Файл: 1, Охарактеризовать цивилизации Минойского Крита и Микенской (Ахейской) Греции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Совет пятисот. Совет выбирался по 50 человек от каждой из 10 афинских фил. Каждый член совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, желавших быть избранными. Кандидаты должны были быть граждане, достигшие тридцати лет, их имущественное положение не имело значения. Члены совета избирались на один год, повторное разрешалось через несколько лет, но членом Совета можно было быть не более двух раз в жизни. Для ведения дел Совета поочередно избиралась на определенный срок десятая часть его членов. Подобное председательство называлось пританией. В году было десять пританий (по количеству фил). Пританы собирались на свои заседания ежедневно. Из их числа по жребию на одни сутки избирался председатель. Сорок раз в году Совет собирался в полном составе. По мере необходимости назначались и чрезвычайные заседания.

Важнейшая задача Совета пятисот – организация работы народных собраний и исполнение их функций между заседаниями. Советом готовилась повестка дня собрания, принимались пробулевмы – проекты возможных решений. Совет 500 осуществлял повседневный надзор за общественной деятельностью: строительством зданий и кораблей, финансами, проведением празднеств и порядком в городе. Совет обсуждал бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением. Контролировалась деятельность должностных лиц, законность их избрания. Совет осуществлял внешние дипломатические отношения, принимал послов и представлял их народному собранию.

По окончанию срока службы каждый член Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Городское управление в Афинах осуществлялось с помощью выборных магистратур. Высшими магистратурами были коллегии архонтов и стратегов.

Архонты, числом девять, избирались по жребию из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко – при решении народным собранием вопросов об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, по его имени назывался год. В результате развития демократии за ним остались лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-басилей. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, ранее осуществлявший функции военного командования, но позже занимался вопросами. Связанными с метеками и другими иностранцами. Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.


Ареопаг – совет бывших архонтов – судил дела о предумышленных убийствах и святотатстве под председательством архонта-басилея. Ареопаг мог насчитывать до 60-70 человек. Одной из важнейших функций ареопага было наблюдать за состоянием нравов в обществе.

Стратеги. Коллегия эта из десяти человек избиралась на один год открытым голосованием в Народном собрании. На должность стратега можно было избираться и повторно. Стратеги ведали подготовкой армии и флота и командовали ими. Они имели право ставить на обсуждение Совета 500 и Народного собрания вопросы, связанные со снабжением продовольствием, финансами, международными отношениями. Народное собрание в каждую пританию голосование одобряло или не одобряло деятельность стратегов, могло отстранить их от должности или отдать под суд. Одного из стратегов собрание избирало старшим, иногда в качестве стратега-автократора, командовавшего армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавшего всб власть в государстве. В период частых войн, потрясавших в это время Грецию, к коллегии стратегов переходит руководство ключевыми вопросами государственной политики. В руководстве военными делами стратегам помогали 10 таксиархов – командиров гоплитов, 2 гиппарха – командиры конницы, 10 филархов – командиров более мелких отрядов конницы. Эти помощники избирались из граждан, показавших свои способности в военном деле. Избирались они открытым голосованием, в противоположность выборам по жребию гражданских должностей.

Высшим судебным органом государства являлась гелиэя. Избиралась жребием по филам, из числа всех желающих граждан достигших 30 лет, на один год в составе 6000 человек. Общее число судей разбивалось на 10 судебных коллегий (дикастерий) по 600 человек с равным представительством всех фил. Из них 500 человек разбирали дела, 100 человек считались запасными. В особо важных случаях в заседании участвовало двойное, и даже тройное количество судей. Распределение судебных дел по коллегиям и выбор председательствующего на суде, определялось жребием непосредственно перед слушанием дела. То есть коллегиям было неизвестно заранее каким именно делом они будут заниматься, что служило препоной для злоупотреблений. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц, а также апеляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Гелиэя могла также отвергать законопроекты, принятые народным собранием.



Предварительное расследование дел, а также председательствование на заседании какой-либо палаты осуществлял соответствующий магистрат (архонт, фесмофет и т.д.). Судебный процесс проводился по принципу состязательности, но прокурора и защитников не было. Любой гражданин мог вызвать в суд любого из сограждан. Он произносил обвинительную речь, подсудимый речь в сою защиту. Продолжительность речей строго регламентировалась временем. Можно было вызывать свидетелей, требовать зачтения документов и законов. После прений палата голосовала. Для этого каждый судья получал две медные пластинки – просверленную и целую. Просверленная пластина означала голосование в пользу обвинителя, целая – в пользу обвиняемого. Одну пластину опускали в «зачетную» бронзовую амфору, вторую – в «контрольную», деревянную. Виновность подсудимого определялась простым большинством голосов. Если за установленную вину закон предусматривал определенное наказание судебное заседание на этом заканчивалось, и для исполнения приговора осужденного передавали коллегии судебных исполнителей (коллегия 11-ти). В противном случае обвинитель предлагал свою меру наказания, а виновный вносил свое предложение о наказании. Суд снова тайным голосованием решил в пользу одного из этих предложений.

Таким образом, высшим судебным органом была гелиэя, но некоторые судебные полномочия, как было сказано, сохранял ареопаг (умышленные убийства). Дела неумышленных убийств рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления – коллегией 11-ти. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Стратеги ведали делами, связанными с военными преступлениями.

Кроме судебных дел на гелиэю была возложена задача по охране афинской демократии. Любое постановление собрания могло быть, в случае возбуждения «графэ параномон», отменено гелиэей как противозаконное. Влияние на должностных лиц (избранных по жребию или голосованием) гелиея имела через обязательную процедуру «дикомассии». Каждый из кандидатов на должность проходил в ней проверку подлинности своего гражданства, благочестия, несения военной службы и безупречности прежнего поведения. Выяснение компетенции претендентов дикомассию не входило. При сложении своих полномочий все магистраты представляли отчет и в случае злоупотреблений представали перед гелиэей. Гелиэя принимала к рассмотрению жалобы афинян на противозаконные действия магистратов любого уровня.


Кроме перечисленных выше основных государственных структур в Афинах существовали и другие выборные должности. Особое значение здесь имели специальные коллегии, ведавшие финансами государства. Хранителями казны были 10 казначеев богини Афины. 10 полетов следили за поступлениями в казну, 10 аподектов, помимо учета поступлений, выдавали положенные суммы должностным лицам, 10 логистов проверяли финансовую отчетность должностных лиц. Таким образом, финансовые коллегии контролировали друг друга.

Внутригородской жизнью управляли 10 астиномов, следивших за санитарном состоянием города, 10 агораномов следили за правилами рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков – за цены на хлеб.

Итак, административный аппарат Афин был многочисленным и разветвленным. Но, учитывая то, что на большинство должностей избирались сроком на один год и без права перевыборов, а также то, что голосование проводилось по жребию, каждый человек полиса за свою жизнь мог рассчитывать на исполнение какой-либо из должностей или даже нескольких. Для того чтобы бедные слои населения могли исполнять свои обязанности, должностным лицам назначалось жалование в размере среднего дневного заработка ремесленника (3 обола в день).

Политическая система Спарты

В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII–VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII – VII вв. до н.э. поработить население завоеванной соседней области – Мессении.

Завоевание привело к возникновению собственности завоевателей на землю и рабов. Вместе с ней возникла и четкая классовая дифференциация – спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители в рабов или неполноправных граждан.

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родоплеменной организации власти и носил олигархический характер.


Во главе государства стояли вожди – два архагета. Их часто называют царями, но власть их была очень условна. Власть архагетов, стала наследственной, но каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности.

Но в целом положение архагетов было почетным. Они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, выполняя жреческие функции, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Первоначально им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти.

Совет старейшин (герусия). В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогла­сия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях, могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Герусия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом.

B народном собрании (апелле) участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать внародном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали, то есть участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Участники народного собрания не могли внести законопроект, это было правом Совета геронтов и эфоров. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т. д. Право избрания должностных лиц, право отклонять внесенные ими предложения позволяли народному собранию оказывать определенное на них влияние, хотя и значительно меньшее чем в Афинах.