Файл: 1. Теоретические основы государственной политики в отношении малого бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обеспечение информационных, консалтинговых услуг, упрощающих получение необходимых сведений и консультаций о конкурентах, законах, положении на рынке для субъектов МСП;

- обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т.п.);

- оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;

- организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т.п.

Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод. Механизм поддержки малого и среднего бизнеса и приоритетные направления этой поддержки формируются в каждом регионе в соответствии с экономической ситуацией, не нарушая требований федерального законодательства. Механизм региональной поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя нормативно-правовое регулирование, систему органов исполнительной власти субъекта РФ, образующих инфраструктуру поддержки МСП, а также инструменты этой поддержки. В регионе используются такие формы поддержки МСП, как финансовая, имущественная, консультационная, информационная, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников МСП. Данные формы поддержки содержат в себе определенные инструменты поддержки, которые имеют место быть в определенных экономических условиях, сложившихся в регионе.


1.3 Нормативно-правовое регулирование поддержки малого бизнеса

Нормативно-правовое регулирование поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации осуществляется на основе Конституции РФ, а также в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таблица 3 - Виды мер государственной поддержки

Виды

Характеристика

Финансовая

За счет средств соответствующих бюджетов (РФ, субъектов, муниципальных) путем предо­ставления субсидий, бюджетных инвестиций, гарантий по обязательствам субъектов пред­принимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Имущественная

Осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в виде пере­дачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, оборудования, транспортных средств, ин­вентаря и др. на возмездной основе, безвозмездной или на льготных условиях согласно госу­дарственных и муниципальных программ для использования по целевому назначению

Консультацион­ная поддержка

Выражается в создании организаций, образующих инфраструктуру поддержки и оказываю­щих консультационные услуги и обеспечении деятельности таких организаций. Также ком­пенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства на оплату консультационных услуг

Поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяй­ственную деятельность

Например, как указано в ст. 2 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» органы государственной власти и местного самоуправления оказы­вают поддержку фермерским хозяйствам, например, путем формирования экономической и социальной инфраструктур

Поддержка в области образования

Создание условий для подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринима­тельства или их дополнительного профессионального образования; учебно-методическая и научно-методическая помощь субъектам

Поддержка в области инноваций и промышленного производства

Создание технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечение деятельности таких организаций; содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. п.; создание условий для привлечения субъектов к заключению договоров субподряда в области инно­ваций и промышленного производства; акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов

Информацион­ная

В виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предприни­мательства в сети «Интернет» и т. п.

Поддержка ремесленниче-ства

Создание палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности; финансовая, иму­щественная, консультационная, информационная поддержка в области подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации работников и субъектов малого и среднего предпри­нимательства, осуществляющих деятельность в области ремесленной деятельности



Базовым нормативным документом, регулирующим развитие малого и среднего бизнеса в России, является Федеральный закон от 24.07.2007 №209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Предметом регулирования настоящего Закона выступают отношения, которые возникают между субъектами малого и среднего бизнеса и органами власти на всех уровнях (федеральный, региональный, местный) в сфере развития МСП, а также понятия субъектов МСП, инфраструктура поддержки субъектов МСП, ее виды и формы. [8]



Рисунок 15 - Система целей государственной поддержки МСП

В соответствии со статьей 7 Федерального закона существуют некоторые меры по реализации государственной политики в области развития МСП в Российской Федерации, которыми следует руководствоваться при создании федеральных законов и иных нормативно - правовых актов РФ:

- специальные налоговые режимы (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения, налог на профессиональный доход);

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;

- упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности;

- льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество;

- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

- меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

- меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов МСП;

- иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.


Нормативно-правовое регулирование поддержки субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В таблице 4 отражены основные нормативно-правовые акты, закрепляющие меры поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне.



Рисунок 16 – Уровни государственной поддержки МСП



Рисунок 17 - Структура системы поддержки МСП

Таблица 4 - Основные нормативно-правовые акты поддержки МСП

Нормативно-правовой акт

Меры поддержки

1

2

Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимате-льства в РФ»

Определяет формы поддержки МСП: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки кадров.

Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Определяет право на получение государственных или муниципальных преференций в рамках поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указ Президента РФ от 04.04.1996 г. № 491 (ред. от 06.01.1999) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»

Определяет следующие меры поддержки:

  • сохранение перечисления 5% средств от приватизации объектов федеральной собственности непосредственно в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;

  • ежегодное направление из бюджета Государственного фонда занятости населения РФ не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;

  • сохранение налоговых льгот субъектам малого предпринимательства, установленных законодательством РФ, распространение их применения на инновационную деятельность;

  • предоставление налоговых льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-­инвестиционное обслуживание субъектов МСП

Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О

мерах по дальнейшему развитию малого и среднего

предпринимательства»

Определяет систему мер финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной

поддержки субъектов МСП;

привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;

организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП.

Постановление Прави-тельства РФ от 15.04.2014 г. № 316 «Об

утверждении государст-венной программы РФ «Экономическое разви-тие и инновационная экономика»(Подпрограмма «Развитие МСП»)

Формирует систему инфраструктуры поддержки СМСП, за счет единых требований к деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются для

развития данной сферы (центры, агентства, фонды и т.д.); закрепляет совокупный объем финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 10 трлн. рублей за период реализации с 2019 по 2024 годы.



Указом Президента РФ от 16.03.2022 N 121 в связи с введением в отношении РФ, ее граждан либо юридических лиц политических, экономических, иных санкций и (или) прекращением деятельности работодателей высшим должностным лицам субъектов РФ предписано с учетом географических особенностей соответствующих территорий принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности.

Меры поддержки для МСП:

Заемщики - субъекты МСП из определенных отраслей вправе до 31 марта 2023 г. включительно обратиться за кредитными каникулами по договорам кредита (займа), заключенным с финансовыми организациями до 1 марта 2022 г.

Установлены особенности предоставления в 2022 - 2023 гг. государственной или муниципальной преференции для поддержки субъектов МСП. Так, преференция предоставляется без предварительного согласия антимонопольного органа. Но в дальнейшем его нужно уведомить (за исключением некоторых случаев) в установленный срок. К уведомлению необходимо приложить ряд документов.

МСП, которым в 2021 г. выдавался льготный кредит по программе "ФОТ 3.0", могут получить отсрочку по нему. На период отсрочки откладывается оплата процентов и основного долга по такому кредиту.

Изменены предельные процентные ставки по ряду льготных кредитов для субъектов МСП. В частности, ставки по кредитным договорам (соглашениям) на развитие предпринимательской деятельности для них не могут превышать:

- 15,75% годовых при значениях ключевой ставки Центрального банка РФ 13% годовых и более;

- 13,25% годовых при значениях ключевой ставки Центрального банка РФ менее 13% годовых.

Банк России и Правительство РФ разработали антикризисные программы льготного кредитования.

В 2022 - 2024 гг. высокотехнологичные, инновационные субъекты МСП могут получать льготные кредиты в АО "МСП Банк".

При безвозмездном получении работ (услуг, имущественных прав) организации не начисляют налог на прибыль на их стоимость, если в рамках полномочий по поддержке МСП их выполнил (оказал, передал) или оплатил их приобретение у других юрлиц либо физлиц любой из следующих субъектов:

- орган госвласти;

- орган местного самоуправления;

- корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочернее общество;

- организация, включенная в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки по Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

ЦБ РФ опубликовал дорожную карту финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2023 году. Главная цель ― повысить доступность инвестиционных кредитов.