ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
Необходимо собирать актуальную информацию из надёж- ных источников об изменениях, которые происходят в организа- ционной среде, с целью проведения её анализа.
Контроль подразумевает выявление отклонений полученных результатов от планируемых, т.е. проверку того, насколько полу- ченные результаты отклоняются от принятых управленческих решений. Возможно, что выбранный альтернативный вариант достижения поставленной цели не актуален в сложившихся усло- виях организационной среды в текущий момент. Соответственно, посредством регулирования, принимаются новые управленче- ские решения, которые, в процессе их осуществления, также под- лежат контролю. То есть производственная система состоит из следующих элементов: а) планирование; б) анализ; в) контроль.
Основной задачей производства является выпуск продукции, которая необходима потребителю и будет конкурентоспособной на рынке. Производство включает в себя технологические про- цессы и различные вспомогательные операции, обеспечивающие нормальный ход выполнения технологических процессов.
В задачи управления производством входит:
составление календарных планов;
определение норм выработки;
совершенствование технологии на базе НТП;
контроль качества используемого сырья и выпускае- мой продукции;
обработка материалов и т.п.
На одном предприятии перерабатывающая система является системой обеспечения для другого предприятия, то есть предпри- ятия-потребителя её продукции.
На рис. 5 представлены источники информации для системы планирования и контроля.
Система планирования и контроля, получив информацию из данных источников, может выбрать наиболее приемлемую аль- тернативу для соответствующего управленческого решения, ка- сающегося производственной системы. Основные вопросы, кото- рые могут возникнуть, формулируются так:
- в каком объёме нужно использовать производственную мощность, чтобы удовлетворить спрос и избежать излишков то- варов, являющихся источником «замораживания» оборотных средств предприятия, которые оно могло бы потратить для своего развития;
- диспетчеризация;
23
- управление материально-производственными запасами
(запасов должно быть столько, чтобы обеспечить бесперебой- ность производственного процесса, поэтому целесообразно рас- считывать нормативы, следует избегать сверхнормативного за- паса, так как это ведёт также к «замораживанию» оборотных средств);
- контроль качества (продукция должна соответствовать всем стандартам качества).
Рисунок 5. Источники информации системы планирования и контроля
Управление сталкивается с целым рядом проблем:
планировка рабочих площадей предприятия;
рациональное распределение и использование ресур- сов (трудовых, сырьевых, денежных);
И
ст очн ики ин ф
орм ации систе м
ы пл ан ир ова н
ия и к он
- тро л
я
Перерабатывающая система:
- состояние системы;
- незавершённое производство.
Внутренняя среда:
- миссия;
- цели;
- задачи;
- стратегия;
- ресурсы;
- политика организации;
- организационная культура.
Внешняя среда:
- микросреда (потребители, конкуренты, постав- щики, посредники, контактные аудитории);
- макросреда (политика, экономика, культура, при- родная среда, демография, научно-техническая среда).
24
выбор техники, её текущий и капитальный ремонт, обеспечение необходимыми запчастями, выбор тех- нологии изготовления;
выбор материальных ресурсов, надёжных поставщи- ков;
контроль качества.
Задачи управления производственной системой представ- лены на рис.6.
Рисунок 6. Задачи управления производственной системой
Исходя из вышеперечисленного, производственная система представляет собой процесс, изображённый на рис. 7.
Рисунок 7. Производственная система как процесс
Данный процесс содержит элементы планирования, анализа, контроля и обеспечивается грамотной системой производствен- ного менеджмента.
З
ада чи у пра вл ен ия п ро из во д- ст вен н
ой сист ем ой
Разработать и внедрить операционную систему, ре- гламентировать производственный процесс, опреде- лить насколько должны быть загружены производ- ственные мощности и как расположены, проектиро- вать предприятие
Разработать производственную стратегию предприя- тия
Планировать и контролировать текущее состояние производства
Затраты
Превращение
Выпуск
25
1.2.2. Организационная среда в развитии производствен-
ных систем
Под организационной средой понимают всю совокупность сил и факторов внутри и вне предприятия, которые могут оказать на него воздействие, заставить корректировать цели и выбран- ную стратегию (рис. 8).
Рисунок 8. Состав организационной среды предприятия
Внешняя или маркетинговая среда включает две составляю- щие:
Ор ган из ацио н
н ая среда предп ри ят ия
- система управления (менедж- мента);
- организационная структура;
- уровень организационной куль- туры;
- система коммуникаций;
- уровень квалификации персо- нала;
- обеспеченность ресурсами
Внутренняя среда
- потребители;
- поставщики;
- посредники;
- конкуренты;
- контактный аудитории.
Внешняя среда
(микросреда)
- политическое и правовое про- странство;
- состояние экономики;
- природная среда;
- социально-культурная среда;
- демографическая обстановка;
- научно-технический прогресс.
Внешняя среда
(макросреда)
26
- микросреда представлена силами и факторами, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия, но пред- приятие, в свою очередь, может также оказать влияние на неё;
- макросреда – это силы и факторы, оказывающие влияние на предприятие и микросреду. Предприятию необходимо преду- гадать изменения, которые могут произойти в макросреде, при- способиться к ним, чтобы не потерять свои рыночные позиции в случае неблагоприятных изменений. Если же изменения будут в пользу предприятия, своевременно воспользоваться благоприят- ной ситуацией.
Как видно из рис. 8, в микросреду входят: потребители, по- ставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории.
Потребители – это основной компонент микросреды, его представляют отдельные лица или организации, которые потреб- ляют продукцию предприятия или пользуются оказываемыми им услугами. Потребителей можно классифицировать следующим образом (рис. 9).
Рисунок 9. Классификация потребителей
К
л ассиф икац ия п от реб ит ел ей
Рынок индивидуальных потребителей, покупающих продукцию для личного пользования
Рынок производителей, приобретающих продукцию с целью её использования в своих производственных целях
Промежуточные продавцы, у которых деятельность сводится к покупке продукции с целью перепродажи с прибылью для себя
Различные государственные организации, приобре- тающие товары, чтобы потом их передать тому, кто в них нуждается, или используют их в сфере комму- нальных услуг
Международный рынок – покупатели за рубежом
27
Изменения в предпочтениях потребителей оказывают силь- ное воздействие на предприятие, потому что, если вовремя не определить эти изменения, не предложить потребителю более качественный новый товар, возникает риск потери клиента.
Поставщики – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые поставляют предприятию всё необ- ходимое для его производственного процесса (техника, комплек- тующие, сырьё, материалы и т.п.). Поставщики могут повлиять на деятельность предприятия. Например, если у поставщика подня- лись цены на сырьё, которое он поставляет, то это, в свою очередь, заставит предприятие поднять цены на свою продукции, т.к. се- бестоимость изготовления будет дороже. Сбои в поставках у по- ставщиков также отрицательно сказываются на деятельности предприятия. Это приводит к перебоям в производственном про- цессе, а, следовательно, к срывам поставок товара потребителю, что в краткосрочной перспективе вызовет уменьшение прибыли, а в долгосрочной приведёт к потере деловой репутации.
Посредниками выступают различные организации, которые взаимодействуют с предприятием на определённых этапах его де- ятельности. К посредникам относятся:
транспортные организации, которые доставляют продукцию предприятия потребителю, если у пред- приятия нет своего транспортного цеха. Предприя- тию необходимо наблюдать за деятельностью транс- портных компаний, с которыми оно сотрудничает, так как зачастую они нанимают не проверенных во- дителей, исходя только из их резюме, поэтому возни- кают сбои в поставках и порча товара;
складские организации предприятие привлекает то- гда, когда у него нет собственных складов или они есть, но в недостаточном количестве;
маркетинговые агентства. Их услугами пользуются в тех случаях, если нет своего, хорошо организованного маркетингового отдела на предприятии. Деятель- ность маркетинговых агентств заключается в сборе всей необходимой информации, касающейся внеш- ней среды, её анализе и предложении конкретных мероприятий по продвижению продукции предприя- тия и завоеванию большей доли рынка;
финансовые учреждения – это банки и различные кредитные организации, помогающие предприятию
28 финансировать сделки. Повышение стоимости кре- дита и сокращение возможностей кредитования мо- гут спровоцировать сильные негативные последствия в деятельности предприятия;
торговые посредники помогают найти клиентов, вы- брать лучшее место и время для проведения торговых операций и, тем самым, сэкономить денежные сред- ства.
Конкуренты представляют собой предприятия, изготавлива- ющие аналогичную продукцию, оказывающие аналогичные услуги или производящие товары, которые могут удовлетворить ту же потребность, что и товары предприятия. От поведения кон- курентов зависит положение предприятия на выбранном рынке, выбор поставщиков и посредников, формирование его товарного ассортимента.
Существует ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая кон- куренция заключается в том, что предприятие, стремясь располо- жить потребителя к своему товару, манипулирует уровнем цены.
При скрытой ценовой конкуренции предприятие может выпу- стить товар чуть лучшего качества, но представить его на рынке по цене товара конкурента. Суть заключается в том, что у потре- бителя при приобретении такого товара снижаются затраты на единицу полезного эффекта.
Неценовая конкуренция заключается в том, что предприятие предлагает новый товар, обладающий лучшим уровнем качества, прочностью, долговечностью, чем товар конкурента, но по той же цене. К методам неценовой конкуренции также относится широ- кий спектр услуг, предлагаемых вместе с товаром, и товары с под- креплением.
Контактные аудитории – это различные общественные орга- низации, средства массовой информации, правительственные учреждения, финансовые круги и т.п., которые могут повлиять на деятельность предприятия на рынке. Существуют благоприятные контактные аудитории, которые заинтересованы в деятельности предприятия, они стремятся сотрудничать с ним так же, как и предприятие с ними. Есть и неблагоприятные контактные ауди- тории, их внимание предприятие старается не привлекать.
В макросреду предприятия (рис. 8) входят: политическое и правовое пространство; состояние экономики; природная среда; социально-культурная среда; демографическая обстановка; научно-технический прогресс.
29
Политическая ситуация в стране сильно влияет на деятель- ность предприятия. Нестабильная политическая ситуация нега- тивно отражается на развитии предпринимательской деятельно- сти. Правовая среда также воздействует на деятельность пред- приятия путём принятия законов, законодательных и норматив- ных актов, регулирующих деятельность предприятия (защита предприятий друг от друга, защита потребителей).
Экономическая ситуация в стране отражается на доходах населения, уровне инфляции, а, соответственно, и уровне цен; то есть ухудшение экономической ситуации приводит к снижению покупательной способности потребителей, спрос на продукцию предприятия начинает сокращаться.
Природная среда имеет также важное значение для предпри- ятия. В настоящее время предприятия обязаны устанавливать оборудование, использовать более совершенную технологию, ко- торая в меньшей степени загрязняет окружающую среду, а также вкладывать денежные средства в природоохранные мероприятия по требованию государственных органов.
Исходя из социальных потребностей и уровня культуры, по- требителей можно разделить на группы, поэтому разработку то- варов, формирование комплекса услуг целесообразно произво- дить с учётом культурных ценностей и тенденций их развития.
Изменения в демографии сильно влияют на развитие пред- приятия и рынка, поскольку каждая возрастная группа отдаёт предпочтение определённой категории товаров. Это касается и товаров, которые потребляются только женщинами или только мужчинами.
Научно-технический прогресс оказывает значительное вли- яние на деятельность предприятия. К примеру, меняются пред- почтения потребителей, возникает спрос на более качественную продукцию, новый товар, который можно изготовить, имея в наличии передовую технику и технологию. Предприятие вынуж- дено тратить значительные денежные средства на перевооруже- ние своего производства. Трансформируются и условия конку- рентной борьбы, к примеру, конкурент внедрил у себя передовую технику, позволяющую изготавливать продукцию лучшего каче- ства и с меньшими издержками. Следовательно, он может прода- вать более качественную продукцию по такой же или даже по бо- лее низкой цене.
30
Внутренняя среда предприятия представлена следующими факторами (рис. 8): система управления (менеджмента); органи- зационная структура; уровень организационной культуры; си- стема коммуникаций; уровень квалификации персонала; обеспе- ченность ресурсами.
На предприятии необходимо проводить SWOT-анализ, т.е. оценку слабых и сильных сторон деятельности предприятия, его возможностей и угроз. Данный анализ выполняется, исходя из информации, которая собирается внутри предприятия с учётом информации об изменениях внешней среды, что были указаны ранее. Прежде всего, необходимо проанализировать производ- ственную структуру, которая включает в себя различные подраз- деления, цеха, участки, а для крупного предприятия – филиалы и дочерние компании. Анализу также необходимо подвергнуть уровень используемой техники и технологии; определить, позво- лит ли она изготовлять более совершенную продукцию, прове- рить используемое сырьё и полуфабрикаты, чтобы они соответ- ствовали требуемым стандартам качества.
Важным звеном в производственной деятельности является персонал, занятый в процессе производства. Его уровень образо- вания, квалификация, опыт и профессиональная подготовка приобретают особую важность.
Управленческая среда играет значительную роль. Очень важно, чтобы руководители были высококвалифицированными специалистами, с опытом, интуицией, умением предвидеть, как может развиваться ситуация. Управленец должен уметь находить индивидуальный подход к каждому работнику, если хочет до- биться от него эффективной работы. Следует отметить, что не всякий грамотный и квалифицированный специалист может быть руководителем, это – специфическое качество человека.
Анализируются также результаты годовой отчётности пред- приятия, т.е. проводится финансовый анализ деятельности пред- приятия (анализ финансовых результатов, рентабельности, фи- нансовой устойчивости, ликвидности, платёжеспособности).
Важно определить, какую часть полученного финансового ре- зультата можно потратить на дальнейшее развитие предприятия, разработку новых видов продукции.
Анализ внутренней среды необходим, чтобы сравнить требо- вания рынка с возможностью предприятия удовлетворить их, и, исходя из этого, разработать программы развития и стратегию предприятия на рынке.
31
Анализ внутренней среды включает следующие мероприятия
(рис. 10).
Рисунок 10. Направления анализа внутренней среды предприятия
А
н ал из в
н ут рен н
ей среды
Анализ финансово-экономического положения пред- приятия
Анализ товарного ассортимента и оценка конкуренто- способности на рынке
Анализ выбранной стратегии на всех сегментах, где предприятие реализует свою продукцию, в том числе и на международном рынке
Анализ организационной структуры предприятия и раз- работка мероприятий по её совершенствованию
Анализ используемой техники, технологии, производ- ственных мощностей. Анализ их возможности изготав- ливать продукцию в соответствии с изменяющимися по- требностями потребителей. Анализ обеспеченности сырьем, материалами
Оценка научно-технических возможностей предприя- тия (оснащённость научно-исследовательских лаборато- рий, уровень квалификации и опыт персонала лабора- торий и инженеров)
Оценка всех работников предприятия на соответствие требуемому уровню квалификации и культуре
Оценка информационной инфраструктуры предприя- тия
Анализ маркетинговых и коммерческих возможностей предприятия
32
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что анализ внутренней среды предприятия не менее важен, чем анализ внешней среды, т.е. организационная среда предприятия должна анализироваться всесторонне и тщательно, чтобы предприятие достигло поставленных целей.
1.2.3. Типы производства
Тип производства – это совокупность различных особенно- стей предприятия, используемой техники, технологии и эконо- мики производства. Тип производства зависит от многих факто- ров, основными из которых являются:
- номенклатура продукции;
- специализация производства;
- размер производственной мощности;
- стабильность выпускаемой продукции.
Типы производства представлены на рис. 11.
Рисунок 11. Типы производства
Единичное производство предусматривает выпуск разнооб- разной продукции в малом количестве, номенклатура непостоян- ная, к примеру, организация может специализироваться на изго- товлении оборудования по индивидуальным заказам.
Серийное производство предусматривает изготовление про- дукции сериями. Здесь производится широкая номенклатура од- нородных изделий в течении достаточно большого временного промежутка. Партии конструктивно одинаковых изделий запус-
Тип производства
Единичное про- изводство
Серийное произ- водство
Массовое произ- водство