Файл: Тема Управленческий анализ деятельности предприятий общественного питания План лекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4. Сравнительный и оперативный анализ производственно-
торговой деятельности предприятий питания
Сравнительный анализ обычно начинают с изучения выполнения планов товарооборота и выпуска собственной продукции отдельными предприятиями общественного питания (путем составления аналитических таблиц). Такой анализ позволяет определить и оценить степень выполнения планов и динамику товарооборота и реализации собственной продукции каждым предприятием, выявить, изучить и использовать передовой опыт производственно-торговой деятельности, устранить имеющиеся недостатки.
Для обобщения результатов анализа производят группировку предприятий по степени выполнения планов товарооборота и выпуска собственной продукции. Группировка предприятий по степени выполнения плана товарооборота обычно производится с интервалом 10 %.
Велико значение сравнительного анализа в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности хозяйствования.
Сравнивая результаты производственно-торговой деятельности отдельных однотипных предприятий с показателями лучшего из них по уровню производительности труда, фондоотдачи и др., можно определить, насколько возрастет товарооборот ассоциации общественного питания за счет изучения, обобщения и использования опыта работы лучших предприятий. Сравнительный анализ должен проводиться по однотипным предприятиям с примерно одинаковыми условиями работы. Подсчет неиспользованных возможностей" увеличения товарооборота и выпуска собственной продукции за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы общественного питания обычно производится путем составления специальных аналитических таблиц.
После анализа степени выполнения планов товарооборота и выпуска собственной продукции, их динамики, изучения влияния факторов на показатели производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания производят подсчет неиспользованных возможностей и прогнозных резервов роста реализации собственной продукции и покупных товаров. Такими возможностями, в частности, являются: предупреждение недостатков в производственно-торговой деятельности, более эффективное использование материально-технической базы общественного питания, товарных и трудовых ресурсов. Методика подсчета имеющихся возможностей роста товарооборота примерно такая же, как и на торговых предприятиях.
Одновременно подсчитывают прогнозные резервы роста товарооборота и выпуска собственной продукции, имеющие реальный характер и которые могут быть использованы в будущей производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания (по методике, применяемой в розничной торговле). Для обобщения выявленных прогнозных резервов роста показателей производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания составляют таблицу.
Оперативный анализ товарооборота и выпуска продукции в ассоциации (организации) общественного питания должен вестись ежедневно в целом по ней и в разрезе каждого предприятия, а на предприятиях — по их отдельным структурным подразделениям и по предприятию в целом. При расчете среднедневного плана необходимо учитывать колебания в производстве и реализации собственной продукции и продажи покупных товаров по отдельным дням и неделям. Так, в столовых при промышленных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях сокращается число питающихся в субботу из-за наличия второго выходного дня. Перед выходными днями значительно возрастает объем реализации полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, другой продукции собственного производства и покупных товаров. Товарооборот и выпуск собственной продукции обычно увеличиваются в дни после получения заработной платы, стипендий, пенсии.
Оперативный анализ выполнения планов и динамики товарооборота и выпуска собственной продукции проводится с использованием стоимостных и натуральных показателей и оформляется специальными таблицами. По их данным можно изучить выполнение плана за день и нарастающим итогом с начала месяца. В случаях отставания в развитии товарооборота и выпуска продукции изучают причины и принимают меры по улучшению производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания.
Данные оперативного анализа широко используются руководителями, менеджерами, другими работниками предприятий общественного питания в повседневном управлении производственно- торговой деятельностью для обеспечения высоких темпов роста товарооборота и реализации продукции собственного производства,
2. Особенности анализа доходов и расходов предприятий питания
2.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа доходов и
расходов предприятий питания
Предприятия общественного питания выполняют три тесно связанные между собой функции: производство собственной продукции; реализацию выпущенной продукции и покупных товаров; организацию потребления пищи. Следовательно, издержки общественного питания включают наряду с расходами на производство продукции издержки реализации и потребле- ния собственной продукции и покупных товаров. В планировании и учете издержки общественного питания таким образом не подразделяются, а отражаются вместе, хотя такое деление позволяет глубже изучить и полнее выявить резервы их относительного сокращения. По данным проведенных исследований, примерно 50 % от всех расходов предприятий общественного питания занимают издержки производства; более 30 % — расходы на организацию потребления пищи и до 20 % — издержки реализации. Расходы в общественном питании принято называть издержками производства и обращения.
Издержки производства и обращения являются одним из важнейших качественных показателей хозяйственной деятельности предприятия общественного питания. Они планируются, учитываются и изучаются в сумме и по уровню. Уровень издержек общественного питания определяется отношением их суммы к товарообороту и выражается в процентах. Он обычно исчисляется к общему (валовому) товарообороту предприятий общественного питания. Уровень издержек показывает, сколько процентов занимают расходы в товарообороте.
Цель анализа издержек предприятий общественного питания — выявление путей, возможностей и резервов сокращения расходов и разработка мер по их реализации. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику издержек производства и обращения, выявляют и измеряют влияние основных факторов на их размер. Анализ издержек проводится в увязке с изучением других показателей производственно-торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. Все это позволяет дать всестороннюю и глубокую оценку соблюдения сметы расходов, их динамики и выявить ре- зервы повышения эффективности хозяйствования.
Анализ издержек производства и обращения проводят по данным планов, бизнес-планов, прогнозов, «Отчета о прибылях и убытках» (форма
№ 2), «Отчета о затратах на производство и реализацию продукции
(работ, услуг) предприятия» (форма № 5-з), «Отчета о финансовых результатах» (форма № 5-ф), «Отчета по труду» (форма № 1-т), других форм отчетности. В «Отчете о прибылях и убытках» отражаются фактические издержки производства и обращения за отчетный период (за первый квар- тал, полугодие, девять месяцев, год). В квартальных «Отчетах о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия»
2.2. Основные направления анализа расходов предприятий питания
Методика анализа издержек общественного питания примерно такая же, как и изучение расходов торговых предприятий. Анализ издержек производства и обращения начинают с сопоставления фактических расходов с плановыми и данными прошлых периодов. Разница между фактической и плановой суммой издержек (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). На основе абсолютных данных нельзя дать объективную оценку выполнения плана и динамики издержек производства и обращения. С увеличением объема товарооборота растет сумма издержек и, наоборот, уменьшение товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии. Анализ издержек предприятий общественного питания следует увязывать с изучением реализации собственной продукции и покупных товаров, т.е. давать оценку расходам не по сумме, а по их уровню в процентах к товарообороту. Отклонение по уровню издержек производства и обращения
(от плана или от данных прошлого периода) называется размером снижения или повышения их уровня. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного (планового или фактического за прошлый период). Для изучения изменений издержек в динамике фактические расходы за анализируемый период сопоставляют не только с показателями за прошлый год (квартал или месяц), но и за ряд прошлых периодов. Сопоставление фактических издержек предприятия общественного питания с расходами других однотипных предприятий позволяет выявлять, изучать и обобщать опыт работы лучших из них по оптимальному использованию экономического потенциала.
При проведении общего анализа издержек производства и обращения отдельно выделяют материальные и приравненные к ним расходы, а также затраты, учитываемые и не учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли, что позволяет увязать его результаты с данными изучения доходов, прибыли, рентабельности, налогообложения, эффективности функционирования предприятий общественного питания и их ассоциации
(организации).
Предприятия общественного питания выполняют три тесно связанные между собой функции: производство собственной продукции; реализацию выпущенной продукции и покупных товаров; организацию потребления пищи. Следовательно, издержки общественного питания включают наряду с расходами на производство продукции издержки реализации и потребле- ния собственной продукции и покупных товаров. В планировании и учете издержки общественного питания таким образом не подразделяются, а отражаются вместе, хотя такое деление позволяет глубже изучить и полнее выявить резервы их относительного сокращения. По данным проведенных исследований, примерно 50 % от всех расходов предприятий
торговой деятельности предприятий питания
Сравнительный анализ обычно начинают с изучения выполнения планов товарооборота и выпуска собственной продукции отдельными предприятиями общественного питания (путем составления аналитических таблиц). Такой анализ позволяет определить и оценить степень выполнения планов и динамику товарооборота и реализации собственной продукции каждым предприятием, выявить, изучить и использовать передовой опыт производственно-торговой деятельности, устранить имеющиеся недостатки.
Для обобщения результатов анализа производят группировку предприятий по степени выполнения планов товарооборота и выпуска собственной продукции. Группировка предприятий по степени выполнения плана товарооборота обычно производится с интервалом 10 %.
Велико значение сравнительного анализа в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности хозяйствования.
Сравнивая результаты производственно-торговой деятельности отдельных однотипных предприятий с показателями лучшего из них по уровню производительности труда, фондоотдачи и др., можно определить, насколько возрастет товарооборот ассоциации общественного питания за счет изучения, обобщения и использования опыта работы лучших предприятий. Сравнительный анализ должен проводиться по однотипным предприятиям с примерно одинаковыми условиями работы. Подсчет неиспользованных возможностей" увеличения товарооборота и выпуска собственной продукции за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы общественного питания обычно производится путем составления специальных аналитических таблиц.
После анализа степени выполнения планов товарооборота и выпуска собственной продукции, их динамики, изучения влияния факторов на показатели производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания производят подсчет неиспользованных возможностей и прогнозных резервов роста реализации собственной продукции и покупных товаров. Такими возможностями, в частности, являются: предупреждение недостатков в производственно-торговой деятельности, более эффективное использование материально-технической базы общественного питания, товарных и трудовых ресурсов. Методика подсчета имеющихся возможностей роста товарооборота примерно такая же, как и на торговых предприятиях.
Одновременно подсчитывают прогнозные резервы роста товарооборота и выпуска собственной продукции, имеющие реальный характер и которые могут быть использованы в будущей производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания (по методике, применяемой в розничной торговле). Для обобщения выявленных прогнозных резервов роста показателей производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания составляют таблицу.
Оперативный анализ товарооборота и выпуска продукции в ассоциации (организации) общественного питания должен вестись ежедневно в целом по ней и в разрезе каждого предприятия, а на предприятиях — по их отдельным структурным подразделениям и по предприятию в целом. При расчете среднедневного плана необходимо учитывать колебания в производстве и реализации собственной продукции и продажи покупных товаров по отдельным дням и неделям. Так, в столовых при промышленных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях сокращается число питающихся в субботу из-за наличия второго выходного дня. Перед выходными днями значительно возрастает объем реализации полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, другой продукции собственного производства и покупных товаров. Товарооборот и выпуск собственной продукции обычно увеличиваются в дни после получения заработной платы, стипендий, пенсии.
Оперативный анализ выполнения планов и динамики товарооборота и выпуска собственной продукции проводится с использованием стоимостных и натуральных показателей и оформляется специальными таблицами. По их данным можно изучить выполнение плана за день и нарастающим итогом с начала месяца. В случаях отставания в развитии товарооборота и выпуска продукции изучают причины и принимают меры по улучшению производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания.
Данные оперативного анализа широко используются руководителями, менеджерами, другими работниками предприятий общественного питания в повседневном управлении производственно- торговой деятельностью для обеспечения высоких темпов роста товарооборота и реализации продукции собственного производства,
достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.
На предприятиях-доготовочных рекомендуют вести раздельно оперативный анализ выполнения плана по общему объему товарооборота, реализации продукции собственного производства и продажи покупных товаров. Результаты такого анализа используются при проведении опера- тивного изучения издержек и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания.
Оперативный анализ товарооборота и выпуска собственной продукции должен проводиться в увязке с повседневным изучением товароснабжения, поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров, состояния товарных запасов.
Каждое предприятие общественного питания устанавливает примерный ассортимент блюд и напитков, на основе которого разрабатывается меню.
Проверка соблюдения ассортимента выпускаемых блюд в течение рабочего дня — одна из основных задач оперативного анализа производственно- торговой деятельности предприятия общественного питания. Не менее важным является оперативный контроль за качеством выпускаемой продукции. При проведении анализа качества собственной продукции необ- ходимо использовать материалы бракеражного журнала, санитарно- пищевых и технологических лабораторий, книг жалоб и предложений, другие источники* информации. Систематическое изучение этой информации ж принятие по ней оперативных мер позволяют улучшать качество обеденной и другой продукции, а следовательно, и обслуживание потребителей.
Методика оперативного анализа трудовых ресурсов на предприятиях общественного питания примерно такая же, как и на торговых. В частности, по данные табельного учета изучают укомплектованность штатов работников, выявляют пути и возможности оптимизации их численности, определяют возможности и прогнозные резервы повышенная производительности труда, улучшения обслуживания потребителей.
Значительное внимание уделяется улучшению условий труда работников, охраны труда и техники безопасности.
Оперативный анализ материально-технической базы предприятий общественного питания должен быть направлен на ее совершенствование, развитие и повышение эффективности использования. Необходимо отметить,,, что на предприятиях отрасли имеются большие возможности совершенствования и развития материально-технической базы, а главное
— повышения эффективности использования основного производственных фондов. В настоящее время многие предприятия отрасли имеют значительное количество излишних, ненужных, технически устаревших машин, оборудования, других; основных средств.
На предприятиях-доготовочных рекомендуют вести раздельно оперативный анализ выполнения плана по общему объему товарооборота, реализации продукции собственного производства и продажи покупных товаров. Результаты такого анализа используются при проведении опера- тивного изучения издержек и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания.
Оперативный анализ товарооборота и выпуска собственной продукции должен проводиться в увязке с повседневным изучением товароснабжения, поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров, состояния товарных запасов.
Каждое предприятие общественного питания устанавливает примерный ассортимент блюд и напитков, на основе которого разрабатывается меню.
Проверка соблюдения ассортимента выпускаемых блюд в течение рабочего дня — одна из основных задач оперативного анализа производственно- торговой деятельности предприятия общественного питания. Не менее важным является оперативный контроль за качеством выпускаемой продукции. При проведении анализа качества собственной продукции необ- ходимо использовать материалы бракеражного журнала, санитарно- пищевых и технологических лабораторий, книг жалоб и предложений, другие источники* информации. Систематическое изучение этой информации ж принятие по ней оперативных мер позволяют улучшать качество обеденной и другой продукции, а следовательно, и обслуживание потребителей.
Методика оперативного анализа трудовых ресурсов на предприятиях общественного питания примерно такая же, как и на торговых. В частности, по данные табельного учета изучают укомплектованность штатов работников, выявляют пути и возможности оптимизации их численности, определяют возможности и прогнозные резервы повышенная производительности труда, улучшения обслуживания потребителей.
Значительное внимание уделяется улучшению условий труда работников, охраны труда и техники безопасности.
Оперативный анализ материально-технической базы предприятий общественного питания должен быть направлен на ее совершенствование, развитие и повышение эффективности использования. Необходимо отметить,,, что на предприятиях отрасли имеются большие возможности совершенствования и развития материально-технической базы, а главное
— повышения эффективности использования основного производственных фондов. В настоящее время многие предприятия отрасли имеют значительное количество излишних, ненужных, технически устаревших машин, оборудования, других; основных средств.
2. Особенности анализа доходов и расходов предприятий питания
2.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа доходов и
расходов предприятий питания
Предприятия общественного питания выполняют три тесно связанные между собой функции: производство собственной продукции; реализацию выпущенной продукции и покупных товаров; организацию потребления пищи. Следовательно, издержки общественного питания включают наряду с расходами на производство продукции издержки реализации и потребле- ния собственной продукции и покупных товаров. В планировании и учете издержки общественного питания таким образом не подразделяются, а отражаются вместе, хотя такое деление позволяет глубже изучить и полнее выявить резервы их относительного сокращения. По данным проведенных исследований, примерно 50 % от всех расходов предприятий общественного питания занимают издержки производства; более 30 % — расходы на организацию потребления пищи и до 20 % — издержки реализации. Расходы в общественном питании принято называть издержками производства и обращения.
Издержки производства и обращения являются одним из важнейших качественных показателей хозяйственной деятельности предприятия общественного питания. Они планируются, учитываются и изучаются в сумме и по уровню. Уровень издержек общественного питания определяется отношением их суммы к товарообороту и выражается в процентах. Он обычно исчисляется к общему (валовому) товарообороту предприятий общественного питания. Уровень издержек показывает, сколько процентов занимают расходы в товарообороте.
Цель анализа издержек предприятий общественного питания — выявление путей, возможностей и резервов сокращения расходов и разработка мер по их реализации. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику издержек производства и обращения, выявляют и измеряют влияние основных факторов на их размер. Анализ издержек проводится в увязке с изучением других показателей производственно-торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. Все это позволяет дать всестороннюю и глубокую оценку соблюдения сметы расходов, их динамики и выявить ре- зервы повышения эффективности хозяйствования.
Анализ издержек производства и обращения проводят по данным планов, бизнес-планов, прогнозов, «Отчета о прибылях и убытках» (форма
№ 2), «Отчета о затратах на производство и реализацию продукции
(работ, услуг) предприятия» (форма № 5-з), «Отчета о финансовых результатах» (форма № 5-ф), «Отчета по труду» (форма № 1-т), других форм отчетности. В «Отчете о прибылях и убытках» отражаются фактические издержки производства и обращения за отчетный период (за первый квар- тал, полугодие, девять месяцев, год). В квартальных «Отчетах о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия»
приводятся издержки общественного питания в разрезе видов расходов (с их группировкой на материальные и нематериальные затраты). Месячные
«Отчеты о финансовых результатах» составляются за месяц и нарастающим итогом с начала года. В них приводится информация о фактических издерж- ках производства и обращения за отчетный период. В годовом «Отчете по труду» содержатся данные о фактических расходах на оплату труда. Широко используются при анализе данные регистров бухгалтерского учета, первичных и сводных документов, материалы проверок, обследований и др., что позволяет установить причины отклонений и полнее выявить резервы сокращения расходов. До проведения анализа проверяют правильность отра- жения в учете и отчетности издержек производства и обращения
(своевременность, полноту и законность списания расходов, правильность их отнесения на отдельные статьи издержек и т.п.).
Главными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий общественного питания, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.
Прибыль — один из основных и сложных экономических показателей, без глубокого изучения которого невозможен научный подход к решению проблемы повышения эффективности общественного питания, усиления материальной заинтересованности и ответственности руководителей, ме- неджеров, работников предприятия в достижении высоких конечных финансовых результатов при наименьших затратах труда и средств. В отрасли имеются практически неисчерпаемые текущие и перспективные резервы роста доходов и прибыли, повышения рентабельности.
Цель анализа финансовых результатов — выявление путей, возможностей и резервов их роста при повышении качества обслуживания потребителей. В процессе анализа дают оценку степени выполнения планов по валовому доходу, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, влияние факторов на финансовые результаты. Одной из основных задач анализа является изучение, обобщение и мобилизация прогнозных резервов их роста, повышения стимулирующей роли доходов и прибыли в результатах хозяйственной и другой деятельности предприятий общественного питания. При проведении анализа используют данные планов экономического и социального развития, бизнес-планов, прогнозов, бухгалтерского баланса, «Отчета о прибылях и убытках», «Отчета о финансовых результатах», других отчетных, учетных и внеучетных источников информации. До проведения анализа необходимо проверить своевременность, правильность, законность и полноту отражения всех доходов, расходов, потерь и убытков в учете и отчетности, что обеспечивает репрезентативность используемых источников информации.
«Отчеты о финансовых результатах» составляются за месяц и нарастающим итогом с начала года. В них приводится информация о фактических издерж- ках производства и обращения за отчетный период. В годовом «Отчете по труду» содержатся данные о фактических расходах на оплату труда. Широко используются при анализе данные регистров бухгалтерского учета, первичных и сводных документов, материалы проверок, обследований и др., что позволяет установить причины отклонений и полнее выявить резервы сокращения расходов. До проведения анализа проверяют правильность отра- жения в учете и отчетности издержек производства и обращения
(своевременность, полноту и законность списания расходов, правильность их отнесения на отдельные статьи издержек и т.п.).
Главными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий общественного питания, являются валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность.
Прибыль — один из основных и сложных экономических показателей, без глубокого изучения которого невозможен научный подход к решению проблемы повышения эффективности общественного питания, усиления материальной заинтересованности и ответственности руководителей, ме- неджеров, работников предприятия в достижении высоких конечных финансовых результатов при наименьших затратах труда и средств. В отрасли имеются практически неисчерпаемые текущие и перспективные резервы роста доходов и прибыли, повышения рентабельности.
Цель анализа финансовых результатов — выявление путей, возможностей и резервов их роста при повышении качества обслуживания потребителей. В процессе анализа дают оценку степени выполнения планов по валовому доходу, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, влияние факторов на финансовые результаты. Одной из основных задач анализа является изучение, обобщение и мобилизация прогнозных резервов их роста, повышения стимулирующей роли доходов и прибыли в результатах хозяйственной и другой деятельности предприятий общественного питания. При проведении анализа используют данные планов экономического и социального развития, бизнес-планов, прогнозов, бухгалтерского баланса, «Отчета о прибылях и убытках», «Отчета о финансовых результатах», других отчетных, учетных и внеучетных источников информации. До проведения анализа необходимо проверить своевременность, правильность, законность и полноту отражения всех доходов, расходов, потерь и убытков в учете и отчетности, что обеспечивает репрезентативность используемых источников информации.
2.2. Основные направления анализа расходов предприятий питания
Методика анализа издержек общественного питания примерно такая же, как и изучение расходов торговых предприятий. Анализ издержек производства и обращения начинают с сопоставления фактических расходов с плановыми и данными прошлых периодов. Разница между фактической и плановой суммой издержек (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). На основе абсолютных данных нельзя дать объективную оценку выполнения плана и динамики издержек производства и обращения. С увеличением объема товарооборота растет сумма издержек и, наоборот, уменьшение товарооборота, как правило, приводит к абсолютной их экономии. Анализ издержек предприятий общественного питания следует увязывать с изучением реализации собственной продукции и покупных товаров, т.е. давать оценку расходам не по сумме, а по их уровню в процентах к товарообороту. Отклонение по уровню издержек производства и обращения
(от плана или от данных прошлого периода) называется размером снижения или повышения их уровня. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного (планового или фактического за прошлый период). Для изучения изменений издержек в динамике фактические расходы за анализируемый период сопоставляют не только с показателями за прошлый год (квартал или месяц), но и за ряд прошлых периодов. Сопоставление фактических издержек предприятия общественного питания с расходами других однотипных предприятий позволяет выявлять, изучать и обобщать опыт работы лучших из них по оптимальному использованию экономического потенциала.
При проведении общего анализа издержек производства и обращения отдельно выделяют материальные и приравненные к ним расходы, а также затраты, учитываемые и не учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли, что позволяет увязать его результаты с данными изучения доходов, прибыли, рентабельности, налогообложения, эффективности функционирования предприятий общественного питания и их ассоциации
(организации).
Предприятия общественного питания выполняют три тесно связанные между собой функции: производство собственной продукции; реализацию выпущенной продукции и покупных товаров; организацию потребления пищи. Следовательно, издержки общественного питания включают наряду с расходами на производство продукции издержки реализации и потребле- ния собственной продукции и покупных товаров. В планировании и учете издержки общественного питания таким образом не подразделяются, а отражаются вместе, хотя такое деление позволяет глубже изучить и полнее выявить резервы их относительного сокращения. По данным проведенных исследований, примерно 50 % от всех расходов предприятий