Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хочется отметить проведенный 01.03 – познавательный час на тему: «Заповедники Воронежской области» в 8 «Б» классе, план-конспект представлен в приложении 4.
Рассматривая свое занятие с точки зрения личностно-деятельностного подхода, хочу отметить, что я его составляла, опираясь на две позиции – педагога и ученика.
С точки зрения педагога данный подход означает, что обучающий должен:
-
пересмотреть свои привычные взгляды на процесс обучения только как на форму передачи знаний; -
отойти от субъектно-объектной формы взаимодействия с учеником; -
организовать образовательное пространство с учетом направленности на раскрытие творческого потенциала личности ученика; -
управлять учебной деятельностью с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; -
переориентировать учебный процесс на самостоятельную постановку и решение учениками познавательных задач.
При традиционном подходе используется субъектно-объектная форма взаимодействия педагога с учеником. Ученик рассматривается как пассивный получатель знаний. При личностно-деятельностном — субъектно-субъектная форма, подразумевающая равноправное учебное сотрудничество педагога и ученика.
С позиции ученика личностно-деятельностный подход подразумевает, что обучающийся:
-
является субъектом, а не объектом обучения; -
может выбирать пути, методы и средства изучения материала; -
самостоятельно формулирует проблемы и запросы; -
проявляется сознательный интерес и мотивацию к учебе; -
сотрудничает в процессе решения задачи с другими учащимися и педагогом.
С точки зрения психологии данный подход формирует у учащихся следующие важные качества и навыки:
-
собственное достоинство; -
самостоятельность при решении проблем; -
ответственность; -
умение сотрудничать; -
коммуникативные навыки; -
чувство компетентности; -
чувство аффилиации, то есть принадлежности к конкретной общности.
Благодаря приобретению данных качеств ученик оказывается более подготовленным к жизни в современном, сложно устроенном и динамично развивающимся мире. Он способен более быстро реагировать на изменения окружающей действительности и более успешно решать возникающие вызовы.
Одной из главных характеристик познавательной деятельности является ее мотивированность.
Важная задача педагога при данном подходе – помочь учащемуся сформировать познавательную мотивацию с учетом его индивидуальных потребностей и способностей.
Реализация данного подхода в образовательном процессе связана со следующими главными моментами:
-
Самостоятельность. Предоставление ученикам определенной самостоятельности в процессе учебной деятельности, как на отдельных ее этапах, так и в ходе всего занятия. Чем старше обучающиеся — тем больше независимости им можно предоставить в определении целей и задач обучения, выборе методов, форм и приемов работы. -
Последовательность. При изучении нового материала происходит опора на уже имеющиеся у учеников знания с постепенным расширением поля познавательной деятельности. Задания постепенно усложняются, ученики пробуют ставить перед собой более трудные проблемы и задачи. -
Индивидуализация. Педагог помогает учащимся погрузиться в образовательное пространство, курирует учебный процесс, опираясь на знания об индивидуальных особенностях учащихся. При этом учитываются как относительно стабильные характеристики (тип темперамента, способности, черты характера), так и динамичные (текущее эмоциональное состояние, работоспособность). -
Самоконтроль. Большое внимание уделяется формированию у ученика навыков самоконтроля. В начале занятия обучающийся определяет для себя цели и задачи, которые ему предстоит решить в ходе учебной деятельности. Например, «Я хочу обучиться данной технологии», «Мне интересно будет разобраться в этой проблеме» и т.д. Цель разбивается на задачи, то есть конкретные шаги по ее достижению. В конце занятия учащийся отвечает сам себе на вопросы: достиг ли он поставленной цели, успешен ли он был на пути продвижения к ней, с какими сложностями пришлось столкнуться. -
Вариативность. В отличие от традиционных форм проведения занятий, при личностно-деятельностном подходе у учащихся есть альтернатива по выбору материалов, средств, методов, приемов обучения. Иногда учащиеся могут даже самостоятельно выбирать себе учебники, обучающие компьютерные программы, тренажеры и т.д.
В условиях реализации личностно-деятельностного подхода все задаваемые педагогом вопросы, его комментарии и замечания должны быть направлены не на фиксацию ошибок, а на стимулирование интеллектуальной активности.
Идеально выстроенная учебная деятельность при данном подходе предполагает, что учитель направляет и поддерживает образовательный процесс почти незаметно для ученика. Задачей педагога является умелое управление познавательной деятельностью учащегося таким образом, чтобы предоставить ему большой простор для самостоятельных действий и проявления творческой активности.
4. Анализ (самоанализ) урока.
Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке к урокам, эта деятельность дала мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения занятий, стали самыми яркими за все время практики.
Мной было проведено 12 уроков:
Все уроки проведены совместно со вторым студентом-практикантом в присутствии учителя изобразительного искусства.
Работа в связке позволило качественно проводить уроки еще по той причине, что дети постоянно переключались на нас и им была интересна такая форма занятий, когда его ведет несколько человек.
В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому предмету, созданию положительной учебной мотивации.
Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, были доброжелательные, участвующее отношение учителей. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке занятий.
Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любой группе есть чрезмерно активные учащиеся, привыкшие быть в центре внимания. Есть учащиеся, к которым нужно уделить больше внимания. Всегда нужно учитывать способности и возможности учащихся. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, но при этом не усложнять речь непонятными для учащихся терминами.
Для успешной реализации целей уроков по указанным темам уроки проводились мной по следующим этапам:
этап мотивации;
этап актуализации знаний;
этап целеполагания;
этап решения поставленной проблемы;
этап коррекции;
этап закрепления;
этап систематизации знаний;
этап объяснения домашнего задания;
этап подведения итогов;
этап рефлексии.
Реализуя цели и этапы уроков, я столкнулась с рядом трудностей:
обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам. Я решила эту проблему благодаря подбору необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач урока ИЗО;
выделение в содержании главного, существенного. Я пошла по пути преодоления этой трудности следующим образом, выделила ведущие цели урока, определила содержания каждого логически завершенного этапа урока, уяснила их основных задачи;
межпредметная ориентация содержания урока. Решая эту проблему, я постаралась устранить дублирование материала, старалась опираться на материал, известный учащимся из других предметов;
соответствие объема содержания материала урока отводимому на его изучение времени. На мой взгляд это самая злободневная проблема, так как хочется научить детей многому, но за выделенное время в 45 минут мне не всегда это удавалось. Чтобы решить эту проблему я выбирала необходимый и достаточный объем информации, отбирала реальное количество используемых средств, адекватных методов и видов деятельности;
дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности. Мне удалось преодолеть эту трудность благодаря подготовке заданий и продумыванию видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей.
На мой взгляд в качестве новых знаний и умений, полученных при выполнении заданий по ознакомлению с учащимися, могу отметить следующие:
умение планировать занятия, игровую деятельность, работу вне занятий;
умение выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения работы с детьми с учетом особенностей их развития;
умение проводить анализ уровня развития умений и навыков;
умение выполнять в работе санитарно-гигиенические нормы и требования;
умение разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к играм, занятиям, индивидуальной деятельности;
умение осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать пробные занятия работу вне занятий других практикантов.
На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру, уровень которой в дальнейшем станет «визитной карточкой» каждого из них как профессионала, так и человека. Удалось найти подход и к «трудным» ученикам, хотя времени все же было относительно мало.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы учащимися; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время занятий и нагрузку, умение подмечать и анализировать возникающие в классе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые педагогами.
Продолжительность педагогической практики считаю достаточным. Реализация целей и задач педагогической практики была возможна в полной мере.
Мое мнение основано на следующих фактах:
1. Было качественное взаимодействие с учителями разного возраста, ознакомление с учебными планами и методическими разработками учителей дало возможность изучить опыт образовательных учреждений по организации учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.
2. Позиция руководителя практики от школы была очень активной, в результате чего, желаемый опыт самостоятельной профессиональной педагогической деятельности получить удалось в полной мере.
3. Проведение, планирование и анализ в школе должным образом повлиял на развитие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений у меня как студента.