Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первоначально союз был образован на началах равноправия: каждый из союзников имел один голос в синоде. Но при множестве его участников и незначительности их ресурсов решающим было слово Афин, чей был сильнее флотилий остальных городов, вместе взятых. Поэтому это политическое образование принято называть Первым Афинским морским союзом. Союзники были обязаны поставлять федерации оснащенные и вооруженные корабли для войны с Персией, но могли вносить и взносы деньгами, вскоре это стало правилом для всех кроме Самоса, Хиоса и Лесбоса. Сбор фороса был поручен афинским чиновникам. Полисы Пелопоннесского союза, равно как и сама Спарта, в состав Делосского (Афинского) союза не входили.
В это время афиняне по предложению Фемистокла начинают строительство крепостной стены вокруг Афин, разрушенных во время персидского нашествия, возводились новые укрепления в Пирее. Фемистоклом планировалось соединить порт с городом коридором из двух стен, т.н. длинные стены (5 км) (обман Фемистоклом сартанцев по поводу стен).
В 471 г. Фемистокл был изгнан из Афин остракизмом. Многие историки склонны связать остракизм Фемистокла с его попытками установить связи с Персией в интересах будущего союза против Спарты. Позднее он был привлечен к суду по обвинению в государственной измене. Фемистокл бежал в Персию. Он умер в 464 г. Плутарх утверждает, что Фемистокл покончил самоубийством, когда царь пригласил его выступить вместе с ним против греков.
Последующие 15 лет отмечены дальнейшими военными успехами афинян. Они были достигнуты под предводительством Кимона, которому Аристид уступил и военное командование, и положение лидера аристократии. В 476 г. Кимон овладел Черноморскими проливами, очистил Эгейское море от пиратов и захватил их базу – остров Скирос.
На южном побережье Малой Азии в двойной (морской и сухопутной) битве у р. Эвримедонта в 468 г. до н. э. союзная греческая армия под командованием Кимона нанесла персам крупное поражение. В следующем году совершил еще один успешный поход – в Херсонес и Фракию.
Политика Кимона в отношении остальных участников Делосского союза была направлена на усиление военного превосходства Афин. Он не настаивал на участии союзников, для которых угроза со стороны персов казалась мало вероятной, в походах, ограничивался лишь сбором средств и поставкой кораблей с их стороны. Но в то же время он заставлял афинян постоянно оттачивать свое военное ремесло.
Отношения между союзниками, составляющими морской союз, постепенно обострялись, что привело к попыткам выйти из союза. Первым восстал в 470 г. Наксос, за ним в 465 – Фасос. Потерпев поражение, эти города из союзников превращаются в подданных. Теперь Афины самостоятельно устанавливали размер их ежегодной дани, сюда направлялись афинские чиновники.
В 464 г. в Спарте произошло землетрясение и этим воспользовались илоты, поднявшие восстание (Третья Мессенская война). Спартанцы запросили помощи у афинян. При содействии Кимона была отправлена военная помощь, но к этому времени спартанцы переломили ход восстания и отправили афинян обратно, оскорбив этим афинян. Кимон потерял популярность. С 461 по 451 гг. он находился в ссылке, изгнанный остракизмом. Ситуацией воспользовалась демократическая группировка в Афинах во главе с Эфиальтом. Главное препятствие на пути дальнейшей демократизации для него являлся Ареопаг. Эфиальт стал инициатором судебных расследований против отдельных его членов, добившись их исключения. В результате авторитет архонтов был подорван и в 462 г. Эфиальт провел в народном собрании закон, лишавший ареопаг всех его полномочий кроме рассмотрения дел о святотатстве и убийстве. В 461 г. Эфиальт был убит.
Растет напряжение в отношениях между Афинами и своими соседями конкурентами: Коринфом, Фивами и Эгиной. В качестве членов Пелопоннесского союза эти города вовлекли в конфликт Спарту. В 457 г. спартанцы разбили сухопутное войско афинян при Тангаре, но понесли и сами большие потери и вернулись в Спарту. Но вскоре афиняне вернули свое влияние в Средней Греции (битва при Энофитах) и подчинили остров Эгину, а их флот господствовал на море. Начальный этап этой, т. н. I или Малой Пелопоннесской войны окончился вничью.
Между тем афиняне ввязались с 459 г. в неудачную военную кампанию, поддержав восстание Египта (восстание Инара) против Персии. В 454 г. под Мемфисом персы разгромили афинскую армию, а затем и флот. Это поражение было («ввиду персидской угрозы») использовано для переноса, по предложению Перикла, в том же году союзной казны с острова Делос в Афины (с этого времени историками выделяется следующий этап в истории Делосской симмахии, когда задачи военных действий с персами отступают на второй план, и наступает период политического господства Афин в союзе, переросшем в Афинскую державу (архэ). Кимон после возвращения из ссылки разбил военный флот персов и восстановил пошатнувшиеся позиции Афин в Эгейском море. Кимон воспользовался своими спартанскими связями и сумел в 451 г. заключить перемирие со Спартой. Он умер в 450 г. от раны, полученной на Кипре во время его последнего сражения с персами.
Эпизодические военные действия, то затихая, то возобновляясь, продолжались до 449 г. до н. э., когда Каллий, афинский государственный деятель, подписал от имени всех греков мирный договор (т.н. «Каллиев мир»). По его условиям персы лишались своих владений в Эгейском море, на Геллеспонте и на Босфоре. Греческие города западной части Малой Азии получили политическую независимость. Персы лишались права вводить свой военный флот в Эгейское море и в проливы. Греки обязывались не вмешиваться во внутренние дела Персии.
В 446 г. был заключен тридцатилетний мир Афин со Спартой, закончивший Малую Пелопонесскую войну (457–446 гг.).
Греко-персидские войны носили для греков освободительный характер. Более высокий, нежели у персов, уровень социально-экономического развития, превосходство гражданского ополчения над персидским войском, состоявшим в основном из навербованных и подчиненных персам племен, патриотизм греков обеспечили им победу.
11.
Проанализировать афинскую демократию и спартанскую олигархию как политические устройства полиса.
Политическая система Афин
В основе любого полисного устройства стояло понятие «гражданин», то есть личность, наделенная определенными неотъемлемыми правами. Афинским гражданином мог стать житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права. Учету и воспитанию граждан в Афинах уделялось большое значение. Так в демах (низших административных единицах) составлялись списки юношей и девушек после достижения ми 18-ти летнего возраста. Юноши (эфебы) в течение года проходили обучение фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, физическим упражнениям. После окончания обучения юноши в течение двух лет исполняли военную службу и только после этого они становились полноправными гражданами. Все этапы обучения проходили под контролем народного собрания, перед которым отчитывались как ученики, так и учителя.
Полноправный афинский гражданин имел личную независимость, располагал правом на земельный участок, на помощь со стороны государства, имел право носить оружие и служить в ополчении, мог участвовать в народном собрании, в выборных органах. Гражданин был обязан подчиняться законам и властям, защищать свой полис, участвовать в общественных делах. В числе наказаний за преступления фигурировала атимия разной степени: лишение всех или части политических прав, лишение гражданских прав – на время, навсегда или даже во всех последующих поколениях.
Главным органом власти в Афинах было народное собрание (экклесия – собрание вызванных), которое решало дела о войне и мире, войске и флоте, вопросы снабжения продовольствием, о государственных средствах, налогах и постройках, вопросы культа. Оно сносилось с другими государствами, выбирало стратегов, заслушивало отчеты магистратов, награждало за особые заслуги и судило за государственные преступления. Здесь же в народном собрании даровались права гражданства иностранцам, что случалось крайне редко. Через народное собрание проводилась процедура остракизма. Собрание пересматривало существующие законы и принимало новые.
Во избежание поспешности, принятии нового закона было обставлено строгими формальностями. Внести предложение мог любой гражданин, но собрание обсуждало законы только один раз в году. Предварительно проект закона рассматривал Совет пятисот. Затем его записывали на доску и выставляли для всеобщего ознакомления на агоре. Обсудив закон, народное собрание передавало его специальной коллегии граждан пожилого возраста номофетов, которую назначала гелиея. Автор нового закона защищал его перед комиссией. Если при этом предполагалась отмена старого закона, то назначали его защитника. В окончательной формулировке, одобренный народным собранием закон записывали на каменном столбе, который устанавливали на площади.
По текущим вопросам народное собрание в Афинах собиралось раз в 9 дней. Здесь по конкретным вопросам простым голосованием принимались постановления – псефизмы. Здесь уже дополнительных формальностей не требовалось. Впоследствии псефизмы стали конкурировать с законами. Чтобы сгладить такую конкуренцию существовал особый механизм «графэ параномон». Обсуждение псефизмы могло быть прекращено после того, когда кто-либо клятвенно заявлял, что предложенное постановление противоречит закону, и он намерен ее обжаловать. Таким образом, могло быть приостановлено действие уже принятого постановления. После этого предложение поступало для рассмотрения в гелиею. Если жалобу признавали справедливой, то внесшего проект постановления наказывали – вплоть до смертной казни (если усматривалась угроза демократии). Но, с другой стороны, если жалобщик не собирал одной пятой части голосов судей, он уплачивал штраф в 1000 драхм.
Народное собрание работало в строгом порядке. Повестка дня готовилась и обсуждалось Советом пятисот и каждое собрание посвящалось определенным вопросам. Председателем собрания становился избранный по жребию и действовал он один день. Повестка дня собрания объявлялась предварительно – за пять дней. Совет пятисот принимал по ней рекомендации (пробулевмы). Без пробулевмы ни один вопрос на собрании не ставился, кроме случаев обвинения в тяжких государственных преступлениях. Каждое четвертое собрание, завершавшее один цикл работы, производилась проверка деятельности властей.
Как уже говорилось, участие в народном собрании было правом любого гражданина Афин, как богатого, так и бедного. Но в реальности бедному гражданину было трудно осуществлять свои права, так как собрания проходили довольно часто и длиться могли целый день, а в это время бедный должен был искать средства к существованию. В нач. IV в. до н. э. был принят закон Агиррия, по которому устанавливалось вознаграждение за посещение народного собрания в размере 3-х оболов. Но и в этом случае участниками собрания являлись, в основном, жители Афин, так как граждане из отдаленных уголков Аттики не могли приезжать регулярно на собрания, таким образом, из реального количества граждан присутствовало лишь1/10 часть.