Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имел право принимать чужаков, скреплялся обязанностью взаимопомощи. Члены рода имели общее место поселения и погребения, носили одно родовое имя, произведенное от реального или мифического прародителя. (Например Юлии вели свое происхождение от Асканя-Юла; Гай Юлий Цезарь – из рода Юлиев из семьи Цезарей)

Органом верховной власти считалось народное собрание по куриям, или как называли его римляне куриатные комиции. Каждая курия имела 1 голос. Народное собрание утверждало или отвергало новые законы, решало вопрос о мире и войне и, как высшая инстанция имела право выносить смертельный приговор римским гражданам. На народном собрании избирались высшие должностные лица.

Наряду с народным собранием важнейшим органом власти и руководства был совет старейшин родов, или сенат (senex – старик). Он возник при слиянии трех римских племен, как общеплеменной совет. Все старшие главы семей (patres) могли входить в сенат и по общему числу родов он состоял из 300 сенаторов. Постепенно сложился обычай избирать старейшин, как правило из одной и той же семьи каждого рода, что привело к возникновению привилегированных, т.е. знатных, семей, члены которых стали называться патрициями. Древнейшими патрицианскими родами считались Юлии, Горации, Куриации, Фабии и др.

Определенная доля власти была сосредоточена в руках царя (rеx). Первые римские цари, т.е. до утверждения этрусской династии, избирались народным собранием и их власть в значительной мере ограничивалась комициями и советом старейшин.

Т.о. на ранней стадии римский народ состоял из более привилегированных, и менее привилегированных семей. В этой связи получает распространение институт клиентелы. Развитие хозяйства, войны и рост населения способствовали разрыву родовых связей. Стали складывается соседские общины, ускорилась социальная дифференциация. Представители менее знатных, и, как правило, обедневших, родов и семей, а также некоторые переселенцы «чужаки», искали покровительства и защиты у знатных людей, которые становились таким образом их патронами, а они их клиентами. Клиенты должны были повиноваться патрону, сопровождать его в мирное и военное время, публично почитать его.

Нет единого мнения о происхождении еще одной части римского общества – плебеях. Тот же Нибур предполагал, что это переселенцы, иногда добровольные, иногда и насильственно переселенные в Рим из покоренных племен. Сначала они включались в родовую организацию триб и курий, но затем по мере увеличения из количества доступ в нее был закрыт. Это были лично свободные люди, имевшие право владеть небольшим участком земли, не имея права увеличить его за счет общественного фонда (ager publikus), образованного за счет завоеваний, после реформы Сервия Туллия были обязаны нести военную службу. Плебеи занимались земледелием, ремеслом и торговлей. В их среде, не стесненной родовой организацией, быстрее росло имущественное неравенство. Они не входили в состав римской родовой организации и потому не пользовались никакими политическими правами, но затем, перемешавшись с незнатными родами римского народа и становясь клиентами, они постепенно на урезанных правах были включены в древнеримскую общину.


Низшим слоем римского населения были рабы, из числа военнопленных или купленных у соседних племен и работорговцев. Число рабов пополнялось и через кабалу.

Т.о. в древнеримском обществе росло социальное и имущественное неравенство, как внутри populus Romanus (патроны и клиенты), так и среди всего населения Рима (патриции и плебеи).


Реформа Сервия Туллия (578 – 534). Сервий Туллий, шестой римский царь, представитель этрусской династии, ввел якобы новое устройство римской общины на основе ее территориально-имущественного членения. Городская римская территория была разделена на 4 трибы, кроме того, образовывались 17 сельских триб. Эти трибы представляли собой именно территориальные округа и не имели ничего общего со старыми родоплеменными трибами. К новым округам приписывалось все гражданское население, как патрицианское, так и плебейское, жившее в данном округе и владевшее землей. Вследствие этого плебеи фактически включались в состав единой с патрициями гражданской общины.

Вместе с тем все население Рима было разделено на пять имущественных групп, или классов. К первому классу принадлежали те, чье имущество оценивалось в 100 тыс. асов (ас – медная монета), ко второму – 75 тыс. асов, к третьему – 50 тыс. асов, к четвертому – 25 тыс. асов, к пятому – 12,5 тыс. асов. Более бедные слои населения не входили в состав этих классов, образовывая еще одни класс, и получили название пролетариев (от лат. слова proles – потомство, т. е. в этом названии содержался намек на то, что все их богатство состояло лишь в потомстве).

Реформа имела и военное и политическое значение. Ее военное значение состояло в том, что каждый имущественный класс должен был выставлять определенное количество центурий (сотен), в полном вооружении. Так, первый класс выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три класса – по 20 центурий пехотинцев и последний, пятый класс – 30 центурий легковооруженных пехотинцев. К этим 188 центуриям следовало еще добавить 5 нестроевых (одна из них выставлялась пролетариями). Вооружение воинов в соответствии с имущественным положением класса становилось по нисходящей все более легким и дешевым. Таким образом комплектация войска теперь происходила независимо от родовой организации

Но центурия была не только военной, но и политической единицей. Голосование в народном собрании стало проводиться теперь по центуриям, и вскоре центуриатные комиции оказались наиболее распространенным и популярным видом народного собрания. Так как каждая центурия имела один голос, то первый класс, если только он выступал единодушно, располагал всегда обеспеченным большинством голосов (98 из 193).

Таково содержание реформы Сервия Туллия. Она, несомненно, имела огромное значение. Начало реформе могло быть положено стремлением царя подавить влияние родовой верхушки, влияние которой строилось на родовой организации общества. Однако считать Сервия Туллия единоличным творцом реформы, как утверждает традиция, сложно. Очевидно, в традиционном изложении подводится итог процессам, протекавшим на протяжении нескольких столетий (VI —III вв. до н. э.). Так, например, установление ценза, выраженного в асах, могло произойти не ранее чем в III в. до н. э. В
целом же реформа, наносившая сокрушительный удар пережиткам родового строя и господству родовой аристократии, – свидетельство длительной борьбы римского плебса. Это был первый шаг на пути включения его в состав populus Romanus, так как плебеи получали право участвовать в народном собрании через центуриатные комиции.

18. Охарактеризовать социальную структуру римского общества и ее изменения в период республики.

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

· свободы,

· гражданства,

· семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Плебеи — население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами в отличие от патрициев.

Патриции - древнейшая римская знать, наделенная всеми правами полноправных граждан.


К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты

своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

· центуриатные;

· трибутные;

· куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.