Файл: Предмет истории отечественного государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методы исследования истории отечественного государства и права
Периодизация истории отечественного государства и права
Историография истории государства и права.
Возникновение государственности у восточных славян.
Образование Древнерусского феодального государства
Общественный строй Древней Руси
Государственный строй Древней Руси
Древнерусское феодальное право
Особенности феодальной раздробленности Руси
Тема 4. Сословно-представительная монархия в России (середина XVI -середина XVII вв.)
Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы – это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получали за свою службу князю землю.
Большие и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом.
Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по своему положению с холопами – кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости и была чаще всего пожизненная из-за процентов.
Городское население. Города делились на две части: собственно город и посад. В крепости жили представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. В посаде – ремесленники и торговцы, население слободок и дворов. Гости – это состоятельные круги купечества, которые объединялись в корпорации («сурожане» (торговцы с Крымом), «суконники») [3, с.104-105].
Высшие органы власти
В Москве правил великий князь вместе с Боярской думой, при которой к концу XV в. действовал Совет – Ближняя дума. На места посылали «кормиться» волостелей и наместников с кормленной грамотой: «И вы, все люди тое волости чтите его и слушайте, а он вас ведает и судит, и ходит у вас по всему потому, как было преж сего». Некоторым князьям давали на управление их прежними владениями жалованные грамоты. Поднималось и новое сословие – дворовые служилые люди, часть которых находилась в войске, а часть имела поручение князя – приказы. В целом эту систему закрепил судебник Ивана III 1497 г. – первый правовой документ периода становления Русского централизованного государства. В 1547 г. по задуманному митрополитом Макарием ритуалу Иван IV впервые был венчан на царство, а в жизнь Российского государства вошло слово «царь».
Исследования историков и наследие самого Ивана Грозного подтверждают, что первые годы правления он находился под опекой “избранной рады” (по выражению А. Курбского), которая действовала при Боярской думе. Влияние было противно его натуре («аще и благо советующе, сия непотребно им учиникомся»), сковывала деспотические наклонности царя. Позднее, сбросив с себя иго ненавистной ему рады, Иван IV расправился со своими наставниками.
Но в начальный период правления царская власть скорее по своей слабости «допустила» ряд важных преобразований. Первое из них – решение о созыве с 1549 г. Земских соборов, куда входили члены Боярской думы, представители духовенства («Освященный собор»), «государева двора», посадских. Это означало появление в монархическом государстве представительного органа.
Важным органом управления государства являлась Боярская Дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Оформление Думы следует отнести к XV в. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» – введенные бояре и окольничие. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую Думу, что связано с общим процессом централизации власти [3, с. 107].
Приказы. В течение долгого времени – до середины XVI в. – двор московского князя выполнял двойную функцию: заведования княжеским поместьем и управление остальной частью княжества. Вплоть до реформ 50-х и 60-х годов XVI в. общий контроль над всей системой местного управления осуществлялся не кем иным, как дворцовыми ведомствами « … которые сосредотачивали в своих руках почти все основные отрасли государственного управления того времени …». Особенно замечательную эволюцию претерпели исполнительные органы московского управления – приказы. Этимологию термина «приказ» следует искать в языке удельного княжества, «приказные люди» были домашними рабами и княжескими служащими, выполнявшие функции управления в больших поместьях, княжеских и частных. Приказ – название учреждения, возглавлявшегося такими управителями.
Все имеющиеся в источниках сведения о конкретных приказах восходят ко времени не старше 1549 г. к этому году восходят первые сведения о посольском приказе и о челобитенном приказе. Дальше этого времени сведений о приказах нет.
Существовало два весьма архаичных и нерасчлененных государственных ведомства, не являющихся ведомствами функциональными - государева казна и государев дворец. Казна включала в себя не только хранение государственных ценностей материальных, ведение финансов, но и государева архива. Казна была и государевой канцелярией. В казне хранилась государева печать, и один из казначеев был одновременно печатником, что аналогично лорду – хранителю печати.
Именно из казны впоследствии выделилась основная масса приказов.
Второе ведомство – государев дворец, который ведал первоначально личными землями государя, дворцовыми землями, причем дворец был построен по территориальному принципу: присоединили, например, Тверское великое княжество в 1485 г. – был создан Тверской дворец для управления дворцовыми землями Твери. Этот Тверской дворец находился в Москве, оттуда и управлял. И таких территориальных дворцов, не подчинявшихся друг другу, а самостоятельных, было несколько, что и отражало некоторые пережитки удельного времени, когда управление страной шло по строгим удельным землям.
Местное управление
Административное деление Руси долгое время сохраняло следы феодальной раздробленности. Наряду с уездами и волостями существовали и другие территориальные единицы – станы, четверти. С ликвидацией независимости отдельных княжений в ведении государства переходили функции, связанные с военной службой, сбором повинностей. Судебные функции по наиболее тяжким преступлениям переходили к судебным органам. В XIV-XV вв. действовала система «кормлений». Кормленщики (наместники и волостели) назначались великим князем из числа крупных феодалов. В их распоряжений был штат праведчиков, доводчиков. Наместники и волостели ведали финансовыми органами, судами, причем часть средств и натуральных сборов шла в их пользу (отсюда и термин «кормление»). С годами срок кормлений государство стало ограничивать – год.
Губные, земские и судебные реформы 30-50-х гг. XVI в.
Эти реформы нанесли сильный удар по кормлению. Земским избам был отдан сбор финансовых средств на местах. На них лежала ответственность за ведение хозяйства, обязанность расселять и разрабатывать пустующие земли.
Губные избы представляли собой карательные органы, созданные для борьбы с разбоем. Причем на местное население и его выборных лиц ложились функции обнаружения преступлений, розыск преступников, допрос и т. д.
В процессе земско-губных преобразований в руках выборных административных земских и губных органов сосредоточены и судебные функции. Кроме того, они приводили в исполнение судебные приговоры. Основанием для передачи дел в центральные инстанции была невозможность решить вопрос по существу.
В начале XVI в. в города назначались городовые приказчики из числа дворян и детей боярских. Они ведали обороной, сбором повинностей и податей, надзирали за тюрьмами и выполнением полицейских функций. В рамках феодального общества городские приказчики отражали принцип подчиненности центральной государственной власти.
Источники права
В качестве основного законодательного акта Московского государства XIV-XV вв. продолжала действовать «Русская Правда». Была создана новая редакция, так называемая Сокращенная из Пространной, приспособление древнерусского права к современным условиям. Наиболее ранними уставными грамотами были Двинская (1397-1398 гг.) [7, с. 180] и Белозерская (1488 г.). Памятником финансового права является Белозерская таможенная грамота (1497 г.), которая предусматривала сбор внутренних таможенных пошлин путем сдачи их на откуп [3, с. 111].
В Судебнике 1497 г. впервые появляется понятие государственного преступления и такой вид наказания, как смертная казнь. Государственный интерес становится в законе превалирующим.
Закон закрепляет правомочия, связанные с феодальной собственностью (прежде всего земельной). Более четко регламентируется договорные и обязательственные отношения. Особенно тщательно регламентируется порядок владения поместными (служебными) землями. Делаются первые шаги в деле прикрепления крестьян к земле (Юрьев день).
Судебный процесс разделяется на две основные формы (суд и розыск), розыскная форма явно направлена на защиту государственного политического интереса.
Крупным собственником земель была Церковь [3, с.112].
Обязательственное право XV – XVI веков
Расширилась область обязательственного права. Так, заем подразделился на два вида — с кабалою и без кабалы; были определены условия действительности полетной грамоты (ст. 90); уточнялся порядок заключения договоров купли-продажи (ст. 93), особенно при торговле лошадьми (ст. ст. 94-96). Судебник не только установил порядок заключения сделок между купцами и чюжеземцами в интересах развития торговли, но и отразил начало борьбы с закладничеством (ст. 92).
Ст. 55. «О ЗАЙМЕХ. А которой купець, идучи в торговлю, возмет у кого денги или товар, да на пути у него утеряется товар беэхитростно, истонет, или згорить, или рать возметь, и боярин обыскав, да велит дати тому диаку великого князя полетную грамоту с великого князя печятию, платити исцеву истину без росту. А кто у кого взявши что в торговлю, да шед пропиет или иным какым безумием погубит товар свой без напразднъства, и того исцю в гибели выдати головою на продажу» [11].
Наследственное право
Наследственное право по сравнению с предыдущим периодом существенных изменений не претерпело. Действовало прежнее правило: сестра при братьях не наследница. Но в Судебнике 1497 г. дочери могли допускаться к наследованию не только движимого, но и недвижимого имущества при отсутствии сыновей. Стала намечаться большая свобода воли завещателя, требовали соблюдения письменной формы завещания, которое утверждалось «рукоположительством» послухов и дьяка.
Уголовное право
Под преступлением понималась уже не «обида», а деяние направленное против интересов государя и класса феодалов. Чёткого определения этих интересов не было. «Лихое дело – преступление».
Виды преступлений: основное деление на виды происходит по наличию специальных субъектов – «лихих людей». Все тяжкие преступления: разбой, душегубство, татьба были выделены в особую группу, связанную с лихим делом. В судебнике 1497 года неравенство свободных сословий в имущественных отношениях сопровождалось равенством в вопросе привлечения к уголовной ответственности.
1) В русском обществе действовал принцип применения всех уголовных наказаний ко всем сословиям. 2) Действовал принцип обязательного привлечения к уголовной ответственности представителя любого сословия в случае совершения преступления. Иным словами, государственная власть не собиралась попустительствовать феодалу только потому, что он феодал. Но реальное судопроизводство многое делало фиктивным.
Неравенство обеспечивалось системой сословных судов, наделение одних сословий (дворяне, бояре) правом судить другие сословия (крестьян, горожан). 1) Государственное преступление: крамола и подым. Крамола – деяние, совершённое преимущественно представителем господствующего класса. Понятие «подым» является спорным [3, с. 114]. Можно предполагать, что подымщиками называли людей, подымающих народ на восстание. Мерой наказания за государственные преступления устанавливалась смертная казнь.
2) Имущественные преступления. К ним относились разбой, татьба, истребление и похищение чужого имущества. Жестоко наказывались.
3) Преступления против личности: убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.
Система наказаний.
Новые наказания – смертная и торговая казнь, причём эти меры применялись за большинство преступлений. Более половины века Судебник определял уголовную политику Руси и правовые возможности государственных репрессий. Юридически смертная казнь была закреплена в Двинской Уставной Грамоте 1397 – 1398 годов. Разбой, душегубство, ябедничество или какое лихое дело; за которое ведомый лихим наказывался смертью. Для профессионального преступника любое серьёзное преступление влечёт возможность казни. В Судебнике 1497 года устанавливается смертная казнь за душегубство со стороны разбойников, «государственному убийце» (ст. 8, 9). Наличие денежных штрафов за убийство в бытовых ситуациях. Штрафы были живучими. Закон не предусматривал виды смертной казни. На практике они были весьма разнообразны: повешение, отсечение головы, утопление и другие. Торговая казнь состояла в битье кнутами на торговой площади и часто влекла за собой смерть наказуемого. Судебник как и Русская правда, знает продажу (штраф), но она теперь применяется редко и обычно в сочетании со смертной или торговой казнью. Помимо указанных в судебнике практика знала и такие меры наказания, как лишение свободы или членовредительство (ослепление, отрезание языка).