Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
1
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОТДЕЛ АСПИРАНТУРЫ И ДОКТОРАНТУРЫ
Ю.С. Обидина, А.Н. Леухин
МЕТОДИКА И МЕТОДОЛОГИЯ
НАПИСАНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие для аспирантов
Йошкар-Ола, 2015 г.

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
1
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Оглавление
Авторы
3
РАЗДЕЛ I: Введение
4
РАЗДЕЛ II: Рабочая программа дисциплины
5
РАЗДЕЛ III: Содержание учебной дисциплины
12
РАЗДЕЛ IV: Структура изучения курса
43 1 Очное отделение
43 2 Заочное отделение
45
РАЗДЕЛ V: Лекционный курс
48 3 Лекция 1. Общая методология научного творчества
48
Задание
53 4 Лекция 2. Подготовка к написанию диссертации и накопление научной информации
54
Задание
58 5 Лекция 3. Работа над рукописью диссертации
59
Тестовые задания
64 6 Лекция 4. Оформление диссертационной работы
65
Тестовые задания
69
РАЗДЕЛ VI: Основные разделы работы над диссертационным исследованием и их краткое содержание
72 7 Обоснование актуальности диссертации
72 8 Научная новизна диссертации
72 9 Объект и предмет исследования
73 10 Заполнение индивидуального плана
73 11 Методы научного исследования
74 12 Цель и задачи исследования
75 13 Структура диссертации
75 14 Введение к диссертации
76 15 Заключение диссертации
78 16 Библиографический список
79 17 Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций
79 18 Научные положения, выносимые на защиту
80 19 Практическая значимость результатов исследования
81
РАЗДЕЛ VII: Вопросы текущего контроля
83
РАЗДЕЛ VIII: Тематика собеседований
84
РАЗДЕЛ IX: Вопросы итогового контроля
85
РАЗДЕЛ X: Требования к зачету
86 20 Требование к зачету для аспирантов 1 года обучения
86 21 Требования к зачету для аспирантов 2 года обучения
86 22 Требования к зачету для аспирантов 3-4 (для очной формы), 4-5 (для заочной формы)
года обучения
86
РАЗДЕЛ XI: Методические рекомендации
87 23 Методические рекомендации по изучению курса
87 24 Основные системные признаки научного исследования
89 25 Методологические моменты диссертации. Общая схема выполнения научного исследования
93 1


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
2
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ XII: Словарь терминов
95
РАЗДЕЛ XIII: Литература
99 26 Основная литература
99 27 Дополнительная литература
99 28 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
99 2

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
3
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Авторы
Обидина Юлия Сергеевна, доктор философских наук, профессор
Леухин Анатолий Николаевич, доктор физико-математических наук, профессор
3

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
4
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ I: Введение
Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо ориентироваться в основных по- ложениях научной работы, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии и методике научного творчества, поскольку, как показывает современная практика, у аспирантов и соискателей учебных степеней больше всего возникает вопросов именно этого характера.
Сегодня в условиях реформирования высшей школы методической стороне научного исследо- вания уделяется особое внимание. Однако недостаточное овладение системой методологических и методических знаний существенно снижает качество выполнения научных работ, не позволяя их авторам в полной мере реализовывать свои возможности.
В связи с этим в пособии особое внимание уделено анализу методологических и теоретических аспектов научного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного исследования; раскрытию методического замысла исследования и его основным этапам.
Данное пособие стало итогом многолетней работы автора и содержит в себе всю необходимую информацию, связанную с выполнением диссертационного исследования. В теоретическом аспекте рассмотрены наиболее часто возникающие проблемы при работе над диссертационным исследовани- ем – от выбора темы диссертации до ее защиты.
4

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
5
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ II: Рабочая программа дисциплины
1. Цели освоения дисциплины:
Практика работы с аспирантами показывает, что многие аспиранты не владеют в достаточной мере системой методологических и методических знаний, необходимых для самостоятельного напи- сания диссертационного сочинения. С этой точки зрения, цель данной дисциплины – дать соискате- лю широкую панораму методологических подходов к научному исследованию, а также выработать навыки подготовки и основных методологических знаний научного творчества в соответствии с тре- бованиями, предъявляемыми ВАК.
Задачи дисциплины:
1. Раскрыть общую методологию научного творчества;
2. Представить методику написания диссертационного исследования;
3. Усвоение правил оформления рукописи кандидатской диссертации;
4. Рассмотрение основных понятий научно-исследовательской работы;
5. Анализ основных методов научного исследования.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина Б 1.В.ДВ.1 «Методика и методология написания диссертационного исследования»
относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)». Дисциплина построена на взаи- мосвязи теоретических (методических, практических) разделов таких образовательных дисциплин как: Б 1. Б.1. «История и философия науки», б 1. Б.2 «Иностранный язык», а также специальных дисциплин отраслей наук и научной специальности, в том числе дисциплин по выбору аспиранта.
При освоении дисциплины предъявляются следующие требования к обучающимся:
• Знать основные научные методы исследования.
• Уметь формулировать научную гипотезу и новизну исследования.
• Понимать и использовать наиболее употребляемые в современной научной практике термины и понятия.
• Владеть научно-справочным аппаратом и оформлять его в соответствии с ГОСТом.
• При необходимости уметь прокомментировать апробацию своего исследования, используя зна- ния, полученные в процессе изучения других дисциплин.
• Уметь писать автореферат диссертации в соответствии с требованиями ВАК.
Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для выполнения научно-исследо- вательской работы (блок 3) и итоговой аттестации (блок 4).
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
универсальных компетенций:
• способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генери- рованию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
• способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе меж- дисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
• готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК- 2).
Аспирант в ходе изучения дисциплины «Методика и методология написания диссертационного исследования» должен
Знать:
• Основные методы и методики научного исследования;
• Цели и задачи научного творчества;
• Структуру диссертационного исследования.
Уметь:
5


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
6
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
• Самостоятельно и оригинально мыслить;
• Адаптироваться;
• Контролировать свою деятельность;
• Обучаться самостоятельно;
• Критически мыслить;
• Использовать новые идеи и инновации для достижения цели.
Владеть:
• Поиском и использованием обратной связи;
• Самоконтролем;
• Знанием о том, как использовать инновации;
• Настойчивостью;
• Доверием.
Иметь представление:
• О тенденциях к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
• О готовности и способности обучаться самостоятельно;
• О готовности решать сложные вопросы;
• О готовности использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
• О готовности полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск.
Иметь опыт:
• Отношения к правилам как указателям желательных способов поведения;
• Принимать самостоятельные решения;
• Внимания к проблемам, связанным с достижением поставленных целей.
4. Структура и содержание дисциплины «Общая методология научных исследований»
Очное отделение
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Из них аудиторная нагрузка – 46 часов, в том числе лекции – 10 (из них – 6 интерактивных, 4 – электронных), практи- ческие и семинарские занятия – 36 (из них – 8 интерактивных, 27 – электронных), самостоятельная работа – 98 часов. Форма контроля – зачет.
6

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
7
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
7

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
8
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
8

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
9
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Заочное отделение
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Из них аудиторная нагрузка – 20 часов, в том числе лекции - 2 (из них – 2 интерактивных), практические и семинарские занятия – 18 (из них – 8 интерактивных, 10 – электронных), самостоятельная работа – 124 часа.
Форма контроля – зачет.
9

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
10
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
10

Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
11
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
11


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
12
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ III: Содержание учебной дисциплины
Общая методология научного творчества
Научное изучение как основная форма научной работы.
Общая схема хода научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета иссле- дования. Выбор методов (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результа- тов.Обоснование актуальности выбранной темы. Формулировка цели предпринимаемого исследова- ния,объект и предмет исследования. Описание процесса исследования.обсуждение результатов ис- следования. Выводы. Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил.
Методы научного познания. Общие и специальные. Наблюдение. Сравнение. Измерение. Абстра- гирование. Анализ и синтез. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Закон тождества.
Закон противоречия. Закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Дедукция и индукция. Аналогия. Аргументирование.
Подготовка к написанию диссертации и накопление научной информации
Выбор темы для диссертации. Приемы и методы.
Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными па Офедре диссертационными работами. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных,
пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения. Оценка состояния разработки методов исследования, принципов конструирования машин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народного хозяйства. При этом следует обращать внимание на возможность применения «чужих» методов,
используемых в смежных областях применительно к изучению «своей» области знания.
Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических пози- ций, с привлечением новых, существенных фактов, выявленных диссертантом. Выбор темы диссер- тации по принципу основательного пересмотра уже известных в науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.
Научная новизна диссертации. Оценка актуальности. Оценка практической значимости выбран- ной темы.
Формы внедрения научных результатов методического характера: предложения по совершенство- ванию систем социально-экономического, технического, политического, юридического и т.п. регули- рования. Рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными процессами и т.д. Нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендова- ны к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.
Формы внедрения результатов прикладного характера. Научное обоснование вариантов направ- лений, способов совершенствования условий и эффективности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материальных, топливно-энергетических ресурсов и других факторов социальной и экономической деятельности объединения, ведомства, организации.
Экономическое обоснование мероприятий по использованию научно-технических достижений в различных областях науки и практики. Обоснование предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций. Решение отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, выполняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ. Использование результатов исследования в разработках проектных институтов, проектно-конструкторских и других организаций.
Составление индивидуального плана обучения в аспирантуре. Логическая последовательность намеченных работ.
Замысел предполагаемого научного исследования. Составление картотеки (или списка) литера-
12


Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
13
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход турных источников по теме. Знакомство с информационными изданиями,цель выпуска которых опе- ративная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содер- жания.
Изучение литературы по выбранной теме. Этапы изучения: общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; беглый просмотр всего содержания; чтение в порядке последовательности расположения материала; выборочное чтение какой-либо части произведения; выписка представляю- щих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.
Понятие «научный факт». Свойства научного факта - новизна, точность, объективность и досто- верность.
Цитаты. Правила цитирования.
Формы регистрации фактического материала:
а) записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюде- ний, записи в полевых дневниках и записных книжках, историях болезни;
б) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефера- тов, диссертаций и др.).
Классификация.
Работа над рукописью диссертации
Композиционная структура диссертационного произведения. Титульный лист. Оглавление. Вве- дение. Главы основной части. Заключение. Библиографический список. Приложения. Вспомогатель- ные указатели.
Введение к диссертации. Актуальность. Аналитический обзор литературы. Цель и задачи иссле- дования. Объект и предмет исследования. Основные методы исследования.
Рубрикация текста диссертационной работы. Характер текста научного исследования. Повество- вательные и описательные тексты.
Методические приемы изложения научных материалов:
1) строго последовательный,
2) целостный (с последующей обработкой каждой главы),
3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Язык и стиль диссертационной работы. Формально-логический способ изложения материала.
Смысловая законченность, целостность и связность. Развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
Оформление диссертационной работы
Правила записи количественных числительных. Буквенные аббревиатуры. Способы приведения цитат. Оформление таблиц. Аналитические и неаналитические таблицы.
Приведение формул. Нумерация формул. Оформление иллюстративного материала.
Чертежи. Фотографии. Технические рисунки. Схемы. Диаграммы.
Тематический план лекций:
Очное отделение
13