Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другое мероприятие македонского царя имело далеко идущие идеологические последствия. Александр совершил паломничество к оракулу бога Аммона в пустыне к западу от Мемфиса. Жрецы этого оракула объявили македонского царя сыном Аммона, которого греки приравнивали к Зевсу. Тем самым было признано божественное происхождение Александра Македонского. Для того чтобы окончательно подчеркнуть законность своей власти в Египте, Александр торжественно короновался в древнем Мемфисе.

С весны 331 г. начинается второй этап восточного похода. Покинув Египет, греко-македонское войско двинулось на север и, форсировав реку Евфрат, близ местечка Гавгамелы, недалеко от реки Тигр, 1 октября 331 г. до н. э. столкнулось в решающем сражении с персидской армией. В этом сражении победа вновь сопутствовала

Александру, Дарий III бежал с поля боя и скрылся в горной Мидии. Никто не мешал войскам Александра без боя захватить Вавилон, Сузы, священный центр державы — Персеполь. В Сузах македонцам досталась казна Персидской державы. Сожжением Персепольского дворца в 330 г. до н. э. Александр символически обозначил свою победу над извечным врагом Эллады — Персидской державой. Дарий III, преследуемый по пятам, в Гиркании был убит группой высокопоставленных заговорщиков из своего окружения, во главе с сатрапом Бактрии Бессом.

В это время в политике Александра по отношению к завоеванной персидской знати происходят серьезные изменения. Он стал сохранять за персами высокие административные посты. Первым примером новой политики было сохранение должности за сатрапом Вавилонии Мазеем. В дальнейшем, после захвата Суз и Персеполя, эта практика приобрела еще более широкий масштаб, породив затем конфликт в македонской армии.

Покорение исконно персидских территорий и горной Мидии обеспечило македонскому царю надёжность его тылов. Проведенная им чистка своего ближайшего окружения, недовольного действиями молодого царя (убийство старейшего маке-донского военачальника Пармениона и его сына, начальника конницы Филоты), который настаивал на продолжении боевых действий на время притушила оппозиционные на-строения. Теперь, после смерти Дария III, все население Персидской державы должно было рассматривать македонского царя-завоевателя в качестве своего законного властителя.

Гибель последнего царя из династии Ахеменидов как бы символизировала окончание войны, которую вел македонский царь под официальным лозунгом отмщения за нашествие на Элладу. Союзные силы греческих полисов были официально распущены. При этом, однако, грекам было предложено продолжить участие в походе, но уже в качестве наемников Александра. Для царя стал неожиданностью тот факт, что его намерение продолжать войну встретило сопротивление в македонской армии, уставшей от длительных походов и считавшей, что цель войны достигнута. Однако Александр, уже по праву считавший себя законным наследником царей Ахеменидской династии, не собирался прекращать войну до тех пор, пока не будут завоеваны все территории, входившие в состав их государства. С огромным трудом ему удалось преодолеть сопротивление армии и продолжить поход. Парфия не оказала сопротивления македонянам, парфянский сатрап сдался Александру и сохранил свой пост. Все это позволило Александру начать реализацию плана захвата восточных сатрапий державы Ахеменидов и областей северо-западной Индии (329-324 гг. до н. э.). Сложно было покорить Гирканию и Бактрию, но настоящее сопротивление Александр встретил в Согдиане. Здесь пришлось в течении двух лет вести бои с местными племенами поднявшими восстание во главе со Спитаменом. В течении двух лет Александр подавлял очаги сопротивления. Для привлечения на свою сторону представителей местной знати он женился на дочери знатного согдийского вельможи Роксане.


Подавление последних проявлений оппозиционных настроений среди его приближенных (заговор Каллисфена, убийство Клита) позволило Александру воодушевить свое войско на поход в северо-западную Индию.

Политическая обстановка в Северной Индии благоприятствовала: два самых сильных вождя — индусские цари Таксил и Пор — враждовали между собой. Таксил

владел землями между реками Инд и Гидасп, Пор — между реками Гидасп и Ганг. Александр вызвал к себе Таксила и и заключил с ними союз.

Пор готовился оказать сопротивление македонянам. Но в битве при Гидаспе в 326 г. до н. э. Александр одержал свою последнюю победу. Пор сосредоточил у Гидаспа армию в 30 тыс. пехотинцев, 3 - 4 тыс. всадников, 300 боевых колесниц и около 100 слонов. Македонская армия насчитывала до 30 тыс. человек, из них 6 тысяч тяжелой пехоты и 5 тысяч конницы. Индусы имели общее численное превосходство и боевых слонов, у македонян же была более сильная конница.

Армия индусов расположилась на левом берегу реки Гидасп. На противоположном берегу сосредоточилась македонская армия. В 150 стадиях (14 км) вверх по течению было выбрано удобное место для ее форсирования. Часть сил македонской армии и 5 тыс. союзных индусов были вставлены в главном лагере с целью показать наличие здесь всей армии и этим ввести противника в заблуждение.

Между главным лагерем и местом форсирования реки расположилась наемная конница и пехота. Эти отряды должны были начать переправу через Гидасп сразу же, как только завяжется бой.

Ночью во время сильной грозы македонская армия начала форсировать реку. Получив сведения о переправе македонской армии, Пор выслал навстречу своего сына, но помешать переправе не успел. Македоняне атаковали и разбили этот отряд индусов. Пор двинул свое войско навстречу македонянам, оставив небольшой отряд для охраны лагеря.

Александр решил использовать свое превосходство в коннице. Главный удар он наметил нанести по левому флангу индусов, сосредоточив против него часть конницы под личным командованием. Остальная конница была направлена против правого фланга индусов. Македонская фаланга тяжелой пехоты получила задачу атаковать противника лишь тогда, когда его боевой порядок будет расстроен.

Когда отряды македонской армии, находившиеся на правом берегу реки Гидасп, увидели, что противник терпит поражение, они стали переправляться через реку и усилили сражавшихся, что окончательно сломило индусов. Вскоре Пор был взят в плен, и бой закончился.



Армия Александра, изнуренная тяготами длительных военных действий, отказалась идти дальше. Обратный переход из Индии протекал в высшей степени неорганизованно. Девять месяцев македонская армия плыла на кораблях по реке Инд и, наконец, достигла его устья. Здесь остатки армии были разделены на две части: одна поплыла морем к устью реки Евфрат, другую Александр сам повел через пустыню Гедросии. В нач. 324 г. до н. э. вместе с остатками своих войск Александр Македонский был вынужден вернуться в Вавилон.

В Сузах, Александр в знак примирения македонцев и персов устроил грандиозную свадьбу 10 тыс. своих солдат с местными девушками. В этих же целях он включил в состав своих войск армию из 30 тыс. юношей-персов. Одновременно он проводил широкую кампанию по основанию колоний и военных поселений на завоеванных территориях.

Александром были посланы исследовательские экспедиции на Каспийское море и для плавания вокруг Аравийского полуострова. Для этой цели возводились верфи, строился флот. В это же время Александр провел военные реформы, начало которым было положено еще в Сузах, в результате персы окончательно были включены в состав македонской армии.

Возможно, Александр планировал новый грандиозный поход — на этот раз в Западное Средиземноморье, однако летом 323 г. до н. э. Александр неожиданно умер в столице своего государства — Вавилоне.

Рыхлая во всех отношениях империя не могло просуществовать долго. Поэтому вскоре после смерти Александра начался распад его державы, который привел в конце концов к образованию системы эллинистических царств, оформившихся на развалинах империи.
17. Проанализировать особенности социально-экономического и политического развития Царского периода истории Рима.

Рим возник на берегу р.Тибр и располагался на семи холмах: Палатин, Эсквелин, Цэлий, Квиринал, Виминал, Капитолийский холм и Авентин, в обл. Лаций, где жили латины и сабины. Наиболее полно и обстоятельно легенда о древнейшей истории Рима изложена римским историком Титом Ливием (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) в «Истории Рима от основания города». Долгое время легенды о начале города считалась полностью выдуманной, но в ходе археологических раскопок XIX – XX вв. была доказана историчность некоторых имеющихся в них фактах.

Например, в рассказах нашли отражение попытки греков закрепится в притибрском районе. Похищение римлянами сабинянок – это отражение реальных исторических фактов взаимоотношений римской и сабинской общины. Была установлена историчность первых правителей – царей Рима. А самое важное подтвердилась дата основания города 754 – 753 гг. до н.э. (согласно римскому историку Варрону (I в. до н.э.).


Место для основания города было удобно. Здесь, в излучине Тибра, был небольшой островок, создававший удобную переправу. В римские времена тут проходила, ведущая к морю Соляная дорога. Город находился на пути к соляным варницам.

Первые поселения появились на Палатинском холме около 1000 г. до н.э., т.е. в конце эпохи бронзы. Позднее были заселены Авентийский, Капитолийский и др. холмы. Эти поселения постепенно разрастаясь, сближались друг с другом и наконец слились в одно целое, где-то к середине VIII в. Центром города стала крепость на Капитолийском холме.

Рассказ об основании Рима легендарен, но имеет под собой и историческую основу. По легенде после гибели Трои, оставшиеся в живых троянцы, во главе с Энеем, преодолев трудности морского плавания пристали к берегам Лация. Местный царь Латин встретил троянцев дружелюбно и даже выдал за Энея свою дочь. После смерти Латина Эней стал царем его народа (латинов) и пришлых троянцев. Сын Энея Асканий-Юл основал город Альба-Лонга, где стал царем. Дальний потомок Аскания-Юла Нумитор, был свергнут своим братом Амулием, который отдал единственную наследницу Нумитора Рею Сильвию в весталки – жрицы богини Весты, дававшие обет безбрачия на 30 лет, тем самым Амулий желал избежать появления претендентов на престол. Но Рею якобы посетил бог Марс, после чего у нее родились близнецы, Ромул и Рем. Амулий приказал бросить детей в Тибр. Но младенцы, находившиеся в корзине, остались живы, их выкормила своим молоком волчица, а затем подобрал и воспитал царский пастух. Братья выросли, узнали тайну своего рождения и свергли Амулия, вернув престол своему деду. Со своими сторонниками Ромул и Рем нашли место для основания нового города. Во время начала его постройки братья поссорились, Ромул убил Рема. Ромул стал первым царем Рима, в его честь он и был назван (лат. Roma). Первые поселенцы Рима состояли из одних мужчин. Соседние племена не желали выдавать своих дочерей за безродных пришельцев. Тогда Ромул пригласил на религиозные празднества племя сабинов с их семьями. Во время празднества римляне стали похищать сабинских девушек. Оскорбленные сабины пошли войной на римлян, но похищенные девушки примирили своих родственников с мужьями. Сабины и римляне образовали единую общину.

Преемником Ромула стал сабинянин Нума Помпилий – он изображался миролюбивым и ученым человеком. Он упорядочил религиозную жизнь, ему приписывают создание календаря. За ним правил Тулл Гостилий. Он завоевал Альба-Лонгу, разрушил ее, а жителей переселил в Рим.


За ним правил Анк Марций, внук Нумы. Он успешно воевал с латинскими городами Политорием, Фиканами и Телленой, а после их разрушения переселил их жителей в Рим. Он построил мост через Тибр и основал в устье Тибра колонию Остию – ставшей морским портом Рима.

Предполагается, что в конце VI в. до н.э. этрусские правители из города Тарквиний установили свою власть в Риме, наступает эпоха этрусских правителей из династии Тарквиниев. Первым из них был полугрек, полуэтрусск, эмигрировавший из Этрурии – Тарквиний Древний (616 – 578). При нем было проведено благоустройство города: осушена болотистая низина между Палатином и Капитолием, использовавшаяся до того для захоронений и выпаса скота. Здесь образовался торговый и политический центр гос-ва – форум, соответствующий греческой агоре. На форуме появились общественные постройки: курия – помещение для заседания сената, регий – царский дом. Был отгорожен участок форума, предназначенный для проведения народных собраний – комиций.

В черту города был включен Капитолийский холм. Рим начал вести активную внешнюю политику, воюя с латинами, сабинами и отдельными этрусскими городами.

Тарквиний Древний был убит, а его жена возвела на трон, своего воспитанника, Сервия Туллия (578 – 534). Он окружил город стеной и провел реформу близкую по значению преобразованиям Солона. Однако и он был убит и на трон был посажен внук Тарквиния Древнего – Тарквиний Надменный (Гордый) (534 – 510). Он стал править тиранически, не советовался с Сенатом, самостоятельно распоряжался казной и был в конечном итоге свергнут и изгнан из Рима в 510 г. до н.э. Его попытка вернуть власть в Риме с помощь этрусских войск оказалась неудачной. В 509 г. до н.э. царская власть была упразднена и установлена новая форма правления – республика (res publicus – общее дело).

Структура римского общества. По мнению датского историка Бартольда Георга Нибура (1776 – 1831), население Рима в древнейшее время состояло из 300 родов (gentes). Каждые 10 родов объединялись в курию, объединение мужчин воинов, из которых формировалось пешее войско, каждые 10 курий – в трибу (племя; греч. фила). Т.о., существовало три трибы, из которых каждая первоначально была особым племенем. Исходя из названий древнейших триб (Рамны, Тиции и Луцеры), Нибур считал эти объединения соответственно латинских, сабинских и этрусских родов. Триба означала и территориальный округ. 300 родов в целом составляли римский народ (populus Romanus), к которому мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род – членом соответствующей курии и трибы. Римский род царского времени являлся общиной,