Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном

механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

· коллегиальность;

· безвозмездность;

· ответственность.

4. Армия

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.


Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как

патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ РИМА ВО II – I вв. до н. э. Развитие рабовладельческих отношений. Социально-классовая структура римского общества



На рубеже III – II вв. особенно интенсивно развиваются рабовладельческие отношения. Патриархальное рабство перерастает в классическое, главной чертой которого стало стремление рабовладельца получать прибавочный продукт, рассчитанный на продажу на рынке. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов. Развитие экономических отношений, частной собственности, зарождение товарного хозяйства, требовали дешевой рабочей силы. Долговое рабство в Италии было запрещено, а внутренние источники наемной рабочей силы из числа бедного, но свободного населения, не могли удовлетворить этой потребности. Источники классического рабства по большому счету были прежними: завоевательные войны, пиратство, долговое рабство (в провинциях) и естественный прирост рабов. Но работорговля получает огромное развитие. Одним из наиболее крупных центров работорговли был остров Делос. Рабский рынок существовал и в самом Риме (у храма Кастора).

Эксплуатация рабского труда была разнообразна. Существовали, так называемые, государственные рабы. Это были, как правило, служители при магистратах, жрецах, выполнявшие обязанности тюремщиков, палачей и т. п. Подавляющая масса рабов находилась в частном владении.

Усиление эксплуатации рабского труда привило к ухудшение правового положения самих рабов. Раб не считался субъектом права, не считался личностью, но лишь вещью, принадлежащей своему хозяину. Раб не имел никаких публичных прав – ни гражданских, ни политических. Он не имел также и прав приватных: ни права на собственность, ни права на семью. По закону Аквилия рабы приравнивались к скоту: за ущерб, причиненный рабом, господин отвечал как за ущерб причиненный животным., за преступление совершенное рабом по приказу хозяина, отвечал хозяин.

Основными классами римского общества II – I вв. были рабы и рабовладельцы, а также мелкие производители, применявшие изредка труд 1 – 2 рабов.

Рабы, принадлежавшие отдельным лицам, делились обычно на две группы: сельскую и городскую. Первая группа была занята в сельскохозяйственном производстве, и они подвергались наиболее суровой эксплуатации. Рабы, городской категории были образованные, квалифицированные люди или домашняя прислуга, находились в сравнительно привилегированном положении. Рабы, входящие в эту категорию, пользуют­ся различными привилегиями. Одна из таких привилегий – вывод на пекулий. Под пекулием
подразумевается тот или иной вид имущества, которое выделяется рабу для самостоятельного ведения хозяйства (хотя это иму­щество юридически продолжает считаться собственностью владельца раба). В виде пекулия раб мог получить мастерскую, лавку, земельный участок, орудия труда и даже так называемых рабов-викариев. Именно таким путем возникает теперь новый слой населения — дельцы, предприниматели, торговцы, вышедшие из рабов и по мере своего обогащения часто выкупающиеся на волю. К ним примыкает рабская «интеллигенция» (педагоги, актеры, поэты) и рабы, обладающие редкими и высокоценными профессиями (искусные повара, ювелиры и т. п.). В связи с распространением в Риме эллинистической культуры и образованности, формируется римская интеллигенция. В эту категорию входили люди, занимавшиеся культурной, научной и педагогической деятельностью как постоянной профессией. Это актеры, педагоги, риторы, грамматики, литераторы, врачи. Перечисленные выше профессии бы­ли почти полностью монополизированы греками. В Риме считались позорными профессии актера и даже такая область, как медицина, была предоставлена иностран­цам. Отсюда в значительной мере интеллигенция была рабской.

В очень тяжелых условиях жили рабы, работавшие в рудниках, каменоломнях или попавшие в гладиаторы. Таким образом, в эпоху поздней республики в Риме уже не существует единого недефференцированного класса рабов.

Вольноотпущенник (либертин), после отпуска на волю (манумиссия), хоть и становился римским гражданином, но в отличие от свободнорожденного пользовался урезанными правами. Либертин сохранял нравственные и материальные обязательства к бывшему хозяину, а ныне – патрону. За их невыполнение отпущенник мог быть снова лишен свободы.

Оборотной стороной процесса развития новых форм сельскохозяйственного производства было обезземеливание крестьянства, которые превращались в арендаторов, поденщиков и батраков. Но последние не могли рассчитывать на постоянный заработок, так как их труд использовался спорадически, лишь с страдную пору. Поэтому огромные массы крестьян хлынули в город. Какая-то часть из них превратилась в ремесленников, строительных рабочих и т. п. Они объединялись в специальные коллегии.

Но огромное количество разоренных людей так и не могло найти себе постоянной работы, ведя полуголодное существование. Они ничем не брезгали в поисках случайного заработка: лжесвиде­тельскими показаниями в судах, продажей своих голосов на выборах, доносами, воровством. Они
жили за счет средств, которые перепадали во время государственных раздач, триумфов полководцев или от щедрот римских политических деяте­лей, завоевывавших себе таким путем и популярность и голоса. Так возник в римском обществе особый деклассированный слой населения – античный