Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
97
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
НАУЧНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ - подведение высказываний о каком-то объекте, его свойствах или отношениях под определенный научный закон, как частных случаев последнего.
НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ - приписывание определенного смысла изучаемым наукой объектам,
явлениям и процессам. Это «приписывание» осуществляется в науке через процедуры идентифи- кации наблюдаемого явления с уже изученным эмпирическим объектом или процессом (на основе аналогии) или путем его интерпретации (идентификации) с определенным объектом некоторой тео- рии.
НАУЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - предсказание тенденций развития (эволюции) любого пред- мета, процесса, системы на основе имеющейся о них специфической информации и достигнутого уровня науки. Осуществляется двумя способами: 1) на основе экстраполяции их поведения в про- шлом и настоящем; 2) на основе статистической обработки мнений экспертов по конкретным вопро- сам и областям знания.
НАУЧНЫЙ МЕТОД — собирательное имя для обозначения совокупности применяемых в науке средств получения, обоснования и применения (использования) научного знания.
НАУЧНЫЙ ПРИНЦИП - один из элементов оснований научной теории, выполняющий интегри- рующую, синтезирующую и организующую функции по отношению ко всему массиву истинных вы- сказываний определенной области науки. В отличие от законов науки, всегда утверждающих нечто о существенных связях между объектами теории, принципы науки, как правило, являются высказы- ваниями не объектного языка науки, а ее метаязыка, утверждающего нечто о правилах, требованиях к элементам самих научных теорий.
НОВИЗНА — одна из основных ценностей и целей научного познания наряду с адекватностью (ис- тинностью) и полезностью. В этом смысле «большая» наука справедливо рассматривается как соци- ально организованная деятельность по производству нового знания. Воспроизводство накопленного наукой огромного массива знания, его передача и усвоение новыми поколениями через разветвлен- ную систему образования — безусловно, важное условие и предпосылка дальнейшего существования науки, но ценность ученого как ученого определяется и измеряется прежде всего, теми новыми зна- ниями, тем личным вкладом, который он внес в массив научного знания. Основным приоритетом для науки и ученого является не просто знание или истина, а именно новое знание и новая истина.
Новое знание бывает двух видов: 1) как кумулятивное дополнение к старому; и 2) как отрицание старого, как утверждение альтернативных взглядов, противоречащих прежним устоявшимся в на- уке концепциям. Утверждение инноваций второго рода происходит в сложной социальной борьбе научных традиций, школ и требует от ученых большого напряжения сил и личного мужества.
ОБОБЩЕНИЕ — метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к обще- му, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обобщение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затемня- ющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять множества различных вещей и явлений.
ОБОСНОВАНИЕ — способ рационального убеждения в надежности или в истинности какого- либо высказывания, теории, концепции путем приведения в его пользу каких-либо дополнительных аргументов общего или частного характера. Существуют три основных способа обоснования: дока- зательство (дедукция), подтверждение (индукция) и объяснение.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ – принцип, обеспечивающий получения истинного знания о прошлой реаль- ности, адекватное ее понимание и описание.
ОБЪЯСНЕНИЕ – функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта.
ОПИСАНИЕ – этап эмпирической стадии научного исследования, состоящий в фиксировании знания об исторической реальности с помощью системы обозначений, принятых в науке.
ПАРАДИГМА – теория или модель постановки проблемы, принятая в качестве основы для ре- шения исследовательской задачи.
ПОЗНАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ – форма отражения объективной действительности, основанная на соблюдении принципов историзма, объективности и ценностного подхода.
ПОСТМОДЕРНИЗМ – ситуация в философии, обозначающая отказ от попыток систематизации,
от попыток представить мир в виде жестких, самозамкнутых систем.
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ - требование смотреть на любой предмет познания как на систему,
функционирование которой подчиняется общим закономерностям существования и эволюции любых системных объектов.
ПРИЧИННОСТЬ — отношение между одним явлением, процессом, состоянием объекта, которые считаются причиной, и другим явлением, процессом, состоянием объекта, которые рассматриваются как результат действия данной причины (ее следствие).
ПРОБЛЕМА — существенный вопрос, имеющий важное теоретическое и практическое значение,
для решения которого наличного знания либо недостаточно, либо возможность его использования далеко не очевидна.
97


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
98
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – методы, позволяющие выявить психическую моти- вацию исторических процессов и создать психологическую концепцию личности в истории.
РЕДУКЦИЯ – переход, приведение сложного к более простому виду.
РЕФЛЕКСИЯ — форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышле- ния на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания. Один из главных методов метатеоретического уровня научного познания.
СЕМАНТИКА – раздел семиотики, посвященный анализу комплекса связанных между собой понятий, центральными из которых являются понятия смысла и значения.
СЕМИОТИКА – теория, исследующая свойства знаковых систем или систем знаков, каждому из которых придается определенное значение.
СИНТЕЗ – логическая операция, состоящая в соединении различных элементов предмета или явления в единое целое.
СИНХРОНИЯ – понятие, характеризующее историческую последовательность как сосущество- вание, состояние ее явлений в определенный момент времени.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – изучение исторического процесса путем рас- смотрения психологических аспектов событий или явлений с использованием психологических ме- тодов для объяснения.
СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - носитель системы научного знания, обладающий спо- собностями адекватного усвоения и воспроизводства накопленного в обществе научного знания и обеспечения приращения имеющейся системы знания новым научным знанием.
СУЩНОСТЬ – внутренне содержание исторического объекта, выражающееся в единстве всех его многообразных форм.
ТЕОРИЯ – система обобщенного достоверного знания о том или ином «фрагменте» действитель- ности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупно- сти составляющих ее объектов.
ТИПОЛОГИЯ – метод познания, в основе которого лежит разъединение объектов и их группи- ровка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

ФАКТ (научный)— опытное звено, лежащие в основе построения эмпирических или теоретиче- ских систем знания: некая эмпирическая реальность, отображенная информационными средствами
(текстами, формулами, фотографиями, видеопленками и т. п.)
ФОРМАЛИЗАЦИЯ – совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий с целью исследования их логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей.
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД – аксиологический метод познания, основанный на соотнесении изу- чаемых объектов с теми или иными общепризнанными ценностями.
ЭКСПЕРИМЕНТ — метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на пред- мет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокуси- рует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне.
98

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
99
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ XIII: Литература
26.
Основная литература
1. Бойко Т. С., Рожков Ю. В. Научные работы: учебно-методическое пособие по написанию и оформлению научных работ для студентов, магистрантов, аспирантов всех форм обучения и специальностей. Хабаровск, 2009.
2. Волков Ю.Г. Новое о главном. Как защитить диссертацию. М., 2012.
3. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки [Текст] : учебное пособие /
Канке, В.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Логос, 2008. - 400 с. - Рек. Мин-вом образования
РФ. - ISBN 978-5-98704-315-8.
4. Марьянович А.Т., Князькин И.В. Диссертация: Инструкция по подготовке и защите. СПб, 2009.
5. Стрельникова А.Г. Правила оформления диссертаций. М., 2009.
27.
Дополнительная литература
1. Синергетическая парадигма:когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания / отв. ред. Л.П. Киященко; ред.-сост.О.Н. Астафьева, П.Д. Тищенко; РАН, Ин-т фи- лософии. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 560с : ил. - ISBN 5-89826-180-Х.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Москва. 2007. (формат.pdf)
3. Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования: Методическое пособие. Саратов,
2002.
4. Кузин Ф.А., Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М., 2008.
28.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Dissertationl.narod.ru.
2. Электронная научная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Elibrary.ru.
3. Eserver - художественные, научные тексты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: eser- ver.org.
4. Информационная система по науке и технологиям Европейского Сообщества [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.cordis.lu/.
5. Российская государственная библиотека (РГБ). Каталоги. Диссертации с 1995 года. Книги с
1994 года. Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.rsl.ru/.
6. Бесплатные библиотеки сети. Русский язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
allbest.ru/nauch2.htm.
7. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// elibrary.ru/de- faultx.asp.
8. Британская библиотека – онлайновый библиографический каталог открытого доступа ОРАС97.
Описания на всех европейских языках с 1975 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://opac97.bl.uk.
9. Сайт “Национальные библиотеки Европы” на английском, французском и немецком языках
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portico.bl.uk/gabriel/en/welcome.html -
10. Виртуальная библиотека (сборный каталог различных американских и европейских универси- тетов) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wwwrevues.org/vlib/.
11. BibliotecheЕuropee [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblio.polito.it/it/docu- mentazione/biblioeu.html.
12. The British Library [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bl.uk/.
13. New York Public Library [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nypl.org/index.html.
14. Библиотека Московского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: www.lib.msu.su.
15. Библиотека конгресса США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.loc.gov.
16. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nlr.ru.
17. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rsl.ru.
99


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
100
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
18. Поисковые системы Yahoo, Vista, Yandex, Rambler, сайты библиотек Москвы, С-Петербурга,
за- рубежных стран.
19. Электронная библиотека «Лань».
100