Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
92
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Наблюдение - систематическое целенаправленное изучение объекта. Это наиболее элементарный метод, который является, как правило, составляющей других эмпирических методов.
Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Это процесс установления сходства или отличия предметов и явлений действительности, а также нахождение общего, прису- щего двум или нескольким объектам.
Измерение - это процедура определения числового значения определенной величины с помощью единицы измерения. Ценность этой процедуры состоит в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об объекте. При измерении необходимы такие основные элементы: объект измерения, эталоны, измерительные приборы, методы измерения.
Эксперимент - это такой метод изучения объекта, который связан с активным и целенаправ- ленным вмешательством исследователя в естественные условия существования предметов и явлений или созданием искусственных условий, необходимых для выявления его соответствующего свойства.
Опрашивание дает возможность получить как фактическую информацию, так и оценочные дан- ные, проводится в устной или письменной форме. При создании анкеты или плана интервью важ- но сформулировать вопроса так, чтобы они отвечали поставленной цели. Анкета может включать несколько блоков вопросов, связанных не только с уровнем периодичности использования тех или других средств, а и оценкой объекта исследования.
Разновидностью выборочного опрашивания есть тестирование, которое проводится с целью вы- явления существенных признаков объекта, средств его функционирования, используется в лабора- торных экспериментах, если массовое опрашивание через анкетирование невозможно. Тестирования иногда проводят дважды - на начальном этапе исследования, где оно выполняет диагностическую функцию, и при завершении исследования, где оно выполняет верификационную функцию. Тесты составляют так, чтобы однозначно обнаружить те или иные свойства опрашиваемых.
Метод экспертных оценок используется для получения сменных эмпирических данных. Про- водится опрашивание специальной группы экспертов (5-7 лиц) с целью определения переменных величин, которые необходимые для оценки исследуемого вопроса. Эксперты подбираются по при- знаку их формального профессионального статуса - должности, научной степени, стажа работы и др.
На втором этапе исследования, методы, которые используют, имеют другое целевое назначение - обработку полученных данных, установление зависимости количественных и качественных показа- телей анализа, интерпретацию их содержания. Выбор и последовательность методов определяются последовательностью обработки данных.
На данном этапе широко используются методы статистического анализа: корреляционный, фак- торный анализ, метод импликационных шкал, контент-анализ и др.
Корреляционный анализ - это процедура для изучения соотношений между независимыми пере- менными. Связь между этими величинами обнаруживается во взаимной согласованности наблюда- емых изменений. Вычисляется коэффициент корреляции. Чем выше этот коэффициент корреляции между двумя переменными, тем точнее можно прогнозировать значения одной из них по значению других.
Факторный анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин по нескольким признакам. На основе парных корреляций, полученных в результате корреляционного анализа, получают набор новых, укрупненных признаков - факторов. В результате последователь- ной процедуры получают факторы второго, третьего и других уровней. Факторный анализ дает возможность подать полученные результаты в обобщенном виде.
Метод импликационных шкал - это наглядная форма измерения и оценки полученных данных,
которые ранжируются по количеству или степени интенсивности признаков. Шкалы классифициру- ются по типам или уровням измерения. Простые шкалы дают однозначную оценку того или иного признака.
Контент-анализ занимает особое место в системе методов второго этапа исследования, поскольку он помогает дать интерпретацию содержания информации через количественные показатели.
Методы теоретических эмпирических исследований.
Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими исследова- тельскими приемами и прежде всего с анализом, и синтезом.
Анализ - это метод познания, который дает возможность поделить предмет на части. Синтез,
наоборот, есть следствием соединения отдельных частей или черт предмета в единое целое.
Анализ и синтез взаимосвязанные, они представляют собой единство противоположностей. В
зависимости от уровня познания объекта и глубины проникновения в его сущность применяются анализ и синтез разного типа.
Индукция и дедукция. Дедуктивной называют такую умственную конструкцию, в которой вывод относительно какого-либо элемента множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.
92
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
93
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Под индукцией понимают переход от частного к общему, если на основании знания о части пред- метов класса делается вывод относительно класса в целом. Дедукция и индукция - взаимопротиво- положные методы познания.
К методам теоретического исследования следует отнести метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному - это общая форма движения научного познания, закон отображения действительности и мышления.
Метод идеализации - конструирование мысленно объектов, которых нет в действительности или которые практически невыполнимы. Цель идеализации: лишить реальные объекты некоторых прису- щих им свойств и наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами.
Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например языком математики.
Аксиоматический метод - метод построения научной теории, по которой некоторые утверждения принимаются без доказательств, а все другие знания выводятся из них соответственно определенным логическим правилам.
Доказательство результатов научных исследований.
Главное в научном исследовании – умение доказать свои суждения и опровергнуть доказатель- ства оппонентов. Аргументирование, построенное по законам логики, помогает ученому решить эти задачи.
Аргументирование – это логический процесс, суть которого заключается, в том чтобы доказать истинность собственных суждений (того, что хотим доказать, тезиса доказательства) с помощью других суждений (то есть аргументов, доказательств).
Аргументация достигает цели, если справедливо сформулирован предмет доказательства и пра- вильно подобраны аргументы.
Для того, чтобы аргументы были убедительными, к ним выдвигаются такие требования:
• аргументами могут служить лишь положения, истинность которых была доказана, или они вообще ни у кого не вызовут сомнения, то есть аргументы должны быть истинными;
• аргументы следует доказать независимо от тезиса, то есть придерживаться правила их авто- номного обоснования;
• аргументы не должны быть противоречивыми;
• аргументы должны быть достаточными.
25.
Методологические моменты диссертации. Общая схема выполнения научного исследования
Под методологией научного исследования понимается самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы его построения.
Диссертация считается методологически выдержанной, если в ней имеет место:
• корректная, научно обоснованная постановка проблемы исследования, которая при разработ- ке позволяет получить научные результаты, обладающие признаками новизны, полезности и достоверности;
• построение предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем (вопросов);
• разработка теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) мож- но описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, предложить рекомендации по совершенствованию (теоретический уровень диссертации);
• единство теории и практики, когда теория используется для анализа практических и экспери- ментальных данных, разработки новых рекомендаций, которые, в свою очередь, позволяют ее дополнить и развить (авангардную роль теории);
• законченность и целостность исследования, приобретающего свойства системы, в которой каж- дая отдельно взятая часть может быть объяснена с позиций целого; а целое есть функция его компонентов (частей);
• достоверность полученных научных результатов, подтвержденных теоретическими исследова- ниями (методами), экспериментами и практическими наблюдениями.
Рекомендуется следующая общая схема проведения научного исследования:
1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор метода или разработка методики проведения исследования.
5. Проведение и описание процесса исследования.
6. Анализ (обсуждение) результатов исследования.
93
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
94
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
7. Формулирование выводов (оценка) по результатам исследования.
Диссертация аспиранта (от латинского dissertatio - рассуждение, исследование) - это научно- исследовательская работа квалификационного характера, подготовленная для публичной защиты.
Успешное выполнение этой работы зависит не только от таланта исследователя, но и его умения строго следовать методологии научного исследования.
В самом широком понимании методология - это учение о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности.
Методология науки - это учение о принципах построения, формах и способах научного позна- ния.
Принцип - основное исходное положение теории, науки.
Методология научного познания - это совокупность принципов, форм, методов и способов научно-исследовательской деятельности.
Объектом исследования может быть процесс, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для исследования их природы и разрешения.
Предмет исследования - это, как правило, отношения (организационно-экономические, произ- водственные, финансовые и др.) по поводу, к примеру, повышения эффективности работы объекта исследования или возникающие в процессе оценки развития компании, как ушей аспирантки, которая рассматривает финансово-экономические отношения. Если тематика исследования посвящена про- блемам маркетинга, логистики, общего менеджмента, то это всегда организационно-экономические или управленческие отношения.
Особое значение в рамках описывающей функции имеет краткое изложение состояния в науке поставленной проблемы исследования или чем отличается авторская позиция от пред- шественников.
Основное предназначение объясняющей функции заключается в построении аргументации в защиту своей позиции на предмет исследования посредством или в форме:
6. научной полемики;
7. критического анализа сложившейся системы взглядов на исследуемую проблему;
8. авторских логических построений.
Способы научных доказательств:
1. Эмпирический анализ
2. Логическом анализ
Индуктивный метод научного доказательства (от слова наведение) предполагает анализ явлений, выявление воздействующих на него факторов и построение на этой основе умозаключения
- общего утверждения, т.е. это путь анализа от факторов к гипотезе.
Индуктивный метод используется преимущественно в России. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, выбор метода научного доказательства предопределен преобладани- ем образного мышления над логическим.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Важным является соблюдение логической последовательности излагаемого материала.
Наиболее успешно эта проблема разрешается при разработке концепции исследования, которую удобнее представить в форме блок-схемы всего исследования на нескольких страницах, что является лучшим на сегодня раздаточным материалом на защите.
Из концепции исследования формируется развернутый план (содержание) исследо- вания.
Обобщающая функция науки заключается в умении обобщить либо накопленный опыт по про- блеме исследования, либо результаты исследований предшественников. Из этого обычно рождаются самые первые в работе начинающего исследователя научные результаты, которые могут быть при- знаны новыми. В российской научной традиции такие результаты называют новизной исследования.
Независимо от степени всегда признается как научная новизна:
5. новые способы применения уже известного знания
6. авторская методика самого исследования
Общий же порядок формулирования научной новизны в любых диссертациях та- ков: сначала определяются результаты исследования, выносимые на публичную защиту выдвинутой гипотезы, а затем обосновывается их научная значимость или научная но- визна.
Выводы по результатам исследования можно делать в конце каждой главы, но они необходимы в специальном разделе исследования - ЗАКЛЮЧЕНИИ.
Ценность научного исследования существенно повышается, если на завершающей стадии иссле- дования автор формулирует проблемы, не решенные наукой в данной области исследования.
Научное исследование считается завершенным, если сформулированные исходные научные пред- положения или гипотезы доказаны, а полученные в результате теоретические выводы верифици- рованы. Чаще всего верификация осуществляется апробацией на практике, что подтверждается справками о внедрении результатов исследования.
94
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
95
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ XII: Словарь терминов
АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное отвлечение от каких-то черт и свойств конкретного, выде- ление в изучаемом объекте отдельных, особо интересующих исследователя черт
АКСИОЛОГИЯ – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ построения научной теории, при котором в основу кладутся некоторые исходные постулаты (аксиомы).
АНАЛИЗ – логический прием мысленного расчленения явления или процесса (предмета) на части
(признаки, отношения, свойства).
АНАЛОГИЯ – сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.
АНТИСЦИЕНТИЗМ — оппозиция сциентизму в мировоззренческой оценке познавательных воз- можностей науки и ее роли в жизни общества.
АНТРОПОЛОГИЯ - учение о сущности человека, который является исходной точкой и объектом рассмотрения.
БИФУРКАЦИЯ – точки ответвления процесса, порождающие новую линию эволюции.
ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – общенаучный метод познания,
позволяющий перейти от ограниченного знания, полученного посредством восхождения от конкрет- ного к абстрактному, к более полному, конкретному теоретическому знанию.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ задания содержания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вывода, а с помощью изучения его происхождения
(опираясь на изучение причин, приведших к его возникновению, механизм становления).
ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство и теория истолкования текстов исходя из содержания а не из их объяснение через контекст.
ГИПОТЕЗА – система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта. Связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным.
ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - способ научного познания наблюдаемых явлений,
состоящий в выдвижении (конструировании) таких объясняющих их гипотез, из которых описываю- щие эти явления высказывания следовали бы чисто логически (дедуктивно) в качестве их следствий.
ГНОСЕОЛОГИЯ — общая теория познания, один из важнейших разделов философии.
ДЕДУКЦИЯ – один из основных способов рассуждения, умозаключения и методов исследования.
В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще, в наиболее употребительном смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики, носящее достоверный характер.
ДИАХРОННЫЙ МЕТОД – способ научного исследования, построение во времени разнообразных по природе процессов.
ДИСКУС (рассуждение, довод) – понятие современной лингвистики. Семиотики и философии,
получившее широкое распространение в англо- и франкоязычных странах. Дискурс – это речь, на- деленная социокультурным измерением, или язык, преобразованный говорящим субъектом и вклю- ченный в конкретный социокультурный контекст.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – общенаучный метод познания, при помощи которого свойства и признаки объекта исследования доводятся до крайнего предела; применяется с целью более полного и глубо- кого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений.
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод, состоящий в описании индивидуальных особенностей исторических фактов на основе «отнесения к ценности» (т.е. действительно «существенным» собы- тиям и явлениям).
ИДЕОЛОГИЯ – система идей, выражающая мировоззрение, интересы, идеалы того или иного класса. Общества или социального движения.
ИНДУКЦИЯ – один из типов умозаключения и метод исследования. В качестве метода иссле- дования индукция понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – толкование, попытка сделать непонятное понятным.
ИСТОРИЗМ – принцип подхода к действительности как изменяющейся и развивающейся во времени.
95
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
96
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния.
ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД – метод сопоставления исторических объектов в про- странстве и времени и выявление сходства и различия между ними.
ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД – средство выявления общих черт в пространствен- ных группах исторических событий и явлений или выделения однородных стадий в их непрерывно- временном развитии.
ИСТОРИОСОФИЯ – философия истории, осмысление истории, теоретическое знание об истории.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАКОН – объективно существующая и повторяющаяся связь этапов истори- ческого процесса, обобщающая эмпирические данные и носящая в реализации вероятностный харак- тер.
КЛАССИФИКАЦИЯ — способ упорядочения, структуризации некоторого множества объектов,
рассечения его на определенные подмножества путем артикуляции, выделения некоторого признака объектов исходного множества как основания их структуризации по данному признаку.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – метод, основанный на сведении текста источника к ограниченному набору определенных элементов, которые легко подвергнуть количественной обработке.
КРИТЕРИЙ НАУЧНОСТИ - множество специфических характеристик знания, являющихся в своей совокупности демаркатором научного знания от ненаучного. Как правило, к ним относят:
дискурсность, предметность, определенность смысла и значений понятий, доказательность утвер- ждений, проверяемость, системность, объективность.
МЕТОД – как средство познания – способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получе- ния новых знаний.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР - множество внутренне взаимосвязанных между собой ме- тодов научного познания, образующих некоторую целостную систему средств, наиболее адекватно приспособленную к когнитивному обслуживанию некоторого специфического типа содержания (ре- альности). Так для описания эмпирической реальности используется методологический кластер, со- стоящий из методов систематического наблюдения, эксперимента, индукции, моделирования. Совсем другой методологический кластер используется на теоретическом уровне познания: идеализация,
конструирование, дедукция, математическое моделирование, формализация. Внутри конкретного кластера один метод релевантен другому и органически дополняет его для решения общей задачи.
МЕТОДОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) – система принципов и способов организации и постро- ения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности,
раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как пра- вило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частно-научные методы) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и мета- теоретическое методы). К числу общенаучных методов относятся научное наблюдение, эксперимент,
научное описание, обобщение, классификация, объяснение, предсказание, понимание, идеализация,
теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др. Частно-научные методы делятся в свою очередь по двум основаниям: принадлежности к тому или иному классу наук
(логико-математическое, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические)
и принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы,
физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т. д.). Классифи- кация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса:
1) методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индук- ция, материальное моделирование, экстраполяция и др.); 2) методы теоретического познания (идеа- лизация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания,
доказательство, интерпретация и др.); 3) методы метатеоретического познания (анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.).
МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод исследования объектов познания на их моделях, воспроизводящих или отражающих эти объекты; в основе метода лежит теория подобия.
НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленный сбор эмпирической информации о предмете познания, ос- нованный на когнитивном и практическом интересах субъекта и активизации чувственного (сенсор- ного) аппарата сознания.
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА — непротиворечивое эмпирическое или теоретическое утверждение, ре- шение об истинности которого научным сообществом еще не принято.
НАУЧНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - совокупность логических и методологических приемов, ис- пользуемых в науке для принятия определенного решения об истинности (или ложности) теории,
закона, отдельного эмпирического высказывания.
96