Файл: Вопрос 1. Язык как важнейшее средство общения. Язык и речь. Язык и мышление. Язык (в широком смысле).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные функции знаков препинания

По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.

По своим функциональным качествам близкими явл запятая, точка с запятой, точка. Знаки эти ставятся при перечислении синтаксически равнозначных единиц: однородных членов предложения и частей предложения, отдельных предложений. они могут заменять друг друга. Но именно это дает возможность использовать их «количествен» различие: снижение степени смысловой спаянности разделяемых компонентов высказывания. Однако явное функциональное сходство этих знаков вовсе не означает их тождества. Например, не удается эксперимент с взаимозаменяемостью запятой и точки с запятой при однородных членах, связанных противительными отношениями.

Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. Это знак, передающий недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто - ее затрудненность, вызванную либо большим эмоциональным напряжением, либо причинами иного плана. Оно может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл, может подчеркивать алогизм.

Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении. Эта функция знака раскрывается разными значениями: причинной обусловленности, обоснования, раскрытия содержания, конкретизации общего понятия: Светлый день пришел: на земле снег лежал, на небе облака растаяли, солнце показалось.

Тире - знак очень широкого употребления. Оно означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов: Кроме того, приходилось посылать деньги одной тетке во Влади-восток, а другой - в Киев. 2-я функция тире - смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления, в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически; в конечном счете это тоже фиксация своеобразных пропусков: Биться в одиночку - жизни не перевернуть. Показатель «неожиданности» - смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий и т.д.): Казалось еще одна минута - и конвойные бросятся к нему.


Как формальный знак-разграничитель, тире употребляется, например, при оформлении прямой речи, при разграничении реплик диалога: - Ты очень устал, Ефим? - Я не могу быть усталым, я должен работать весь день... (Пришв.).

Знаки вопросительный и восклицательный оформляют соответствующие предложения: Где вы видели такое прозрачное море? Нигде! Когда вы жили среди таких добрых и честных людей? Никогда!».

Абзацный отступ служит цели выделения значимых частей текста. Причины же выделения могут быть различными, и поэтому конкретные функции абзаца привязаны к целевой установке текста. Например, при разграничении реплик диалога абзац является формал средством разграничения. В монолог организованном тексте абзац выполняет либо логико-смыслов функцию (делит текст на логически и по смыслу - тематически - объединяемые части), при котор фиксируется последовательный переход от одной мысли к другой, либо функцию экспрессивно-эмоционал, когда абзац разрывает логико-смыслов последовательность высказываний, и тогда служит ярким стилистическ средством выделения.

Специфика абзацного членения определяется целевой установкой самого текста, его композицион особенностями, в текстах художественных - к тому же еще и авторской модальностью.

Знаки выделяющие - запятые, тире, скобки - выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнител смыслов нагрузке (обособленные члены предложения), в специфической функции (обращения, междометия, вводные слова, словосочетания и предложения), в передаче добавочных сообщений (вставные конструкции). Разница в степени выделенности подчеркивается выбором выделительных знаков: по степени выделительной значимости знаки образуют градац ряд от запятых (меньшая степень) к тире (средняя степень) и, наконец, к скобкам (высшая степень выделенности, граничащая с полным выключением конструкции из состава предложения).

Выделит знаком явл и кавычки. Общая функциональная однозначность кавычек (выделительная) не мешает им иметь разнообразные частные значения. Кавычки выде-ляют в тексте чуж речь - отдел слова, принадлеж другому автору, цитаты, прямую речь. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет» . Выделяются необычно употребленные автором слова, - например, слова малоупотребит, иностилев, употреблен в ирон смысле, в противоположном значении, с двойным значением и т.д. А если по новому закону жить, то никаких «вдруг» быть не может, всему есть причины (Пришв.).Кавычки - средство выделения различн названий - орденов и медалей, литер произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производ изделий, марок машин; сортов растений и т.д.



Общие функции знаков препинания, а также более част, реализуемые в семантико-граммат условиях конкрет текстов, создают почву для индид использования знаков пунктуационной системы. Такие знаки связаны с авторским осмыслением написанного и обычно передают эмоциональный строй речи.
Русская пунктуация строится на совмещении трех основных принципов:

  • структурного (знаки как формально-грамматический показатель),

  • смыслового (знаки как функционально-семантический компонент высказывания),

  • интонационный (знаки как отражение устного бытования того же текста, предполагаемое прочтение фразы).

Структурный принцип русской пунктуации опирается на интуитивное или сознательное представление любого носителя языка об основных синтаксических понятиях (таких как: простое предложение, сложное предложение, вопросительное предложение, однородные члены, причастный оборот, сравнительный оборот, вводные слова, прямая речь и т.п.), требующих соответствующего пунктуационного оформления.

Рассмотрим пример из газеты:

Однажды снимали фильм на месте предполагаемого приземления НЛО; охотничий пес, которого привезли с собой, чтобы он побегал по лесу, забрался, поджав хвост, под машину и до конца съемок оттуда не вылезал (КП).

Перед нами сложное бессоюзное предложение, состоящее из двух частей; в первой части одна грамматическая основа, а вторая представляет собой сложноподчиненное предложение с двумя придаточными. Первая часть самостоятельна (сообщение о факте), а вторая часть — более конкретное описание, к тому же в ней много знаков, есть деепричастный оборот. Поэтому между частями для ясности смысла стоит точка с запятой (а не запятая).

Пример из беллетристики:

Впрочем, война сложилась так удачно, что, может быть, и для Турции еще не все потеряно (Ак.).

Это сложноподчиненное предложение, и в каждой части — главной и придаточной — вводное выражение.

Объяснение (и оправдание) того или иного знака происходит прежде всего в грамматических терминах: бессоюзное сложное предложение, придаточные части, деепричастный оборот, вводное выражение. Очевидно, что текст с опущенными знаками препинания, нерасчлененный, представляет собой значительные трудности для понимания.

Семантический (смысловой)
 принцип пунктуации неразрывно связан со структурным, так как значение синтаксических конструкций так же предопределено системой языка, как и их формальное устройство.

Возьмем известный исторический анекдот:

Эрнст Резерфорд пользовался следующим критерием при выборе своих сотрудников: когда к нему приходили в первый раз, Резерфорд давал задание; если после этого новый сотрудник спрашивал, что делать дальше, его увольняли.

Можно было бы описать пунктуацию этой фразы в терминах синтаксиса, но можно и поочередно пройтись по знакам препинания с точки зрения их семантических функций: двоеточие — раскрытие содержания, запятая — разделение главной (структурно и по смыслу) части и придаточной (структурно и со значением времени), точка с запятой — бессоюзное соединение двух сложноподчиненных частей с перечислительными отношениями, запятые отделяют придаточные части друг от друга и от главной части.

Перечисление структур невозможно оторвать от указания на передаваемые ими смыслы, а говорить о семантических отношениях между компонентами структуры невозможно без называния самих синтаксических конструкций. Другими словами, пунктуация работает по структурно-смысловой схеме с учетом функций каждого сегмента высказывания.

Наиболее показательны в этом отношении знаки конца предложения.

Еще более показательны для иллюстрации семантического принципа те предложения-высказывания, которые при полном совпадении синтаксического устройства и лексического наполнения могут использовать вариантную пунктуацию, но смысл при этом будет меняться:

  • Концерт закончится, все выйдут из зала (перечисление).

  • Концерт закончится — все выйдут из зала (следствие).

  • Спокойная музыка действовала умиротворяющее (определение).

  • Спокойная, музыка действовала умиротворяюще (причинность).

  • Нужно было сделать выбор, многое оставалось неясным (равноправие).

  • Нужно было сделать выбор:многое оставалось неясным (разъяснение).

Тесная связь смысла высказывания и его структурных показателей проявляется и в том, что один и тот же смысл может передаваться разными знаками препинания в зависимости от синтаксической конструкции, в которой понадобилось выражение данного смысла. Возьмем пояснительное и уточняющее значение, которое может быть приравнено к слову а именно. Это значение может передаваться тремя разновидностями знаков — запятой (вернее, двумя запятыми), двоеточием и тире.


Уточняющее, разъясняющее, поясняющее, присоединительное значение а именно может встретиться в нескольких типах структур.

Похоже, они никому не нужны: ни отделу милиции, ни автотранспортной прокуратуре (газ.) — после обобщающего слова перед перечислительным рядом (двоеточие).

Не мне судить, конечно, но, казалось, последние годы Чухрая что-то мучило: это — недоделал, это — недоснял, то — не успел (газ.) — в бессоюзном сложном предложении, когда вторая часть раскрывает значение неконкретного слова с ослабленной семантикой (двоеточие).

Происходят они из семей раскулаченных. В семье деда Геннадия Романовича, потомственного казака, росли 11 детей (газ.) — при уточняющих членах предложения (запятые).

Человек попытался решить вопрос мирным путем — через суды (газ.) — присоединительное уточнение, добавочное значение в конце предложения.

Интонационный принцип русской пунктуации очевиден: различное пунктуационное оформление соответствует различной интонации.

В одном из костелов Таллина была обнаружена очень древняя картина, на которой был изображен... бой «летающих тарелок» на земле (многоточие — знак перерыва и неожиданности).

«Какую мы вам сделаем обложку?» Я молчал. Какая же, кроме серой!!! Но они пустили виноградные листья (Роз.)(вопрос, констатация, яркая эмоция, безнадежный результат).

Все примеры знаков конца предложения являются отражением не только структурного и смыслового принципов употребления знаков препинания, но и интонационного. Вопросительный и восклицательный знак, точка и многоточие, указывая на границы предложения, говорят сами за себя в плане семантики и интонации.

Что же касается середины предложения, то здесь следует строго разграничивать такие понятия, как интонация и пауза. Интонация — это мелодический рисунок фразы, это повышение и понижение тона. Пауза — это ритмический рисунок фразы, это остановки в речи.

Интонация, передавая смыслы, ведет за собой ритмику фразы, обозначая повышение и понижение тона и предопределяя закономерное появление паузы. Паузы — между предложениями, между частями сложного предложения, при перечислительной интонации, при обособлении второстепенных членов — являются непременным атрибутом ритмизации текста. Совмещение специфической интонации с паузой и дает нам устойчивый знак препинания.

Двоеточие — резкое падение тона, выжидательная пауза