Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
87
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
РАЗДЕЛ XI: Методические рекомендации
23.
Методические рекомендации по изучению курса
Практика работы с аспирантами показывает, что многие аспиранты не владеют в достаточной мере системой методологических и методических знаний, необходимых для самостоятельного на- писания диссертационного сочинения. С этой точки зрения, цель данной дисциплины - дать соискателю широкую панораму методологических подходов к научному диссертационному исследо- ванию, а также выработать навыки подготовки квалификационной научной работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВАК.
Задачи дисциплины:
1. Раскрыть общую методологию научного творчества.
2. Представить методику написания диссертационного исследования.
3. Усвоение правил оформления рукописи кандидатской диссертации.
4. Рассмотрение основных понятий научно-исследовательской работы.
5. Анализ основных методов научного исследования.
Перед соискателем встает целый ряд трудностей. Первая трудность в том, что в нем требуется изложить научную гипотезу, которая выражается в цели и задачах исследования, либо может их просто заменить. Вторая трудность заключается в доказательстве того, что выдвинутая гипотеза новая. Единственным способом доказательства новизны гипотезы является обоснование нерешенных проблем в области выбранной темы исследования. Ясно, чтобы определить область нерешенных вопросов, надо много читать. При небольшом опыте научных исследований выйти из положения можно двумя путями:
1. либо читать самые свежие книги по теме исследования, а лучше диссертации (авторефера- ты диссертаций), где обобщаются взгляды предшественников и формулируются нерешенные вопросы;
2. либо положиться на помощь научного руководителя.
Задача диссертанта заключается в построении аргументации в защиту своей позиции на пред- мет исследования посредством или в форме: научной полемики; критического анализа сложившейся системы взглядов на исследуемую проблему; авторских логических построений.
Из концепции исследования формируется развернутый план (содержание) исследования.
Обобщающая функция науки заключается в умении обобщить либо накопленный опыт по про- блеме исследования, либо результаты исследований предшественников. Из этого обычно рождаются самые первые в работе начинающего исследователя научные результаты, которые могут быть при- знаны новыми. В российской научной традиции такие результаты называют новизной исследования.
Независимо от степени всегда признается как научная новизна:
1. новые способы применения уже известного знания;
2. авторская методика самого исследования.
Общий же порядок формулирования научной новизны в любых диссертациях таков: сначала определяются результаты исследования, выносимые на публичную защиту выдвинутой гипотезы, а затем обосновывается их научная значимость или научная новизна.на четко сформулированные тер- мины и понятия с целью избегания путаницы в суждениях. Только после этого можно рассчитывать на единую точку зрения с читателями. При этом сами суждения надо вести на когерентном языке.
Выводы по результатам исследования можно делать в конце каждой главы, но они необходимы в специальном разделе исследования - заключении.
Ценность научного исследования существенно повышается, если на завершающей стадии иссле- дования автор формулирует проблемы, не решенные наукой в данной области исследования.
Научное исследование считается завершенным, если сформулированные исходные научные пред- положения или гипотезы доказаны, а полученные в результате теоретические выводы верифици- рованы. Чаще всего верификация осуществляется апробацией на практике, что подтверждается справками о внедрении результатов исследования.
В связи с задачами курса его программа включает следующие разделы: содержание учебной дисциплины, распределение нагрузки по курсам, основные термины и понятия, литературу.
Методологические моменты диссертации. Общая схема выполнения научного иссле- дования
87
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
88
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Под методологией научного исследования понимается самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы его построения.
Диссертация считается методологически выдержанной, если в ней имеет место:
• корректная, научно обоснованная постановка проблемы исследования, которая при разработ- ке позволяет получить научные результаты, обладающие признаками новизны, полезности и достоверности;
• построение предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем (вопросов);
• разработка теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) мож- но описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, предложить рекомендации по совершенствованию (теоретический уровень диссертации);
• единство теории и практики, когда теория используется для анализа практических и экспери- ментальных данных, разработки новых рекомендаций, которые, в свою очередь, позволяют ее дополнить и развить (авангардную роль теории);
• законченность и целостность исследования, приобретающего свойства системы, в которой каж- дая отдельно взятая часть может быть объяснена с позиций целого; а целое есть функция его компонентов (частей);
• достоверность полученных научных результатов, подтвержденных теоретическими исследова- ниями (методами), экспериментами и практическими наблюдениями.
Рекомендуется следующая общая схема проведения научного исследования:
1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
3. Определение объекта и предмета исследования.
4. Выбор метода или разработка методики проведения исследования.
5. Проведение и описание процесса исследования.
6. Анализ (обсуждение) результатов исследования.
7. Формулирование выводов (оценка) по результатам исследования.
Диссертация аспиранта (от латинского dissertatio - рассуждение, исследование) - это научно- исследовательская работа квалификационного характера, подготовленная для публичной защиты.
Успешное выполнение этой работы зависит не только от таланта исследователя, но и его умения строго следовать методологии научного исследования.
В самом широком понимании методология - это учение о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности.
Методология науки - это учение о принципах построения, формах и способах научного позна- ния.
Принцип - основное исходное положение теории, науки.
Методология научного познания - это совокупность принципов, форм, методов и способов научно-исследовательской деятельности.
Объектом исследования может быть процесс, явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для исследования их природы и разрешения.
Предмет исследования - это, как правило, отношения (организационно-экономические, произ- водственные, финансовые и др.) по поводу, к примеру, повышения эффективности работы объекта исследования или возникающие в процессе оценки развития компании, как ушей аспирантки, которая рассматривает финансово-экономические отношения. Если тематика исследования посвящена про- блемам маркетинга, логистики, общего менеджмента, то это всегда организационно-экономические или управленческие отношения.
Особое значение в рамках описывающей функции имеет краткое изложение состояния в науке поставленной проблемы исследования или чем отличается авторская позиция от пред- шественников.
Основное предназначение объясняющей функции заключается в построении аргументации в защиту своей позиции на предмет исследования посредством или в форме:
3. научной полемики;
4. критического анализа сложившейся системы взглядов на исследуемую проблему;
5. авторских логических построений.
Способы научных доказательств:
1. Эмпирический анализ
2. Логическом анализ
Индуктивный метод научного доказательства (от слова наведение) предполагает анализ явлений, выявление воздействующих на него факторов и построение на этой основе умозаключения
- общего утверждения, т.е. это путь анализа от факторов к гипотезе.
Индуктивный метод используется преимущественно в России. Это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, выбор метода научного доказательства предопределен преобладани-
88
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
89
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход ем образного мышления над логическим.
Важным является соблюдение логической последовательности излагаемого материала.
Наиболее успешно эта проблема разрешается при разработке концепции исследования, которую удобнее представить в форме блок-схемы всего исследования на нескольких страницах, что является лучшим на сегодня раздаточным материалом на защите.
Из концепции исследования формируется развернутый план (содержание) исследо- вания.
Обобщающая функция науки заключается в умении обобщить либо накопленный опыт по про- блеме исследования, либо результаты исследований предшественников. Из этого обычно рождаются самые первые в работе начинающего исследователя научные результаты, которые могут быть при- знаны новыми. В российской научной традиции такие результаты называют новизной исследования.
Независимо от степени всегда признается как научная новизна:
3. новые способы применения уже известного знания
4. авторская методика самого исследования
Общий же порядок формулирования научной новизны в любых диссертациях та- ков: сначала определяются результаты исследования, выносимые на публичную защиту выдвинутой гипотезы, а затем обосновывается их научная значимость или научная но- визна.
Выводы по результатам исследования можно делать в конце каждой главы, но они необходимы в специальном разделе исследования - ЗАКЛЮЧЕНИИ.
Ценность научного исследования существенно повышается, если на завершающей стадии иссле- дования автор формулирует проблемы, не решенные наукой в данной области исследования.
Научное исследование считается завершенным, если сформулированные исходные научные пред- положения или гипотезы доказаны, а полученные в результате теоретические выводы верифици- рованы. Чаще всего верификация осуществляется апробацией на практике, что подтверждается справками о внедрении результатов исследования.
24.
Основные системные признаки научного исследования
В развитии современного общества важную роль играет научная информация, полученная в результате научного познания. Ее получение, распространение и использование имеют существенное значение для развития науки. Научная информация распространяется во времени и пространстве определенными каналами, средствами, методами. Особое место в этой системе принадлежит научной коммуникации.
Научная коммуникация (НК) - обмен научной информацией (идеями, знаниями, сообщения- ми) между учеными и специалистами. В процессе НК выделяют пять основных элементов:
1. коммуникант - отправитель сообщения (лицо, которое генерирует идею или собирает, обраба- тывает научную информацию и передает ее).
2. коммуникат - сообщение (фиксированная или нефиксированная научная информация, зако- дированная определенным образом с помощью символов, знаков, кодов).
3. канал (способ передачи научной информации).
4. реципиент - получатель сообщения (лицо, которому предназначена информация и которое определенным образом интерпретирует ее, реагирует на нее).
5. обратная связь - реакция реципиента на полученное научное сообщение.
Подходы к классификации научной коммуникации. Ее разделяют на прямую (непосредственное общение специалистов, занятых в научно-исследовательском процессе); опосредованную (коммуника- ция между учеными через их научные публикации); вертикальную (между научным руководителем и диссертантом); горизонтальную (связывает соискателя с представителями научной школы) и др.
Однако наиболее распространенным является деление научных коммуникаций на формальные и неформальные, документальные и недокументальные, между которыми установлена тесная взаимо- связь.
Формальная НК - обмен научной информацией через специально созданные структуры для гене- рации, обработка и распространение научного знания.
Неформальная НК - это коммуникация, которая устанавливается между коммуникантом (отпра- вителем) и реципиентом (получателем) путем личных контактов, встреч, бесед, телефонных разго- воров, переписки и т.п.
Документальная НК - коммуникация, опосредствованная научным документом, построенная на обмене документированной информацией (идеями, сообщениями, знаниями).
Научный документ - это публикация результатов теоретических или экспериментальных иссле- дований, а также подготовка научными работниками к публикации исторических документов и лите- ратурных текстов. Он содержит зафиксированную на материальном носителе научную информацию для передачи ее в пространстве и времени.
89
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
90
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Недокументальная (устная) НК - передача научной информации в незакрепленной на матери- альном носителе форме. Это - телефонные разговоры, публичные выступления, совещания, конфе- ренции, симпозиумы, непосредственное общение, беседы и т.п.
Сущность и назначение функционирования научных школ.
Научная школа (НШ) - неформальный творческий коллектив исследователей разных поколе- ний, объединенных общей программой и стилем исследовательской работы, которые действуют под руководством признанного лидера.
В деятельности научной школы реализуются такие функции:
• производство научных знаний (исследование и обучение);
• распространение научных знаний (коммуникация);
• подготовка одаренных воспитанников (воспроизведение).
Научной школе присущи совокупность признаков, которые дают возможность идентифицировать такое творческое объединение исследователей.
Главным признаком НШ является эффективное усвоение и исследование ее членами актуальных проблем из выдвинутых руководителем научных направлений.
Понятие и основные функции методологии научного исследования.
Методология - учение о правилах мышления при создании теории науки.
В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о научном методе познания или как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и осу- ществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов исследования. Методи- ку понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактическим материалом.
Функции методологии:
• определяет способы получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;
• направляет, предусматривает особый путь, на котором достигается определенная научно-иссле- довательская цель;
• обеспечивает всесторонность получения информации относительно процесса или явления, ко- торое изучается;
• помогает введению новой информации в фонд теории науки;
• обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке;
• создает систему научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико- аналитический инструмент научного познания.
Таким образом, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследователь- ских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизиро- ванной информации о процессах и явлениях.
Под методологической основой исследования следует понимать основное, исходное положение,
на котором базируется научное исследование. Методологические основы данной науки всегда суще- ствуют вне этой науки, за ее пределами и не выводятся из самого исследования.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Философская, или фундаментальная, методология является высшим уровнем методологии на- уки, который определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов,
сфер деятельности.
Общенаучная методология.
Общенаучная методология используется во всех или в подавляющем большинстве наук, посколь- ку любое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, яв- ляется причиной критического просмотра принятого до сих пор понятийного аппарата, факторов,
предпосылок и подходов к интерпретации материала, который изучается.
Любое теоретическое исследование требует описания, анализа и уточнения понятийного аппара- та конкретной области науки, то есть терминов и понятий, которые их обозначают.
К общенаучной методологии следует отнести системный подход, применения которого требует каждый объект научного исследования. Сущность его состоит в комплексном исследовании больших и сложных объектов (систем), исследовании их как единого целого с согласованным функциониро- ванием всех элементов и частей.
Системный принцип дает возможность определить стратегию научного исследования. В его гра- ницах различают структурно-функциональный, системно-действенный, системно-генетический и дру- гие подходы.
Сущность структурно-функционального подхода состоит в выделении в системных объектах структурных элементов (компонентов, подсистем) и определении их роли (функций) в системе. Эле- менты и связи между ними создают структуру системы. Каждый элемент выполняет свои специфи- ческие функции, которые "работают"на общесистемные функции. Структура характеризует систему в статике, функции - в динамике. Между ними есть определенная зависимость.
90
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
91
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Общенаучной методологией изучения объекта исследования является системно-действенный под- ход, который значительно распространен в современных научных разработках. Этот подход указыва- ет на определенный компонентный состав человеческой деятельности. Среди важнейших его компо- нентов: потребность - субъект – объект- процессы - условия - результат. Это создает возможность комплексно исследовать любую сферу человеческой деятельности.
Содержание системно-генетического подхода состоит в раскрытии условий зарождения, разви- тия и преобразования системы.
Познавательный, или когнитивный, принцип связан с общефилософской теорией познания и является методологической базой для многих наук; в особенности эффективный в изучении дина- мики науки и ее соотношение с обществом, в обосновании ведущего значения знания в поведении индивида.
Для изучения внутренних и внешних связей объекта исследования существенное значение имеет моделирование. С его помощью изучаются те процессы и явления, которые не поддаются непосред- ственному изучению. Под моделью понимают мысленную или материальную систему, которая, отоб- ражая или воссоздавая объект исследования, может заменить его так, что его изучение дает новую информацию об этом объекте.
Конкретнонаучная методология
Конкретнонаучная (или частнонаучная) методология -это совокупность идей или специфиче- ских методов определенной науки, которые являются базой для решения конкретной исследователь- ской проблемы; это научные концепции, на которые опирается данный исследователь.
Уровень конкретнонаучной методологии требует обращения к общепризнанным концепциям ве- дущих ученых в определенной области науки, а также тех исследователей, достижение которых считаются общепризнанными.
Поиски методологических основ исследования осуществляются по таким направлениями:
• изучение научных работ известных ученых, которые применяли общенаучную методологию для изучения конкретной области науки;
• анализ научных работ ведущих ученых, которые одновременно с общими проблемами своей области исследовали вопросы данной области;
• обобщение идей научных работников, которые непосредственно изучали данную проблему;
• проведение исследований специфических подходов для решения этой проблемы профессионалами- практиками, которые не только разработали, а и реализовали на практике свои идеи;
• анализ концепций в данной сфере научной и практической деятельности украинских ученых и практиков;
• изучение научных работ зарубежных ученых и практиков.
Понятие метода и методики исследования. Классификация методов.
Стратегические методологические положения и принципы находят свое тактическое воплощение в исследовательских приемах.
Метод – это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Это также совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности,
подчиненных решению конкретной задачи. Разность между методом и теорией имеет функциональ- ный характер: формируясь как теоретический результат предшествующего исследования, метод вы- ступает как исходный пункт и условие будущих исследований.
В наиболее общем понимании метод - это путь, способ достижения поставленной цели и задач исследования. Он отвечает на вопрос: как познавать.
Методика - совокупность методов, приемов проведения любой работы. Методика исследования - это система правил использования методов, приемов и операций.
Характеристика общих методов научного познания.
Методы научного познания разделяют на общие и специальные.
Большинство социальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Они имеют специфический характер и изуча- ются, разрабатываются и усовершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, поскольку определяются характером исследуемого объекта.
Общие методы научного познания, в отличии от специальных, используются в исследовательском процессе в разнообразных науках.
Общие методы научного познания условно разделяют на три большие группы:
• методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
• методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях иссле- дования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
• методы или методология, которая используются на теоретическом уровне исследования (вос- хождение от абстрактного к конкретному, системный, структурно-действенный подход).
Методы эмпирического исследования будут представлены в соответствующем разделе.
91