Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прибыв в Сицилию афиняне поняли, что не имеют здесь союзников. К тому же вскоре Алкивиад был вызван в Афины на суд по обвинению в религиозном кощунстве. По дороге он бежал к спартанцам и выдал им афинские военные планы. Он советовал Спарте немедленно оказать помощь Сиракузам, занять близ Афин одну из аттических крепостей и оттуда тревожить жителей Аттики, прервав подвоз продовольствия с острова Эвбеи. Выполняя советы Алкивиада, спартанцы заняли крепость Декелею к северу от Афин и поместили здесь гарнизон, постоянно угрожавший Афинам.
В Сицилии афинская армия под командованием стратегов Никия и Ламаха весной 414 г. осадила Сиракузы, которые запросили помощь государств Пелопоннеса. Из Пелопоннеса прибыл трехтысячный отряд под командованием Гилиппа, которому удалось окружить афинскую армию. Даже приход помощи из Афин эскадры под командованием Демосфена не изменил положения, так как флот пелопоннесцев и флот сиракузян теперь превосходил афинский флот. Вскоре афинский флот был разбит и сожжен в сиракузской гавани. Сухопутные силы афинян, начавшие отступление вглубь острова, были окружены сиракузянами и частью уничтожены, а частью взяты в плен. Афинские стратеги Никий и Демосфен были казнены, а пленные воины обращены в рабство. Ламах был убит в бою. Военная авантюра афинян потерпела полный крах, что в корне изменило соотношение сил.
Спарта постепенно завоевывала стратегическую инициативу, но для полной победы Пелопоннесскому союзу был необходим флот, на строительство которого средств не было. В этой ситуации спартанцы пошли на союз с Персией. Спарта получала необходимые ей субсидии и признавала власть персидского царя над всей Малой Азией и греческими городами на ее территории в том числе.
Катастрофа Афин в Сицилии вызвала отход союзников. В 412 г. афиняне воевали с отпавшими союзниками, но к началу 411 г. под афинским контролем оставались лишь острова Лесбос, Самос, Кос и 2-3 города Малой Азии.
Военное поражение обострило борьбу группировок в Афинах. В 411 г. до н. э. власть здесь сменилась олигархической. Становлению в Афинах олигархии способствовал и Алкивиад, который к этому времени бежал из Спарты и налаживал контакты с персами. Афинское государство разделилось на о.Самос находился флот афинян, стоявший за демократию. Победы флота способствовали восстановлению в 410 г. до н. э. демократии в Афинах. Под командой Алкивиада, призванного из изгнания, афиняне разбили в Мраморном море спартанско-сиракузский флот. Этот успех, казалось, вновь обеспечил афинское господство на торговых путях Черного и Эгейского морей. Но спартанцам вскоре снова оказали большую финансовую поддержку персы, дав им возможность восстановить свой флот. Весной 406 г. до н. э. спартанский флот, во главе с Лисандром, воспользовавшись отсутствием Алкивиада и оплошностью его заместителя, разгромил афинский флот у мыса Нотия вблизи Эфеса. За это поражение Алкивиад был отстранен от командования, и удалился в добровольное изгнание.
В 406 г. у острова Лесбос афиняне одержали крупную победу над флотом спартанцев, но несмотря на этот успех шесть стратегов-победителей были казнены за то, что не подобрали убитых в бою моряков. В дальнейшем афинские стратеги уже боялись принимать ответственных решений.
Персия вновь помогла спартанцам восстановить флот, и осенью 405 г. до н. э. в Геллеспонте, который афинянам удавалось контролировать, произошел последний морской бой при р. Эгоспотамы (“Козьи реки”). Спартанский флотоводец Лисандр решил воспользоваться недисциплинированностью афинян и внезапно атаковать афинский флот. По сути спартанцы захватили афинские корабли стоявшие без экипажей почти без боя (171 из 180 кораблей).
Потеря флота стала невозобновимой утратой для Афин. Лисандр со своим флотом следовал вдоль афинских владений и устанавливал проспартанские олигархические правления – декархии (комитеты десяти). Осенью 405 г. до н. э. спартанский флот вошел в афинскую гавань, а сухопутная спартанская армия начала осаду Афин с суши. В Афинах начались голод и эпидемии. В апреле 404 г. до н. э. афиняне капитулировали. Афинский морской союз прекратил свое существование.
По договору Афины сохранили свою независимость, но теряли почти все свои внешние владения. Весь флот, кроме 12 сторожевых судов, они передали спартанцам. Длинные стены Афин должны были быть срыты. Эмигрантов амнистировали. Гегемония в Греции перешла к Спарте. После входа в Афины и разрушения стен Лисандр направился на Самос, который еще продолжал хранить верность Афинам, после осады самосцы сдались и Пелопоннесская война на этом окончательно закончилась.
4. Итоги Пелопоннесской войны
Возвращение изгнанников в Афины привело к усилению антидемократического движения. При поддержке Лисандра афинская олигархия начала реформы по изменению государственного строя. Для этого была избрана комиссия из 30 человек, во главе с Критием. (30 тиранов). Коллегия Тридцати тиранов уменьшила число полноправных афинских граждан до 3 тыс. человек, причем критерием такого отбора стал высокий имущественный ценз. Именно эти богатые граждане должны были войти в состав реорганизованного народного собрания Афин, которое, однако, за все время правления тиранов так и не созывалось ни разу. Тех же афинян, кто не вошел в состав этой привилегированной группы, по решению тиранов можно было без всякого судебного решения казнить, конфисковывать у них имущество, преследовать иными способами. За короткий срок правления Тридцати (апрель – декабрь 404 г. до н. э.) было уничтожено без суда почти 1500 афинян – сторонников демократии.
Между тем в Аттике появились изгнанники-демократы во главе с Фрасибулом. Их сторонники двинулись на Афины и в сражении у Мунихии (около Пирея) разбили олигархов (Критий погиб в битве). Демократы утвердились в Пирее. Лисандр хотел оказать помощь афинским олигархам, но спартанские власти обеспокоенные ростом его влияния не разрешили вмешательства. Осенью 403 г. в Афинах была восстановлена демократия, но более ограниченная чем раньше.
Пелопоннесская война была войной за союзников. Политика Афин возбудила недовольство их союзников. Тяготы, которые афиняне возложили на своих сателлитов, превысили те блага, которые они доставляли им своим покровительством, и, когда сила лидера стали слабеть, союз распался. План добиться победы ведением морской войны оказался несостоятельным. Добиться сокрушения континентальной державы только ведением морской войной было невозможно. К этому следует добавить отсутствие устойчивого руководства и авантюризм отдельных операций. Победе Спарты способствовала и существенная экономическая помощь Персии.
Основным итогом войны стало установление гегемонии Спарты в Греции. Война уничтожила равновесие между Афинским союзом и Пелопоннесской лигой, которое позволяло полисам различных типов – торгово-промышленным и аграрным – находить условия для своего развития в среде себе подобных. Пелопоннесская война сильно разорила все государства Греции: и побежденных и победителей. Многолетняя война ослабила как Афины, так и Спарту. В итоге стали выдвигаться другие греческие города-республики: Коринф и Фивы (в Беотии). Резко падает престиж не только афинской демократии, но и всей Греции в международном масштабе. Персия постепенно становится хозяином положения в международных делах. Греция же вступает в затяжной период кризиса полисной системы, приведшего к подчинению ее Македонскому царству и потере независимости.
14. Объяснить причины кризиса полисного строя в Греции в первой половине IV в. до н. э.
С конца V в. до н. э. мир греческих полисов вступает в полосу затяжного кризиса. Это не был кризис рабовладельческой системы в Греции, так как рабство продолжало развиваться. Однако греческие полисы, основанные на сплоченности и замкнутости гражданских коллективов, противопоставленных своими привилегиями негражданскому их населению, а также всему внешнему окружению, оказались в этих условиях несостоятельны.
Кризис греческого классического полиса проявлялся прежде всего в ослаблении или даже в нарушении незыблемой ранее связки гражданин — собственник — воин. Если раньше каждый гражданин обязательно владел земельным участком, что являлось гарантией его гражданского статуса, то особенно в IV в. до н. э. появляется масса обезземеленных граждан, хотя не обездоленных.
Дело в том, что доход от ссуд деньгами значительно превышал традиционный земельный доход. Кроме того, земля — это «богатство видимое», его легко учесть и контролировать со стороны полисных властей, а деньги или же вложения относятся к категории «богатства невидимого»: их легко утаить, скрыть от учета уровня состоятельности гражданина. Многие богатые граждане, ранее привлекавшиеся к исполнению полисом дорогостоящих литургий или обременительного военного налога на благо всего коллектива граждан, в новых условиях начинают тяготиться этими ранее почетными обязанностями. Владеть «имуществом видимым» становится невыгодно.
Широко распространяется практика продажи земли. В связи с этим другая часть гражданского коллектива продолжала прибирать к рукам значительные ее массивы, для того чтобы сдавать ее в аренду и получать стабильный доход. Но в арендные отношения оказывались вовлечены и обезземеленные граждане, и метеки-неграждане, а также бывшие рабы, отпущенные на свободу своими хозяевами. Поэтому к земледелию, ранее почетному занятию, достойному только граждан, приобщались и негражданские слои населения полисов. Отсюда получалось, что в социальном плане обедневшие и обезземеленные граждане-арендаторы и неграждане-метеки, вольноотпущенники сближались, превращаясь в одну социальную группу.
Кроме того, начиная с IV в. до н. э. многие полисы испытывали серьезные материальные затруднения. Отдельные богатые чужеземцы, проживавшие на территории полиса, в критические для его гражданского коллектива моменты, шли на оказание значительной материальной помощи. За это решением
народного собрания им либо разрешалось владеть домом или земельным участком, либо даже даровались права гражданина. Вследствие этого нарушалась обязательная для классического полиса связка гражданин — собственник, а также опасно увеличивалось число граждан, ранее постоянно и строго контролируемое.
В период разразившегося кризиса многие полисы пытались принять меры для того, чтобы материально поддержать своих обедневших и обезземелившихся граждан. Организовывались общественные работы, создавались «рабочие места». Однако этой возможностью поправить свое благосостояние пользовались в основном метеки и вольноотпущенники. Доля граждан, участвовавших в таких общественных работах, была невелика.
Это нежелание собственным трудом поправить свое материальное положение можно объяснить эгоизмом таких обедневших сограждан, уверенных, что они смогут прожить за счет подачек от полиса и от его богатых граждан. Однако получаемые бедняками пособия использовались ими не на производственную деятельность, а исключительно на потребительские нужды. Положительного результата подобные меры так и не достигали. Все эти процессы разрушали ранее незыблемую полисную солидарность граждан.
На фоне нарушения баланса гражданин — собственник в период кон. V — нач. IV вв. до н. э., подрывались и основы полисного ополчения. Во время военных кампаний граждане-ополченцы надолго отрывались от своих хозяйств, часть их гибла, число тех, кто мог приобрести себе вооружение гоплита уменьшалось. Совершенствование тактики боевых действий и военной техники требовало уже профессионального подхода. Возникает наемничество. Будучи профессионалами, наемники были лучше обучены, более дисциплинированны, не связаны, как правило, семейными узами и не привязаны к собственному хозяйству. Но с другой стороны, наемники были лишены всех черт полисной солидарности и предоставляли свои услуги тому, кто больше заплатит. Роль полисного гражданского ополчения резко уменьшается. Тем самым очевидно нарушение еще одной связки: гражданин — воин.
Еще один устой классического полиса — его политическая организация — также значительно трансформируется. Народное собрание уже неустойчиво и по своему составу, и по настроениям его членов. Введение в нач. IV в. до н. э. платы за его посещение свидетельствовало не только о росте числа обедневших граждан, но и о возрастании их политического безразличия. Разрушаются основы полисной демократии, решения народного собрания принимались нередко в интересах узких группировок политиков, не представлявших весь коллектив граждан. Росло число судебных процессов, сопровождавшихся конфискациями имущества тех, кто были осуждены по доносам своих же сограждан.
Одним из проявлений кризиса полисной системы в IV в. до н. э. стало возрождение тираний как в городах Греции, так и в периферийных районах греческого мира. В отличие от раннегреческих тираний архаического времени, или «старших» тираний, которые родились в борьбе демоса и родовой знати, в борьбе, содействовавшей окончательному торжеству полисного государственного устройства, тирании IV в. до н. э. принято называть