Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, набиравшихся из зевгитов. Роль аристократической конницы, сходит на нет. Феты сражались в ополчении как легковооруженные воины или же, в дальнейшем, с появлением у афинян военного флота, матросами на кораблях. Кроме того, на пентакосиомедимнов как в военное, так и в мирное время возлагались дорогостоящие литургии — добровольные траты на пользу всего гражданского коллектива в частности содержание военных кораблей.
В противовес аристократическому ареопагу был учрежден Совет четырехсот (буле), набиравшийся по сто граждан от каждой из четырех сохранявшихся родовых фил. Совет четырехсот готовил дела для их дальнейшего обсуждения и утверждения на народном собрании. Он разбирал также все текущие вопросы. Введением этого органа власти функции ареопага были значительно урезаны.
До Солона сходки соплеменников в форме народных собраний проводились редко, нерегулярно, по желанию знати. Теперь народное собрание (экклесия т.е. собрание вызванных) становится полномочным и полновластным органом управления, и все слои граждан, включая фетов, получили право голоса и непосредственного участия в его работе. Народное собрание стало собираться регулярно (в V в. до н. э. – 40 раз в году, или каждые 9 дней).
Еще одним новым органом государственного устройства при Солоне становится Суд присяжных (гелиэя). Коллегия судей избиралась из всех граждан, включая фетов. Ее функции заключались в основном в проверке отчетов должностных лиц, в контроле за их деятельностью, разбирательстве отдельных конфликтов.
Реформы Солона заложили основы демократической формы управления полисом, но в силу ограниченности так и не сумели окончательно ликвидировать власть аристократии. Законы оставляли за ареопагом его законодательные и контролирующие функции. Учитывая еще слабое развитие частнособственнических отношений в описываемое время крупные состояния находились еще только в руках евпатридов, которые в основном и составили два высших разряда.
Политические преобразования и экономические мероприятия, проведенные им, не удовлетворили ни народ, ни старую земельную аристократию. Евпатриды были недовольны отменой долгов и потерей своего господствующего положения. Демос, надеявшийся на передел земли, не был удовлетворен мероприятиями Солона, которые в значительной степени усилили политические позиции торговцев, ремесленников, но почти ничего не дали беднейшему населению.
Отмена старых долгов лишь временно улучшила положение бедноты, которая скоро вновь оказалась вынужденной обращаться к своим кредиторам. Поэтому вскоре после реформ Солона в Афинах вновь вспыхивает напряженная борьба между различными группами населения.
Тирания Писистрата и Писистратидов
Ок. 560 г. до н. э. власть захватил один из афинских аристократов — Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной евпатридами и считавшими законы Солона недостаточными. Писистрат установил свою единоличную диктатуру в форме тирании. Стремясь укрепить свое положение, он искал поддержки демоса. Первоначально он оказывал помощь из государственной казны наиболее нуждавшимся мелким земледельцам в виде долгосрочного кредита, облегчил бремя налогов для сельской бедноты, расширил права сельских общин и стал назначать разъездных судей по демам (деревням), избавив земледельцев от хождения на суд в Афины. Однако, отобрав у граждан оружие и укрепив свое положение, Писистрат ввел постоянный налог в размере десятины на доходы граждан, резко ухудшивший положение крестьян.
Писистрат, в угоду торговцев, способствовал развитию морской торговли. Он захватил важный пункт в Малой Азии, порт Сигей (Сигеон), близ входа в Дарданелльский пролив, что обеспечило Афинам контроль над морскими путями в Черное море. С целью развития ремесел и торговли Писистрат предпринял ряд важных мер, в том числе и строительство общественных сооружений. Он покровительствовал поэтам, художникам, украсил афинский Акрополь. По его распоряжению в Афины были собраны народные певцы, со слов которых были записаны «Илиада» и «Одиссея». В честь Афины справляли Панафинеи.
Мероприятия тирана подрывали положение старой родовой знати, многие представители которой были изгнаны из Афин. Сам Писистрат дважды изгонялся знатью, но ему удавалось вновь захватывать власть. После его смерти в 527 г. до н. э. правителями Афин стали его сыновья Гиппий и Гиппарх (Писистратиды). По началу их правление было довольно мягким. Так, располагая финансовым резервом, накопленным отцом, они стали собирать в виде налога лишь десятую часть доходов. Но в это время положение в бассейне Эгейского моря резко изменилось. Сильная Персидская держава, захватившая Малую Азию, утвердилась на торговых путях из Эгейского моря в Черное. Афинской морской торговле был нанесен жестокий удар. Привоз хлеба из Черного моря в Афины был временно прерван. В результате подорожали многие продукты, возросло недовольство среди населения. Сыновья
Писистрата, управлявшие в Афинах, проводили очень жестокую, порой террористическую политику по отношению к афинянам. Начались волнения и выступления против тиранов, один из которых, Гиппарх, был убит в 514 г. до н. э. (Гармодием и Аристогитоном). Гиппий перешел к террору, чем вызвал всеобщее недовольство. Евпатриды опираясь на прямую военную поддержку Спарты в 510 г. заставили Гиппия удалится из Афин в 510 г. Но укрепить своего положения евпатридам не удалось. Усилившийся за годы тирании демос поднял восстание, спартанцы и аристократы были разбиты. Во главе Афин оказался Клисфен, происходивший из рода Алкмеонидов.
Реформаторская деятельность Клисфена
Клисфен, поддержанный демосом, предпринял новую серию преобразований (509-507 гг. дон. э.).
Его важнейшей реформой стала административно-территориальная. На смену архаической родоплеменной организации общества по филам и фратриям он ввел разделение населения Аттики на 10 новых территориальных фил. Это привело к дроблению родовых организаций, разрыву родовых связей и смешению населения, которое отныне объединялось только благодаря территориальным связям по месту жительства, а родовые филы окончательно уничтожались. Каждая террториальная фила делилась на три триттии (городская, прибрежная, внутренняя). Вся Аттика также была разделена на 100 демов (по 10 на филу) — наиболее мелкой территориальной единице.
В связи с этим был преобразован и солоновский Совет четырехсот, который отныне включал в себя уже 500 граждан. Он набирался по 50 человек от каждой из 10 новых территориальных фил, причем состав нового Совета пятисот (буле) ежегодно полностью менялся. Выборы членов Совета проводились по жребию, теперь отсутствовало всякое ограничений при выборах булевтов и существовал запрет быть более чем дважды в течение жизни членом Совета пятисот. Старая коллегия архонтов потеряла свое прежнее значение. Текущими делами государства ведала, десятая (дежурная) часть совета 500 десятую часть года (притания).
Клисфену удалось уравнять в правах коренных граждан и пришлых жителей Аттики, давно проживавших здесь. Теперь гражданство определялось принадлежностью не к древней родовой филе, а к дему. Каждый гражданин теперь присоединял к своему имени не родовое имя отца, а название своего дема, что окончательно подрывало принципы родовой организации. Расширялась и демократизировалась система полисных должностей, осуществлявших исполнительную власть.
Клисфен учредил и т.н. «суд черепков», или остракизм (остракон –черепок), по которому сам коллектив граждан определял того, кто мог угрожать афинской демократии. Заподозренный в возможности установления тиранического режима или режима личной власти гражданин полиса в результате процедуры голосования по решению суда обязан был на определенный срок покинуть Афины с правом возвращения по его истечении.
В 502 г. Клисфен учредил коллегию 10 стратегов – командиров афинского ополчения.
Если Солон сумел нанести первые удары по господству родовой аристократии и заложил общие основы полисного устройства, а также демократической формы правления в Афинах, а тиранический режим Писистрата и его сыновей стал силой, направленной против аристократии с ее родовыми связями и привилегиями, то Клисфен окончательно уничтожил ее остатки и придал государственному устройству Афин подлинно демократический характер. В противоположность тирании или узкой олигархии Афинское государство определялось через равенство в правах, в речах и во власти (исономия, исегория и исократия).
Все афинские граждане, исключая рабов и проживавших в Афинах иностранцев, называвшихся метеками, принимали активное участие в политической жизни полиса. Они могли быть избраны на любые государственные должности и принимать участие в решении всех важнейших вопросов политической жизни своей гражданской общины. Большая часть граждан получала опыт в административной деятельности, отсюда лучше понимала в делах государства и приучалась к ответственности
13. Описать ход Пелопонесской войны. Определить причины и оценить последствия войны для Греции.
1. Деятельность Перикла в Афинах
Перикл, принадлежавший к аристократическому роду Алкмеонидов, после политической борьбы со своими афинскими противниками как вне, так и внутри своей партии пришел к власти в 461 г. до н.э. С этого времени он единолично управлял афинским полисом, за исключением краткого перерыва в несколько месяцев, вплоть до своей смерти, последовавшей в 429 г. Перикл был вождем демократической общины в целом. Он являлся стратегом, причем с 444 по 430 гг. он переизбирался стратегом-автократором.
По замыслу Перикла, чтобы создать в Афинах полностью демократические порядки, следовало расширить круг населения, из которого выставлялись кандидаты на общественные должности, до сих пор ограниченный двумя более зажиточными классами. Поэтому Перикл включает в круг лиц, избирающихся в архонты, граждан третьего класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом), оставляя без избирательных прав только четвертый последний класс — наемных рабочих и батраков. Он вводит оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей трибунала гелиастов. К этому прибавилась отмена права вето ареопага, ограничивавшего во многих случаях суверенитет народа, введенная Эфиальтом. И в то же время именно по предложению Перикла в 451 – 450 гг. до н.э. было решено, что политическими правами могут пользоваться лишь те, у кого и отец и мать – афиняне.
Перикла тревожил рост безработного населения. Для того чтобы решить эту социальную проблему он принял ряд мер. При нем развивалась практика длительных военно-морских маневров, занимавших большое число гребцов и матросов, которые получали жалованье. Широко практиковалось поселение неимущих афинян («клерухов») на землях союзников, пустовавших, либо отобранных за провинность. Но главным средством решения проблемы занятости стала реализация программы грандиозных построек. Основываясь на декрете, принятом по его предложению в 450 – 449 году и разрешающем черпать из союзной казны для восстановления храмов, разрушенных во время греко-персидской войны, Перикл предпринял крупные работы, а именно, реконструкцию святилищ Акрополя (Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Паллады).
Перикл покровительствовал поэзии, музыке и театру. Он ввел в быт афинян общенародные музыкальные праздники. При Перикле греческий театр достиг своего наивысшего расцвета (Софокл, Еврипид), развивалась наука (Зенон, Анаксагор, Геродот).
В 446 г. до н.э. у Перикла возникла идея панэллинского союза и, по его задумке был издан декрет спредложением всем греческим полисам как в Европе, так и в Азии, прислать в Афины депутатов для обсуждения вопросов, имеющих всеобщее значение, а именно: восстановления храмов, разрушенных персами, жертвоприношений в национальных святилищах в благодарность богам за победу, одержанную объединенными силами, охраны морских путей и путей установления мира между всеми греками. Двадцать афинских граждан, отправились в разные области эллинского мира, чтобы начать мирные переговоры от имени Афин. Однако эти шаги натолкнулись на решительное сопротивление Спарты, которые отказывались в принципе от панэллинского конгресса, созываемого Афинами и тем самым предполагающего главенство этого города.
Реформы Перикла (включение кандидатур из граждан третьего класса на высшие должности государства) встретило сопротивление со стороны аристократических кругов. Они стали уклонятся от занятия государственных должностей, не желая смешиваться с простонародьем. Лидер аристократической партии некий Фукидид из Алопеки возглавил сопротивление Периклу. После политической борьбы победу удалось одержать Периклу, Фукидида подвергли остракизму. Через десять лет Фукидид вернулся и борьба разгорелась с новой силой. Начинаются процессы по обвинению жены Перикла Аспасии, затем в краже золота обвиняется сам Перикл, с большим трудом ему удалось добиться оправдания в этих процессах.
В противовес аристократическому ареопагу был учрежден Совет четырехсот (буле), набиравшийся по сто граждан от каждой из четырех сохранявшихся родовых фил. Совет четырехсот готовил дела для их дальнейшего обсуждения и утверждения на народном собрании. Он разбирал также все текущие вопросы. Введением этого органа власти функции ареопага были значительно урезаны.
До Солона сходки соплеменников в форме народных собраний проводились редко, нерегулярно, по желанию знати. Теперь народное собрание (экклесия т.е. собрание вызванных) становится полномочным и полновластным органом управления, и все слои граждан, включая фетов, получили право голоса и непосредственного участия в его работе. Народное собрание стало собираться регулярно (в V в. до н. э. – 40 раз в году, или каждые 9 дней).
Еще одним новым органом государственного устройства при Солоне становится Суд присяжных (гелиэя). Коллегия судей избиралась из всех граждан, включая фетов. Ее функции заключались в основном в проверке отчетов должностных лиц, в контроле за их деятельностью, разбирательстве отдельных конфликтов.
Реформы Солона заложили основы демократической формы управления полисом, но в силу ограниченности так и не сумели окончательно ликвидировать власть аристократии. Законы оставляли за ареопагом его законодательные и контролирующие функции. Учитывая еще слабое развитие частнособственнических отношений в описываемое время крупные состояния находились еще только в руках евпатридов, которые в основном и составили два высших разряда.
Политические преобразования и экономические мероприятия, проведенные им, не удовлетворили ни народ, ни старую земельную аристократию. Евпатриды были недовольны отменой долгов и потерей своего господствующего положения. Демос, надеявшийся на передел земли, не был удовлетворен мероприятиями Солона, которые в значительной степени усилили политические позиции торговцев, ремесленников, но почти ничего не дали беднейшему населению.
Отмена старых долгов лишь временно улучшила положение бедноты, которая скоро вновь оказалась вынужденной обращаться к своим кредиторам. Поэтому вскоре после реформ Солона в Афинах вновь вспыхивает напряженная борьба между различными группами населения.
Тирания Писистрата и Писистратидов
Ок. 560 г. до н. э. власть захватил один из афинских аристократов — Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной евпатридами и считавшими законы Солона недостаточными. Писистрат установил свою единоличную диктатуру в форме тирании. Стремясь укрепить свое положение, он искал поддержки демоса. Первоначально он оказывал помощь из государственной казны наиболее нуждавшимся мелким земледельцам в виде долгосрочного кредита, облегчил бремя налогов для сельской бедноты, расширил права сельских общин и стал назначать разъездных судей по демам (деревням), избавив земледельцев от хождения на суд в Афины. Однако, отобрав у граждан оружие и укрепив свое положение, Писистрат ввел постоянный налог в размере десятины на доходы граждан, резко ухудшивший положение крестьян.
Писистрат, в угоду торговцев, способствовал развитию морской торговли. Он захватил важный пункт в Малой Азии, порт Сигей (Сигеон), близ входа в Дарданелльский пролив, что обеспечило Афинам контроль над морскими путями в Черное море. С целью развития ремесел и торговли Писистрат предпринял ряд важных мер, в том числе и строительство общественных сооружений. Он покровительствовал поэтам, художникам, украсил афинский Акрополь. По его распоряжению в Афины были собраны народные певцы, со слов которых были записаны «Илиада» и «Одиссея». В честь Афины справляли Панафинеи.
Мероприятия тирана подрывали положение старой родовой знати, многие представители которой были изгнаны из Афин. Сам Писистрат дважды изгонялся знатью, но ему удавалось вновь захватывать власть. После его смерти в 527 г. до н. э. правителями Афин стали его сыновья Гиппий и Гиппарх (Писистратиды). По началу их правление было довольно мягким. Так, располагая финансовым резервом, накопленным отцом, они стали собирать в виде налога лишь десятую часть доходов. Но в это время положение в бассейне Эгейского моря резко изменилось. Сильная Персидская держава, захватившая Малую Азию, утвердилась на торговых путях из Эгейского моря в Черное. Афинской морской торговле был нанесен жестокий удар. Привоз хлеба из Черного моря в Афины был временно прерван. В результате подорожали многие продукты, возросло недовольство среди населения. Сыновья
Писистрата, управлявшие в Афинах, проводили очень жестокую, порой террористическую политику по отношению к афинянам. Начались волнения и выступления против тиранов, один из которых, Гиппарх, был убит в 514 г. до н. э. (Гармодием и Аристогитоном). Гиппий перешел к террору, чем вызвал всеобщее недовольство. Евпатриды опираясь на прямую военную поддержку Спарты в 510 г. заставили Гиппия удалится из Афин в 510 г. Но укрепить своего положения евпатридам не удалось. Усилившийся за годы тирании демос поднял восстание, спартанцы и аристократы были разбиты. Во главе Афин оказался Клисфен, происходивший из рода Алкмеонидов.
Реформаторская деятельность Клисфена
Клисфен, поддержанный демосом, предпринял новую серию преобразований (509-507 гг. дон. э.).
Его важнейшей реформой стала административно-территориальная. На смену архаической родоплеменной организации общества по филам и фратриям он ввел разделение населения Аттики на 10 новых территориальных фил. Это привело к дроблению родовых организаций, разрыву родовых связей и смешению населения, которое отныне объединялось только благодаря территориальным связям по месту жительства, а родовые филы окончательно уничтожались. Каждая террториальная фила делилась на три триттии (городская, прибрежная, внутренняя). Вся Аттика также была разделена на 100 демов (по 10 на филу) — наиболее мелкой территориальной единице.
В связи с этим был преобразован и солоновский Совет четырехсот, который отныне включал в себя уже 500 граждан. Он набирался по 50 человек от каждой из 10 новых территориальных фил, причем состав нового Совета пятисот (буле) ежегодно полностью менялся. Выборы членов Совета проводились по жребию, теперь отсутствовало всякое ограничений при выборах булевтов и существовал запрет быть более чем дважды в течение жизни членом Совета пятисот. Старая коллегия архонтов потеряла свое прежнее значение. Текущими делами государства ведала, десятая (дежурная) часть совета 500 десятую часть года (притания).
Клисфену удалось уравнять в правах коренных граждан и пришлых жителей Аттики, давно проживавших здесь. Теперь гражданство определялось принадлежностью не к древней родовой филе, а к дему. Каждый гражданин теперь присоединял к своему имени не родовое имя отца, а название своего дема, что окончательно подрывало принципы родовой организации. Расширялась и демократизировалась система полисных должностей, осуществлявших исполнительную власть.
Клисфен учредил и т.н. «суд черепков», или остракизм (остракон –черепок), по которому сам коллектив граждан определял того, кто мог угрожать афинской демократии. Заподозренный в возможности установления тиранического режима или режима личной власти гражданин полиса в результате процедуры голосования по решению суда обязан был на определенный срок покинуть Афины с правом возвращения по его истечении.
В 502 г. Клисфен учредил коллегию 10 стратегов – командиров афинского ополчения.
Если Солон сумел нанести первые удары по господству родовой аристократии и заложил общие основы полисного устройства, а также демократической формы правления в Афинах, а тиранический режим Писистрата и его сыновей стал силой, направленной против аристократии с ее родовыми связями и привилегиями, то Клисфен окончательно уничтожил ее остатки и придал государственному устройству Афин подлинно демократический характер. В противоположность тирании или узкой олигархии Афинское государство определялось через равенство в правах, в речах и во власти (исономия, исегория и исократия).
Все афинские граждане, исключая рабов и проживавших в Афинах иностранцев, называвшихся метеками, принимали активное участие в политической жизни полиса. Они могли быть избраны на любые государственные должности и принимать участие в решении всех важнейших вопросов политической жизни своей гражданской общины. Большая часть граждан получала опыт в административной деятельности, отсюда лучше понимала в делах государства и приучалась к ответственности
13. Описать ход Пелопонесской войны. Определить причины и оценить последствия войны для Греции.
1. Деятельность Перикла в Афинах
Перикл, принадлежавший к аристократическому роду Алкмеонидов, после политической борьбы со своими афинскими противниками как вне, так и внутри своей партии пришел к власти в 461 г. до н.э. С этого времени он единолично управлял афинским полисом, за исключением краткого перерыва в несколько месяцев, вплоть до своей смерти, последовавшей в 429 г. Перикл был вождем демократической общины в целом. Он являлся стратегом, причем с 444 по 430 гг. он переизбирался стратегом-автократором.
По замыслу Перикла, чтобы создать в Афинах полностью демократические порядки, следовало расширить круг населения, из которого выставлялись кандидаты на общественные должности, до сих пор ограниченный двумя более зажиточными классами. Поэтому Перикл включает в круг лиц, избирающихся в архонты, граждан третьего класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом), оставляя без избирательных прав только четвертый последний класс — наемных рабочих и батраков. Он вводит оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей трибунала гелиастов. К этому прибавилась отмена права вето ареопага, ограничивавшего во многих случаях суверенитет народа, введенная Эфиальтом. И в то же время именно по предложению Перикла в 451 – 450 гг. до н.э. было решено, что политическими правами могут пользоваться лишь те, у кого и отец и мать – афиняне.
Перикла тревожил рост безработного населения. Для того чтобы решить эту социальную проблему он принял ряд мер. При нем развивалась практика длительных военно-морских маневров, занимавших большое число гребцов и матросов, которые получали жалованье. Широко практиковалось поселение неимущих афинян («клерухов») на землях союзников, пустовавших, либо отобранных за провинность. Но главным средством решения проблемы занятости стала реализация программы грандиозных построек. Основываясь на декрете, принятом по его предложению в 450 – 449 году и разрешающем черпать из союзной казны для восстановления храмов, разрушенных во время греко-персидской войны, Перикл предпринял крупные работы, а именно, реконструкцию святилищ Акрополя (Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Паллады).
Перикл покровительствовал поэзии, музыке и театру. Он ввел в быт афинян общенародные музыкальные праздники. При Перикле греческий театр достиг своего наивысшего расцвета (Софокл, Еврипид), развивалась наука (Зенон, Анаксагор, Геродот).
В 446 г. до н.э. у Перикла возникла идея панэллинского союза и, по его задумке был издан декрет спредложением всем греческим полисам как в Европе, так и в Азии, прислать в Афины депутатов для обсуждения вопросов, имеющих всеобщее значение, а именно: восстановления храмов, разрушенных персами, жертвоприношений в национальных святилищах в благодарность богам за победу, одержанную объединенными силами, охраны морских путей и путей установления мира между всеми греками. Двадцать афинских граждан, отправились в разные области эллинского мира, чтобы начать мирные переговоры от имени Афин. Однако эти шаги натолкнулись на решительное сопротивление Спарты, которые отказывались в принципе от панэллинского конгресса, созываемого Афинами и тем самым предполагающего главенство этого города.
Реформы Перикла (включение кандидатур из граждан третьего класса на высшие должности государства) встретило сопротивление со стороны аристократических кругов. Они стали уклонятся от занятия государственных должностей, не желая смешиваться с простонародьем. Лидер аристократической партии некий Фукидид из Алопеки возглавил сопротивление Периклу. После политической борьбы победу удалось одержать Периклу, Фукидида подвергли остракизму. Через десять лет Фукидид вернулся и борьба разгорелась с новой силой. Начинаются процессы по обвинению жены Перикла Аспасии, затем в краже золота обвиняется сам Перикл, с большим трудом ему удалось добиться оправдания в этих процессах.