Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СХЕМА
наблюдения индивидуальных особенностей педагогического общения учителя на уроке
Учитель: Есакова Елена Владиславовна Класс 5 «А»
Тема «Живое пространство города»
Ход урока | Характеристики (оцените стороны поведения учителя по 5-балл. системе) | Наблюдения и примечания | Балл |
Этап мотивации | 1. Доброжелателен, недоброжелателен | Доброжелателен | 5 |
Этап актуализации знаний | 2. Стимулирует инициативу, допускает выражение общественного мнения, свободное поведение учащихся; авторитарный стиль общения: третирует учащихся, одергивает, все время держит под жестким контролем. | Стимулирует инициативу, допускает выражение общественного мнения, свободное поведение учащихся | 4 |
Этап целеполагания | 3. Заинтересован, активен; безразличен, язык вялый. | Заинтересован, активен. | 5 |
Этап решения поставленной проблемы | 4. Открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки; думает только о престиже, «носит маску». | Открыт, не боится открыто выражать свои чувства | 3 |
Этап коррекции | 5. Гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, гасит конфликты; не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта. | Гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, гасит конфликты | 4 |
Этап закрепления | 6. Вежлив, приветлив, уважает достоинство учащихся, индивидуализирует общение с разными учащимися; общается только свысока, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения. | Вежлив, приветлив, уважает достоинство учащихся, индивидуализирует общение с разными учащимися | 4 |
Этап систематизации знаний | 7. Может поставить себя на место ученика; не видит проблему глазами ученика. | Может поставить себя на место ученика | 4 |
Этап объяснения домашнего задания. Этап подведения итогов. Этап рефлексии | 8. Активен, общителен, эмоционален; пассивен, замкнут, равнодушен | Активен, общителен, эмоционален | 5 |
Приложение 3
Анализ фрагментов урока
I Задание: провести наблюдение, запись и дать анализ урока с точки зрения реализации дидактических принципов в учебном процессе.
1. Как на уроке осуществлен принцип научности?
• какие научные понятия и как формировал учитель на данном уроке?
• какие способы действий и как формировал учитель на уроке?
2. Как был реализован принцип наглядности на данном уроке?
• какие виды наглядности имели место на уроке?
• какие средства наглядности использовались на уроке?
• с какой целью использовались средства наглядности?
• как сочетались средства наглядности и слово учителя на уроке?
3. Как на уроке был реализован принцип сознательности и активности обучения?
• как учитель содействовал формированию в сознании учащихся основ научного мировоззрения? (Указать конкретные направления этой работы);
• связывал ли учитель обучение с жизнью, теорию с практикой? Как?
• как учитель формировал у учащихся сознательное отношение к приобретаемым знаниям и к учебной деятельности в целом? (Проводил ли работу по формированию мотивов учения, вооружал ли приемами умственной деятельности, развивал ли умственную самостоятельность, приучал ли к самоконтролю?);
• как учитель добивался сознательного усвоения учебного материала учащимися? (Назвать конкретные дидактические приемы, используемые на уроке);
4. Как на уроке был реализован принцип систематичности?
• как осуществлялась систематизация знаний учащихся (назвать конкретные дидактические приемы, используемые на уроке);
• обучал ли учитель учащихся классификации и сравнению? Как?
• какие дидактические связи и как устанавливал учитель на уроке? (приведите примеры);
5. Как на уроке был реализован принцип прочности?
• как на уроке весь ход учебного процесса содействовал прочности знаний? (Интерес к учебной работе и к приобретаемым знаниям, умениям; использование различных анализаторов, видов памяти, другое).
• как было организовано повторение? Какое место на уроке занимали упражнения, и как они были организованы? Учитывались ли необходимые условия, обеспечивающие эффективность повторения и упражнений?
6. Как на данном уроке учитель осуществлял индивидуальный подход к учащимся (на каких этапах урока, какие приемы использовал)?
II Задание: провести наблюдение, запись и дать анализ урока с точки зрения реализации методов, приемов и средств воспитания на уроке.
1. Правильно ли выбрано учителем сочетание методов, приемов и средств воспитательного воздействия на учащихся в целях их более качественного обучения.
2. Какое сочетание методов и приемов воспитания применялось учителем на уроке для:
а) стимулирования внимания учащихся при восприятии учебного материала, интереса к нему;
б) организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроке;
в) для активации деятельности и развития мотивов учения;
г) для организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся;
д) для включения учащихся в коллективную деятельность в процессе познания на уроке;
е) для подключения к учению отдельных учащихся;
ж) для переключения учащихся с одного вида деятельности на другой;
з) для развития отдельных качеств личности ученика.
3. Соответствуют ли воспитательные приемы учителя уровню воспитанности учащихся, задачам их воспитания и развития?
4. Как избранные методы, приемы и средства воспитания способствуют созданию микроклимата, педагогического сотрудничества между учителем и учеником, группой учащихся на уроке?
5. Рационально ли использованы на уроке словесные и практические методы воспитательного воздействия на учащихся?
III Задание: провести наблюдение, запись и дать анализ урока с точки зрения использования отдельных форм, средств и методов обучения в учебном процессе.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока.
2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или методы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.
3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.
4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.
5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.
8. Степень проявления индивидуального стиля учителем при использовании данного метода (форм и средств) обучения.
Заповедники_Воронежской_области»_в_8_«Б»_классе._Цель'>Приложение 4
ПЛАН-КОНСПЕКТ
познавательного часа на тему: «Заповедники Воронежской области» в 8 «Б» классе.
Цель: изучить культурное и природное наследие Воронежской области.
Задачи:
-
Ознакомить обучающихся с заповедниками Воронежской области. -
Сформировать осознанное отношение к природе и историческим памятникам; -
Показывать человека как часть природного мира через связь природного и культурного.
Ожидаемые результаты:
-
повышение знаний о воронежском крае; -
формирование культуры ответственного, отношения к природе.
ХОД УРОКА:
(слайд 1) ВВЕДЕНИЕ
2017 год объявлен в России Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). К особо охраняемым природным территориям относятся: природные заказники, памятники природы, заповедные участки леса, национальные парки, заповедники. Основное назначение этих территорий – охрана ценных природных объектов. На данный момент в России организовано более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий.
Среди регионов России Воронежская область выделяется красотой, неповторимостью и разнообразием заповедных мест. Здесь нас встречают крутые меловые горы, изрытые пещерами, голубые ленты рек, могучие дубравы, заповедные степи. Природа земли Воронежской обладает особенной красотой, близкой и понятной каждому русскому человеку.
Заповедники
(слайд 2) 4 заповедника
-
Музей-заповедник «Дивногорье»; -
Археологический музей-заповедник «Костёнки»; -
Воронежский государственный природный биосферный заповедник; -
Хопёрский государственный природный заповедник.
(слайд 3)Музей-заповедник «Дивногорье»;
Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» – музей под открытым небом, располагающий значительными историко-культурными и природными ресурсами. Создан 9 июля 1991 года.
(слайд 4)
Визитная карточка Дивногорья – впечатляющие меловые ландшафты: причудливые останцы-дивы на крутых склонах, гребенчатые каньонообразные овраги. Поражают своей широтой и безмятежностью пойменные луга, уникальные для территории Европы и России степные участки и урочища, где с древнейших времен сохранились реликтовые флора и фауна. Дивногорье – дом для более чем 700 видов растений. 8 из них, например, ковыль красивейший, проломник Козо-Полянского и ирис карликовый включены в Красную книгу РФ. А еще здесь живут более 150 видов позвоночных и почти 7000 видов беспозвоночных животных, более 50 из них также в Красной книге.
Среди многочисленных исторических и природных памятников Дивногорья особое место занимают искусственные пещерные комплексы. Именно они всегда привлекали большинство туристов и паломников. С середины XVIII века путешественники ехали в Дивногорье, чтобы увидеть не только меловые останцы-дивы, но и таинственные пещерные храмы. Всего в Дивногорье известно шесть культовых пещер и пещерных комплексов. Все они вырублены в меловом массиве правобережья рек Тихая Сосна и Дон на участке протяженностью около 8,5 км. Протяженность самой маленькой пещеры всего 27 метров, а самой крупной – 351 метр.
На сегодняшний день в музее-заповеднике обнаружено 48 памятников археологии от эпохи позднего палеолита до средневековья.
В последнее десятилетие планомерно исследуется памятник «Дивногорье-9» – место гибели древней лошади и стоянка древнего человека 14-12 тысяч лет назад. В музее-заповеднике хранится собранная здесь крупнейшая в мире коллекция костей дикой лошади позднеледникового периода.
В 2013 году земли музея-заповедника получили статус объекта культурного наследия народов РФ регионального значения – Достопримечательного места «Природно-культурный комплекс «Дивногорье».
В 2014 году Дивногорье заняло 1 место в конкурсе «Семь чудес Воронежской области», организованном Департамент культуры и архивного дела Воронежской области.
С 2015 года ведется работа по включению музея-заповедника в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В 2016 году Дивногорье получило статус объекта культурного наследия федерального значения. 29 февраля подписан указ Министерства культуры Российской Федерации №484 Об изменении категории историку-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения «Природно-культурный комплекс «Дивногорье» (Воронежская область)».
Дивногорье ежегодно притягивает десятки тысяч туристов. В экспозициях проводятся образовательные программы для школьников, в «Дивногорском подворье» – стилизованной усадьбе малороссов проходят фольклорные праздники, мастер-классы ремесленников.
(слайд 5) Археологический музей-заповедник «Костёнки»;
Первые по времени поселения человека в Костенках относятся к 45 тысячам лет назад, последние заканчивают свое существование примерно 30 тысяч лет спустя. За это время человечество сумело пройти грандиозный путь от небольших групп первых европейцев, только начавших осваивать новый континент, до высокоразвитых обществ «охотников на мамонтов». Находки той эпохи показали, что люди не только сумели выжить в экстремальных условиях приледниковой зоны, но и создали выразительную культуру: они умели строить достаточно сложные жилые сооружения, делать разнообразные каменные орудия и создавать удивительные художественные образы. Благодаря этим находкам во многом и было создано наше современное представление о каменном веке. Костенки – это эталонный памятник верхнего палеолита, беречь, изучать и пропагандировать который призван музей-заповедник.