Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все эти характерные особенности спартанского полиса объясняются тем, что Спарта вступила в период оформления своей государственности достаточно рано, творцы спартанской полисной организации — дорийские греки — находились на очень низком уровне социально-экономического развития. Они сохранили массу пережитков родового строя, еще не знали даже зачатков отношений частной собственности.
Воспитание и четкая военная организация способствовали значительному усилению военной мощи Спарты, консолидации гражданского коллектива государства. Уже в VI в. до н. э. Спарта, подчинив своему влиянию такие крупные полисы Греции, как Коринф, Мегары и другие, стала во главе одного из первых военно-политических объединений Греции – Пелопоннесского союза, созданный для защиты от внешних нападений. По условиям союзных договоров всем членам союза обеспечивалась неприкосновенность их территории и автономия. В союзном совете каждый член союза обладал одним голосом, и решения принимались большинством голосов, при этом Спарта имела преобладающее влияние на ход голосования. Кроме того, она могла по своему усмотрению созывать представителей союзных государств для обсуждения и решения вопросов о войне и мире, о договорах с другими полисами и общих делах союза. В случае объявления военных действий на суше каждый член союза выставлял в войско до двух третей своего гражданского ополчения. При этом верховное командование принадлежало спартанским царям. Для ведения морских сражений приморские полисы союза, имевшие собственный флот, поставляли корабли, а те союзники, территории которых не выходили к морскому побережью, должны были выплачивать деньги на содержание союзного флота. Им всегда командовал спартанский военачальник (наварх). Текущими делами союза занимались спартанские эфоры. Союз формально действовал только во время войны, но влияние Спарты ощущалось и в политическом плане, в полисах союза при поддержке Спарты к власти приходили олигархические режимы.
Несмотря на зависимость от Спарты, все союзники сохраняли некоторую самостоятельность. Общая казна отсутствовала, так как союзные налоги-взносы не взимались. Если некоторые полисы, входившие в состав Пелопоннесского союза, отказывались поддержать ведение боевых действий, объявленных решением общего собрания союзников в Спарте, на них накладывался лишь денежный штраф.
Афины. Аттика в начале архаического периода.
Вследствие состояния исторических источников наиболее полно процесс становления греческого полиса прослеживается в Аттике, с центром в Афинах. Аттика была мало удобна для земледелия. Наличие в ее недрах серебра, запасов качественной глины и изобилие мрамора способствовали раннему развитию ремесла и торговли. Удобные морские гавани благоприятствовали развитию мореплавания. Первоначально население Аттики проживало в мелких поселениях, которые со временем объединились вокруг одного городского центра, расположенного у подножия высокого скалистого холма — афинского Акрополя.
Дорийское вторжение мало затронуло Аттику, и в основном здесь проживало прежнее население — ионийцы и пеласги. Здесь также обосновались некоторые ахейские роды, пришедшие в область из Пелопоннеса после дорийского завоевания. По кровнородственному признаку население Аттики делилось на четыре родовые филы, или племени. Каждая фила делилась на три фратрии, состоявшие из нескольких десятков родов.
В гомеровское время населением Аттики управляли басилей. Одному из них, легендарному герою Тезею, приписывалось объединение (синойкизм) страны вокруг города Афины. Басил ей являлись верховными правителями, жрецами, судьями и военачальниками. Как и в других греческих полисах, при басилее был совет знати – ареопаг, называвшийся так по названию холма, посвященному Аресу. Согласно преданиям, Тезей разделил население на три группы: евпатридов — земельную знать, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников.
В течение VIII в. до н. э., по мере развития хозяйства и частной собственности, евпатриды (в переводе «происходившие от благородных отцов») начали постепенно ограничивать права басилеёв. Они стали выбирать из своей среды архонтов (старейшин), которым и переходили некоторые властные полномочия басилея (военное командование, суд), так что со временем у него остались только жреческие обязанности, а позднее должность басилея даже стала выборной.
Т. о., в начале архаического времени система правления Афинами была следующей. Царская власть уступила свое место правлению коллегии 9 архонтов – должностных лиц, избираемых ежегодно исключительно из среды евпатридов. Между ними были распределены основные функции исполнительной, военной и судебной власти. Возглавлялась эта коллегия ее главой — архонтом-эпонимом, или старшим архонтом. По его имени назывался текущий, год, и таким образом велось афинское летосчисление. Затем следовал архонт-полемарх, ведавший военными делами и командовавший афинским ополчением. Архонт-басилей — третий в коллегии, ведавший культовыми обязанностями бывших басилеев. Остальные 6 архонтов назывались архонтами-фесмофетами и являлись хранителями древних законодательных обычаев, передававшихся устной традицией из поколения в поколение.
После года пребывания в должности архонты передавали свои полномочия вновь избранным на их места из евпатридов должностным лицам, а сами автоматически становились пожизненными членами ареопага, который в архаическое время становится одним из органов власти родовой аристократии, причем самым влиятельным. Народное собрание общины, объединявшее всех ее представителей, собиралось нерегулярно и только по призыву высших должностных лиц. Решающей политической силой оно не являлось.
На протяжении архаического периода положение аттического крестьянства резко ухудшаюсь. Евпатриды, которые, стремясь к богатству, активно участвовали и в колонизации, и в заморской торговле. Именно в это время в сферу обмена попадают продукты сельскохозяйственного производства. В Аттике начался активный процесс усиления задолженности крестьян. Появляются так называемые пелаты и шестидольники, впавшие в зависимость от аристократии и выплачивавшие ей часть своего урожая. В дальнейшем такие зависимые крестьяне попадали в долговое рабство, и как результат — следовала их продажа за пределы Аттики. Этот процесс закабаления рядового крестьянства Аттики протекал достаточно активно, благодаря тому что евпатриды обладали монополией не только на экономическую, но и на политическую и судебную власть. Кавалерия аристократии являлась и основной вооруженной ополчения.
Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно ощущалось уже во второй половине VII в. до н. э. Примером может служить неудавшаяся попытка установления тирании, предпринятая афинским аристократом Килоном в 30-х годах VII в. до н. э. Но народ не поддержал Килона. Архонт Мегакл из рода Алкмеонидов организовал осаду Акрополя, захваченного приверженцами Килона. Килон бежал, а его сторонники, укрывшиеся в храме Афины, сдались. Причем им была обещана милость, так как победители опасались, что они умрут от голода и жажды в храме и тем осквернят его. Но заговорщики, покинув храм, сразу же были убиты.
Еще одним симптомом назревавшего конфликта между демосом и аристократией стала запись устного законодательства, осуществленная архонтом-фесмофетом Драконтом в 621 г. до н. э. Это ослабило власть родовой аристократии, которая через своих должностных лиц, носителей норм обычного, неписаного права, часто вершила суд в своих интересах. Драконтовскими законами отменялось ее право на кровную месть, а все карательные функции передавались ареопагу, который по-прежнему оставался в руках евпатридов. Устанавливалась процедура судебного разбирательства по делам об убийствах, различались предумышленные и непредумышленные убийства.
Законы Драконта были весьма суровы. Тем не менее, некоторые из них явно свидетельствовали об укоренении новых явлений в экономической жизни Афин. Так, бездеятельность граждан жестоко наказывалась, что вело к развитию их экономических возможностей. Сурово, вплоть до смертной казни, каралась кража. Это говорит о нарождении частнособственнических отношений и о защите собственников. Законы Драконта не коснулись долгового рабства и тем самым, не запрещая как бы узаконивали его.
Реформы Солона
Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее обездоленными, а потому и наиболее агрессивными слоями афинского демоса. С 594 г. до н. э. этот обедневший евпатрид, избранный архонтом с правом законодательной деятельности, проводил серию реформ, которые коренным образом изменили ситуацию в Аттике. Его популярности среди афинян способствовали решительные действия по возвращению острова Саламин, потерянного афинянами в свое время после заговора Килона и временно попавшего под власть мегарского тирана Феагена.
Самым важным законом стала т.н. сейсахфия («стряхивание бремени» на заложенные участки ставился камень) — освобождение всех афинян от обязательств, связанных с заложенной за долги землей. Такие участки земли, возвращались своим хозяевам.
Солон запретил обеспечение займов личностью. Теперь должник отвечал перед своим кредитором только своим имуществом. Таким образом, угроза долгового рабства для сограждан была полностью ликвидирована. Более того, афиняне, ранее попавшие за долги в рабство, освобождались. Те же из них, кто был продан на чужбину, выкупались за общественный счет и возвращались на родину. Следствием этого стала консолидация гражданского коллектива формирующегося афинского полиса и дальнейшее развитие рабства исключительно за счет рабов-иноплеменников.
Был проведен ряд реформ, поощрявших хозяйственную деятельность афинян. Денежная реформа позволила афинской монете стать конкурентоспособной в торговых операциях греческих купцов, а реформа мер и весов смогла облегчить деятельность местных торговцев. Солон запретил вывоз из Аттики зерна, в котором она всегда нуждалась из-за скудности своих почв, но зато создал благоприятные условия для экспорта оливкового масла и вина. Эти меры поощряли деятельность местных сельскохозяйственных производителей.
Новый закон о свободе завещания наносил удар по родовым связям, т.к. теперь появлялась возможность экономического усиления отдельных семей. Законодательно был ограничен земельный максимум (но не к уже имеющимся владениям), определен ссудный процент.
Следующая серия реформ — это преобразования в социальной и политической сферах. Все свободное население Аттики Солон разделил на четыре разряда, принадлежность к которым определялась по объему дохода, получаемого в результате хозяйственной деятельности. До этой реформы земля была сконцен-трирована в руках евпатридов, что вело к засилью аристократии и в политической жизни. Сейчас же права и обязанности граждан были распределены так, что зажиточные граждане по-прежнему обладали большей полнотой власти, но при этом на них возлагались и большие обязанности в отношении всего гражданского коллектива. Кроме того, принадлежность к новым высшим разрядам определялась в зависимости от получаемого ежегодного дохода с земельного участка, а это вынуждало его владельца изыскивать более рациональные способы обработки земли для получения большего урожая. Теперь уже не происхождение или принадлежность к тому или иному аристократическому роду, а именно доход, труд на земле становился критерием авторитета в обществе. Генократия (генос – род) заменялась тимократией (тиме – цена, стоимость).
Первый разряд населения составили т.н. пентакосиомедимны (пятисотмерники), т.е. те, чей ежегодный доход превышал 500 медимнов (1 медимн как мера объема — ок. 52 литров) урожая зерном, маслом или вином. Второй разряд — всадники, так как должны были служить в в коннице на своем коне (от 300 медимнов и выше), третий — зевгиты, т.е. имеющие собственную упряжку волов («зевгос» – упряжка) (от 200 мер и выше) и, наконец, четвертый — феты, беднейшая часть населения (до 200 мер). Впоследствии, по мере развития денежных отношений, принадлежность к тому или другому разряду стала определяться уже в денежном выражении. В зависимости от получаемого дохода ранжировались и политические права граждан Аттики: пентакосиомедимны и всадники имели всю их полноту, зевгиты также обладали всей полнотой политических прав, за исключением возможности стать архонтами и, следовательно, попасть в ареопаг, но они могли попасть в совет 400. За фетами было сохранено право участия в работе народного собрания и обсуждения разбиравшихся на нем вопросов.
В связи с переменами основную боевую единицу ополчения составила фаланга тяжеловооруженных воинов-гоплитов