Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального 11 общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Исходя из вышеизложенных положений Устава СОШ, образовательная организация является типовым учреждением.
Мной были изучены следующие документы учета, планирования и отчётности проведенных занятий:
классный журнал – является обязательным документом, ведение его обязательно для каждого учителя. Классный журнал рассчитан на учебный год. Журналы параллельных классов именуются литерами, например, 7а класс, 7б класс, 7в класс и т.д. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также отмечать посещаемость школьников. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.
По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа;
календарно-тематический план, который позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного СОШ. В календарно-тематическом плане должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов;
план-конспекты уроков изобразительного искусства, которые являются как формой отчетности по предмету, так и планирующим документом конкретного занятия.
На мой взгляд, благодаря учителю-наставнику, мне удалось овладеть технологией оформления документов учета, планирования и отчетности в полном объем исходя из поставленных задач.
Однако я столкнулась с трудностью, вызванной оформлением документов планирования и отчетности по разделам работы, включенным в программу практики.
В соответствии с учебным планом СОШ мной были проведены следующие занятия:
07.04 – на тему: «Музеи в жизни города», 3 «А» класс;
10.04 – на тему: «Место и роль картины в искусстве ХХ века» 7 «Б» класс;
11.04 – на тему: «Форма и украшение бытовых предметов. Приемы бумагопластики. Сушка или упаковка и ее декор», 1 «В» класс;
12.04 – на тему: «Все народы воспевают мудрость старости», 4 «В» класс;
12.04 – на тему: «В изображении украшений, построек человек выражает свои мысли, настроение, отношение к миру», 2 «А» класс;
19.04 – на тему: «Все народы воспевают мудрость старости», 4 «А» класс;
21.04 – на тему: «В изображении украшений, построек человек выражает свои мысли, настроение, отношение к миру», 2 «В» класс;
26.04 – на тему: «Цвет как средство выражения», 2 «А» класс;
26.04 – на тему: «Все народы воспевают материнство», 4 «А» класс;
28.04 – на тему: «Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры», 5 «Б», 5 «А» классы;
28.04 – на тему: «Картина – пейзаж», 3 «А» класс.
Несмотря на то, что во время практики за нами не закреплялись конкретные классы, мной была проведена диагностика 11 «А» класса с целью составления социально-педагогической характеристики класса.
Цель диагностики: создание благоприятных психолого-педагогических условий и атмосферы доверия и дружелюбия в классе.
Задачи:
- познакомиться с психологической атмосферой в классе;
- исследовать характер межличностных отношений в классе;
- выявление лидеров, отвергаемых и изолированных, посредством проведения различных методик.
В 11 «А» классе обучается 27 человек, 14 из них мальчики, остальные девочки. Средний возраст приходится на 17 лет (есть дети, которым исполнилось 18, а есть, которым исполнилось 16). В классе обучается 6 учеников из неполных семей (нет отца), сирот, опекаемых нет. Исходя из данных педагога-психолога в данном классе имеется 3 учащихся, которые относятся к «группе риска».
В классе имеются отличники (2 человека), хорошисты (20 человек), троечники (6 человек). Класс является дисциплинированным с хорошей успеваемостью, средний балл составляет 4,2.
Дисциплина в классе оценивается как «удовлетворительная». На уроке легко устанавливалась дисциплина.
Внутриколлективные отношения в данном классе, как и в обычных коллективах. Имеются, как и претенденты в лидеры, так и изгои. В классе существует микрогруппа, которая образует, по сути дела, костяк класса, его центр. Все остальные учащиеся находятся вокруг этой микрогруппы, но в состав ее не входят. Эту группу составляют мальчики - хорошисты. Они очень ответственные, выполняют все общественные дела. Изгоями в классе являются: мальчик, который был переведен из параллельного класса, и две девочки - с ними вовсе никто не общается, даже остальные девочки. Взаимоотношения в классе нормальные. Между мальчиками конфликтных отношений нет. Актив класса не сформирован, о своих обязанностях ребята ничего не знают. Практически всю работу за них выполняет классный руководитель.
Практически всем учащимся нравится в свободное время слушать музыку, смотреть телевизор, играть в школе, общаться с друзьями. Несколько учащихся вовсе ничем не увлекаются. В классе один учащийся серьезно увлекается танцами и уже достиг профессиональных результатов. 7 детей занимаются в кружковых группах. Для всех ребят школа представляется вторым домом и местом, куда хочется идти.
У многих учащихся учителя стоят на одном месте с родителями. Но более доверительные отношения у ребят все же с родителями. Для многих ребят главными ценностями в жизни являются здоровье, хорошая учеба и власть над другими.
В заключении можно сказать: группа (класс) находится на II стадии формирования, где уже имеется ядро, из которого потом следует сделать мощнейший центр класса.
Характеристика составлена на основе проводимых в классе исследований.
Проводя самоанализ, я установила следующее:
благодаря анализу документов удалось изучить школу и организацию работы в ней;
используя методы диагностики: анкетирование и тестирование мне удалось изучить структуру класса и микроклимат в нем;
в ходе групповых бесед мне удалось установить доверительные отношения с ребятами;
индивидуальные беседы помогли мне для более тесного контакта с лидерами и изгоями в классе, с целью помощи последним поручившись лидерами в классе.
Специфика изученного класса указано мною выше.
На мой взгляд наиболее эффективный прием самопрезентации это рассказ о себе, почему я выбрала именно изучении профессии педагога. Используя наглядные пособия мне удалось увлечь ребят своими достижениями.
В целом дети стремились к контакту со мной, поскольку я дала понять, что заинтересована в их обучении и готова поделиться своим опытом.
С целью завлечения детей я использовала следующие способы:
Способ 1. Увлекательная история.
Способ 2. Визуальные средства
Способ 3. Ограничения во времени или ресурсах
Способ 4. Дилеммы
Способ 5. Интересные вопросы
Способ 6. Сотрудничество
Способ 7. Юмор
Способ 8. Игра
Способ 9. Ориентация на настоящий момент
Способ 10. Эмоциональный отклик
Способ 11. Диссонанс
Способ 12. Рассказ о последствиях.
В работе с 11 «А» классом я использовала демократический стиль общения, поскольку коллектив в классе был сформирован, был ряд неформальных лидеров положительной направленности, с которыми мне удалось наладить взаимодействие, и они помогали мне в ходе проведения занятий по ИЗО.
Исходя из специфики класса могу сказать, что в целях воспитательной работы необходимо поддерживать сложившийся микроклимат в коллективе, выявленных изгоев в классе вовлечь во внеурочную деятельность, закрепить за ними наставников из числа лидеров класса.
Исходя из проведенного самоанализа могу сделать вывод, что СОШ организует свою деятельность в строгом соответствии с руководящими документами и Уставом. Работа в классе позволила мне применить на практике имеющиеся у меня идея по взаимодействию с обучающимися.
2. Изучение индивидуального стиля деятельности педагога.
Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках изобразительного искусства. Целью моего присутствия был анализ их деятельности, особое внимание мною было уделено методике подачи материала и построению учебного процесса. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа педагога – это огромный труд, искусство и педагогические знания.
Я посетила 12 уроков по 3 в каждом классе: 1 «А», 7 «Б», 5 «А», 5 «Б». Проводя анализ процесса проведения занятия учителем ИЗО мне стала понятна структура его проведения, какие педагогические приемы использует педагог для увлечения учащихся во время занятия. В ходе методического анализа уроков я могу отметить, что они были проведены на высоком методическом уровне. Выбранный темп учебной работы на уроках позволял добиться поставленных задач. Были использованы различные методы и формы организации работы, что позволило сделать уроки интересными, познавательными и творческими. На уроках наблюдалась высокая активность детей, развивалось и поддерживалось внимание, шла работа по развитию памяти, речи, воображения. На протяжении каждого из уроков поддерживался положительный эмоциональный настрой и активный познавательный интерес. Консультации учителя во время практической работы были четкими, доступными, речь учителя грамотная, тон доброжелательный и спокойный.
Хочется отметить, что свои наблюдения я смогла отметить благодаря Приложениям 2 и 3.
3. Анализ внеклассного мероприятия.
Помимо проведения занятий по учебной программе мне довелось провести внеклассные занятия:
21.04 – проектная деятельность на тему: «Помощь в стенгазете» в 7 «Г» классе;
01.03 – познавательный час на тему: «Заповедники Воронежской области» в 8 «Б» классе;
02.03 – проектная деятельность на тему: «Индустрия детских товаров и сервисов» в 8 «А» классе.
Цели, выносимые на занятия выполнены в полном объеме, однако в ходе классного часа в 7 «Г» классе ребята на начальном этапе проявляли отсутствие интереса к этой теме, но благодаря современным мультимедийным средствам мне удалось привлечь их внимание к уроку.