В случае угрозы миру СБ имеет полномочия от­править в соответствующий регион миссию по поддержанию мира, а при не­обходимости — применить санкции по отношению к агрессору. СБ правомочен разрешать государствам-членам предпринимать военные операции, призванные положить конец насилию (Гаити, Ирак, Руанда, Сомали), ответственность за которые несут, однако, государства-участники. Наконец, в компетенцию СБ входят рекомендации Генассамблее относительно принятия в ООН новых членов.


3. Экономический и со1гиальш>гй совет (ЭКОСОС).

Его основная задача.— помощь экономическому развитию стран — членов ООН, а также международному сотрудничеству в таких областях, как защита окружающей среды, условия обитания или предупреждение преступности. ЭКОСОС насчитывает. 54 государства-члена и координирует, под эгидой ГА, экономическую и социальную деятельность ООН. Заседания ЭКОСОС соби­раются раз в год.

4. Наблюдательный совет.

Основная задача — наблюдение за государствами, которым поручено уп­равление территориями, отданными под покровительство ООН с тем, чтобы подготовить условия для их автономии или независимости.

5. Международный суд.

Состоит из 15 независимых судей, которые не подотчетны своим прави­тельствам и не являются представителями соответствующих стран. В отличие от других основных органов ООН, имеет своим местопребыванием не Нью-Йорк, а Гаагу Судьи избираются на пять лет на заседаниях ГА и СБ, проходящих независимо друг от друга. Каждые три года состав суда обновляется на треть. Суд располагает консультативной и юридической компетенцией и ру­ководствуется в своей деятельности XIV статьей Хартии ООН.

6. Секретариат.

Обеспечивает функционирование пяти остальных органов ООН и обеспе­чивает руководство их программами. Секретариат насчитывает 8900 служащих из 170 стран, которые работают в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, а также по всему миру. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь ООН. С 17 декабря 1996 г. эту должность занимает Коффи Аннан (Гана).