Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО, а также другие расходы, связанные с функционированием и развитием организации.
2. Информационная поддержка:
Конечно же, в эпоху современных технологий, такая платформа, как Интернет оказывает большое влияние на информационные потоки. Поэтому в обязательном порядке должен быть создан сайт, который бы мог давать полную информацию по любым интересующим вопросам социально-ориентированных некоммерческих предприятий. Чтобы этот сайт легко можно было найти рекомендуется оставить ссылку на него на официальном сайте субъекта или муниципального образования непосредственно. Весь объем информации, размещенной в открытом доступе, должна быть бесплатной, общедоступной. На сайте необходимо обеспечить функционирование обратной связи от граждан для сбора рекомендаций и отзывов о реализации программы.
Помимо разработки сайта в сети Интернет, органы власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) должны предоставить некоммерческим организациям возможность публикации материалов о проектах, мероприятиях, пресс-релизов на информационных порталах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации и СМИ.
Следующим способом информационной поддержки является распространение социальной рекламы. Данный способ предоставляет возможность разглашения информации о направлениях деятельности и программах самих социально ориентированных НКО в средствах массовой информации (телевидение, радио и др.), а также размещать наружную социальную рекламу, при этом осуществляется поддержка СМИ.
3. Имущественная поддержка социально ориентированных НКО может осуществляться следующими способами:
1) предоставление в безвозмездное пользование или в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества (кроме земельных участков), которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
2) установление для социально ориентированных некоммерческих организаций льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
3) закрепление государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, которые созданы с целью оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, для дальнейшего предоставления такого имущества в пользование организациям как для
осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий;
4) учреждение субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием автономной некоммерческой организацией на основе имущественного взноса для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе путем предоставления имущества в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы) как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе.
3.2 Система рекомендаций по поддержке малого бизнеса в условиях межмуниципальной дифференциации
В современной России развитие предпринимательской деятельности играет большую роль в экономике страны. Именно поэтому важно создавать благоприятные условия для ведения бизнеса в регионе, тем самым повышая экономику страны в целом. В условиях межмуниципальной дифференциации очень важно взаимодействие органов власти и предпринимательской деятельности, вместе они смогут справиться с неблагоприятными условиями, подстроиться под изменения постиндустриального общества. Для этого необходимы меры поддержки предпринимательского сектора, увязанные со стратегией развития регионов и муниципальных образований.
Стратегия городского округа Домодедово ориентирована на решение задач, в том числе задач по поддержки предпринимательства. Решением данной задачи ожидается ослабление административных барьеров, на основании чего будет происходить увеличение возможностей малого и среднего бизнеса, и как следствие, число граждан, занятых в сфере малого бизнеса будет значительно увеличиваться. Так же ожидается повышения качества жизни населения во всём регионе.
Для развития малого и среднего бизнеса в условиях межмуниципальной дифференциации потребуется чётко сформированный план действий, который будет шаг за шагом приводить к успеху в развитии предпринимательской деятельности. Конечно же, городским округам, которые находятся на низком уровне развития потребуются большей помощи, и создания благоприятных условиях для ведения бизнеса, но потенциал к развитию в этих муниципальных образованиях, безусловно, есть.
При исследовании было выявлено, что городской округ Домодедово входит в следующие категории развития: I, II, III, V. В связи с этим разработана система мероприятий по увеличению значений показателей в соответствии с группировкой по уровню развития малого бизнеса.
Рисунок 26 - Категории развития малого бизнеса
С помощью рисунка можно увидеть, какой вид поддержки требует городской округ. Рекомендации для группы V будут относиться к группам III, II, I, рекомендации для группы III к группам II, I, рекомендации для группы II к I группе соответственно.
Таблица 9 - Рекомендации для развития малого бизнеса разных категорий
На основе таблицы можно увидеть, какую поддержку стоит оказать органам власти для развития малого и среднего бизнеса, но для более конкретного плана действий органов власти сформированы мероприятия по достижению поставленных целей.
Таблица 10 - Мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса
Так, необходима прямая финансовая поддержка субъекта. В том числе, для повышения таких показателей как «Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства», «Объем инвестиций в основной капитал субъектами малого и среднего предпринимательства» предлагается перечень следующих мероприятий:
1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка состоит в предоставлении во владение или в пользование на льготных условиях имущества, включённого в перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Имущественной поддержкой могут воспользоваться только те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют условиям, предусмотренными муниципальными правовыми актами. Они, в свою очередь, принимаются для реализации муниципальной программы, к основным видом деятельности которых относится:
— производственная деятельность;
— инновационная деятельность;
— оказание бытовых, жилищно-коммунальных услуг и услуг общественного питания;
— благоустройство, строительство, ремонт объектов жилищно-коммунального, производственного и социального назначения;
— народные художественные промыслы.
Для городских округов, имеющих уровень развития ниже среднего (II) следует развивать системы микрофинансирования для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого нужно создать фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, в котором бы предоставлялись субсидии на добровольной основе (в виде имущественного взноса) на развитие системы микрофинансирования и увеличение совокупного портфеля микрозаймов.
Для городских округов со средним уровнем развития (III) предлагается развивать новую сферу малого бизнеса такую как социальное предпринимательство.
Для поддержания высокого уровня(У)развития малого и среднего бизнеса в городе необходимо обеспечить поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Содействовать развитию предпринимательской грамотности.
2. Информационная поддержка:
Конечно же, в эпоху современных технологий, такая платформа, как Интернет оказывает большое влияние на информационные потоки. Поэтому в обязательном порядке должен быть создан сайт, который бы мог давать полную информацию по любым интересующим вопросам социально-ориентированных некоммерческих предприятий. Чтобы этот сайт легко можно было найти рекомендуется оставить ссылку на него на официальном сайте субъекта или муниципального образования непосредственно. Весь объем информации, размещенной в открытом доступе, должна быть бесплатной, общедоступной. На сайте необходимо обеспечить функционирование обратной связи от граждан для сбора рекомендаций и отзывов о реализации программы.
Помимо разработки сайта в сети Интернет, органы власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) должны предоставить некоммерческим организациям возможность публикации материалов о проектах, мероприятиях, пресс-релизов на информационных порталах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации и СМИ.
Следующим способом информационной поддержки является распространение социальной рекламы. Данный способ предоставляет возможность разглашения информации о направлениях деятельности и программах самих социально ориентированных НКО в средствах массовой информации (телевидение, радио и др.), а также размещать наружную социальную рекламу, при этом осуществляется поддержка СМИ.
3. Имущественная поддержка социально ориентированных НКО может осуществляться следующими способами:
1) предоставление в безвозмездное пользование или в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества (кроме земельных участков), которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
2) установление для социально ориентированных некоммерческих организаций льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
3) закрепление государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, которые созданы с целью оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, для дальнейшего предоставления такого имущества в пользование организациям как для
осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий;
4) учреждение субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием автономной некоммерческой организацией на основе имущественного взноса для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе путем предоставления имущества в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы) как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе.
3.2 Система рекомендаций по поддержке малого бизнеса в условиях межмуниципальной дифференциации
В современной России развитие предпринимательской деятельности играет большую роль в экономике страны. Именно поэтому важно создавать благоприятные условия для ведения бизнеса в регионе, тем самым повышая экономику страны в целом. В условиях межмуниципальной дифференциации очень важно взаимодействие органов власти и предпринимательской деятельности, вместе они смогут справиться с неблагоприятными условиями, подстроиться под изменения постиндустриального общества. Для этого необходимы меры поддержки предпринимательского сектора, увязанные со стратегией развития регионов и муниципальных образований.
Стратегия городского округа Домодедово ориентирована на решение задач, в том числе задач по поддержки предпринимательства. Решением данной задачи ожидается ослабление административных барьеров, на основании чего будет происходить увеличение возможностей малого и среднего бизнеса, и как следствие, число граждан, занятых в сфере малого бизнеса будет значительно увеличиваться. Так же ожидается повышения качества жизни населения во всём регионе.
Для развития малого и среднего бизнеса в условиях межмуниципальной дифференциации потребуется чётко сформированный план действий, который будет шаг за шагом приводить к успеху в развитии предпринимательской деятельности. Конечно же, городским округам, которые находятся на низком уровне развития потребуются большей помощи, и создания благоприятных условиях для ведения бизнеса, но потенциал к развитию в этих муниципальных образованиях, безусловно, есть.
При исследовании было выявлено, что городской округ Домодедово входит в следующие категории развития: I, II, III, V. В связи с этим разработана система мероприятий по увеличению значений показателей в соответствии с группировкой по уровню развития малого бизнеса.
Рисунок 26 - Категории развития малого бизнеса
С помощью рисунка можно увидеть, какой вид поддержки требует городской округ. Рекомендации для группы V будут относиться к группам III, II, I, рекомендации для группы III к группам II, I, рекомендации для группы II к I группе соответственно.
Таблица 9 - Рекомендации для развития малого бизнеса разных категорий
Г руппа | Рекомендации | ||
V | Развитие предпринимательской грамотности, информационная поддержка | | |
III | Развитие инновационной и производственной сферы малого предпринимательства | | |
II | Развитие системы микрофинансирования | ||
I | Финансовая и имущественная поддержка |
На основе таблицы можно увидеть, какую поддержку стоит оказать органам власти для развития малого и среднего бизнеса, но для более конкретного плана действий органов власти сформированы мероприятия по достижению поставленных целей.
Таблица 10 - Мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса
| № | Название мероприятия | ||
| 1 | Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства | Субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса | |
| 2 | Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта | | |
| 3 | Формирование лизингового фонда для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга | | |
| 4 | Субсидирование части затрат организаций инфраструктуры, связанных с реализацией проектов по вопросам поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства | | |
| 5 | Субсидирование затрат на уплату части процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях для реализации проектов | | |
| 6 | Субсидирование затрат на уплату первого (авансового) лизингового платежа по договорам лизинга | | |
| 7 | Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства грантов Главы города на реализацию проектов в сфере развития городского хозяйства; | | |
| 8 | Возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат, связанных с технологическим присоединением к объектам инженерной инфраструктуры; | | |
| 9 | Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в выставочноярмарочных мероприятиях | | |
| 10 | Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров | | |
| 11 | Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста по уходу и присмотру за детьми | | |
| 12 | Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства Развитие системы микрофинанси-рования | Формирование перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства | |
| 13 | Выделение земельных участков под строительство и реконструкцию объектов недвижимости субъектов малого и среднего предпринимательства в установленном законодательством порядке | | |
| 14 | Создание фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, в котором предоставляются субсидии на добровольной основе | | |
15 | Развитие инновационной и производственной сферы малого предпринимательства | Создание объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства | | |
16 | Развитие социального предпринимательства | | ||
17 | Формирование эффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства | Пополнение, актуализация и поддержание информационноаналитической системы Интернет-порталов | | |
18 | Проведение семинаров, совещаний, конференций, форумов по проблемам развития малого предпринимательства | | ||
19 | Организация работы «горячей линии» по поддержке предпринимательства при Правительстве региона | | ||
20 | Систематическое освещение о развитии и поддержке субъектов малого предпринимательства в средствах массовой информации | | ||
21 | Подготовка и издание статистических материалов о развитии малого предпринимательства в регионе | | ||
22 | | Создание центра развития и поддержки предпринимательства | | |
23 | | Создание раздела «Малый и средний бизнес» на официальном сайте всех муниципальных образований | | |
24 | Развитие Предприниматель-ской грамотности | Организация научно-исследовательских работ в области развития субъектов малого предпринимательства | | |
25 | Организация образовательных курсов для начинающих предпринимателей | | ||
26 | Создание онлайн-курсов | | ||
27 | Проведение семинаров-практикумов «Начальная школа бизнеса», а также создание «Бизнес-форума» для студентов | |
Так, необходима прямая финансовая поддержка субъекта. В том числе, для повышения таких показателей как «Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства», «Объем инвестиций в основной капитал субъектами малого и среднего предпринимательства» предлагается перечень следующих мероприятий:
1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка состоит в предоставлении во владение или в пользование на льготных условиях имущества, включённого в перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Имущественной поддержкой могут воспользоваться только те субъекты малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют условиям, предусмотренными муниципальными правовыми актами. Они, в свою очередь, принимаются для реализации муниципальной программы, к основным видом деятельности которых относится:
— производственная деятельность;
— инновационная деятельность;
— оказание бытовых, жилищно-коммунальных услуг и услуг общественного питания;
— благоустройство, строительство, ремонт объектов жилищно-коммунального, производственного и социального назначения;
— народные художественные промыслы.
Для городских округов, имеющих уровень развития ниже среднего (II) следует развивать системы микрофинансирования для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого нужно создать фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, в котором бы предоставлялись субсидии на добровольной основе (в виде имущественного взноса) на развитие системы микрофинансирования и увеличение совокупного портфеля микрозаймов.
Для городских округов со средним уровнем развития (III) предлагается развивать новую сферу малого бизнеса такую как социальное предпринимательство.
Для поддержания высокого уровня(У)развития малого и среднего бизнеса в городе необходимо обеспечить поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Содействовать развитию предпринимательской грамотности.