Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов ЙошкарОла, 2015 г. Домашняя страница Титульная страница Содержание jj ii j i страница 1 из.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
14
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Заочное отделение
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Общая методология научного творчества
Научное изучение как основная форма научной работы.
Общая схема хода научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета иссле- дования. Выбор методов (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результа- тов.Обоснование актуальности выбранной темы. Формулировка цели предпринимаемого исследова- ния,объект и предмет исследования. Описание процесса исследования.обсуждение результатов ис- следования. Выводы. Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил.
Методы научного познания. Общие и специальные. Наблюдение. Сравнение. Измерение. Абстра- гирование. Анализ и синтез. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Закон тождества.
Закон противоречия. Закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Дедукция и индукция. Аналогия. Аргументирование.
Тема 2. Подготовка к написанию диссертации и накопление научной информации
Выбор темы для диссертации. Приемы и методы.
Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными па Офедре диссертационными работами. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных,
14
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
15
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход пограничных областях науки и техники, имея в виду, что на стыке наук возможно найти новые и порой неожиданные решения. Оценка состояния разработки методов исследования, принципов конструирования машин и технологических приемов применительно к конкретной отрасли народного хозяйства. При этом следует обращать внимание на возможность применения «чужих» методов,
используемых в смежных областях применительно к изучению «своей» области знания.
Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, с новых теоретических пози- ций, с привлечением новых, существенных фактов, выявленных диссертантом. Выбор темы диссер- тации по принципу основательного пересмотра уже известных в науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне широко применяется в практике научной работы.
Научная новизна диссертации. Оценка актуальности. Оценка практической значимости выбран- ной темы.
Формы внедрения научных результатов методического характера: предложения по совершенство- ванию систем социально-экономического, технического, политического, юридического и т.п. регули- рования. Рекомендации по совершенствованию экономического механизма, управления социальными процессами и т.д. Нормативные и методические документы, которые утверждены или рекомендова- ны к использованию министерствами, государственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.
Формы внедрения результатов прикладного характера. Научное обоснование вариантов направ- лений, способов совершенствования условий и эффективности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материальных, топливно-энергетических ресурсов и других факторов социальной и экономической деятельности объединения, ведомства, организации.
Экономическое обоснование мероприятий по использованию научно-технических достижений в различных областях науки и практики. Обоснование предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций. Решение отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, выполняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ. Использование результатов исследования в разработках проектных институтов, проектно-конструкторских и других организаций.
Составление индивидуального плана обучения в аспирантуре. Логическая последовательность намеченных работ.
Замысел предполагаемого научного исследования. Составление картотеки (или списка) литера- турных источников по теме. Знакомство с информационными изданиями, цель выпуска которых оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания.
Изучение литературы по выбранной теме. Этапы изучения: общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; беглый просмотр всего содержания; чтение в порядке последовательности расположения материала; выборочное чтение какой-либо части произведения; выписка представляю- щих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей диссертационной работы.
Понятие «научный факт». Свойства научного факта - новизна, точность, объективность и досто- верность.
Цитаты. Правила цитирования.
Формы регистрации фактического материала:
а) записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюде- ний, записи в полевых дневниках и записных книжках, историях болезни;
б) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефера- тов, диссертаций и др.).
Классификация.
Тема 3. Работа над рукописью диссертации
Композиционная структура диссертационного произведения. Титульный лист. Оглавление. Вве- дение. Главы основной части. Заключение. Библиографический список. Приложения. Вспомогатель- ные указатели.
Введение к диссертации. Актуальность. Аналитический обзор литературы. Цель и задачи иссле- дования. Объект и предмет исследования. Основные методы исследования.
Рубрикация текста диссертационной работы. Характер текста научного исследования. Повество- вательные и описательные тексты.
Методические приемы изложения научных материалов:
1) строго последовательный,
2) целостный (с последующей обработкой каждой главы),
3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).
Язык и стиль диссертационной работы. Формально-логический способ изложения материала.
15
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
16
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Смысловая законченность, целостность и связность. Развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
Тема 4. Оформление диссертационной работы
Правила записи количественных числительных. Буквенные аббревиатуры. Способы приведения цитат. Оформление таблиц. Аналитические и неаналитические таблицы.
Приведение формул. Нумерация формул. Оформление иллюстративного материала.
Чертежи. Фотографии. Технические рисунки. Схемы. Диаграммы.
Тематический план практических занятий:
Очное отделение
16
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
17
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Заочное отделение
17
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
18
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
18
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
19
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
Содержание учебной дисциплины
1. Обоснование актуальности диссертации
Методические рекомендации
Одним из основных требований ВАК является актуальность темы диссертационного исследова- ния. Согласно Положению ВАК о порядке присуждения ученых степеней «Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содер- жится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, име- ющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны».
Таким образом, если решаемая в диссертации задача востребована наукой или народным хозяй- ством в данный момент и в данной ситуации, то диссертация считается выполненной на актуальную тему.
Актуальность темы диссертации приводится во введении к диссертации и занимает 1-2 страницы текста. Если соискатель чисто формально констатирует актуальность темы исследования, то этого недостаточно для обоснования темы исследований. Соискатель степени кандидата наук, базируясь на выполненном анализе ситуации в области исследования, должен объяснить, почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.
Актуальность темы исследований обычно обосновывается по двум направлениям. Так, анализ ситуации в области исследования на базе литературных источников и научно-исследовательских работ позволяет сделать заключение о недостаточной изученности ряда вопросов, а своевременное выполнение исследований позволит ликвидировать эти пробелы. Или, выполненные соискателем научные исследования позволят решить востребованную практическую задачу на базе полученных в диссертации новых данных.
Исходя из требований ВАК и учитывая высокий уровень исследований выполняемых во всех об- ластях наук, а также количество защищаемых диссертаций, обоснование актуальности темы диссер- тационного исследования имеет определяющее значение при рассмотрении диссертации на предза- щите и защите, так как в соответствии с Положением ВАК о порядке присуждения ученых степеней рецензенты и официальный оппонент на основе изучения диссертации и опубликованных работ по
19
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
20
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход теме диссертации представляет в диссертационный совет письменный отзыв, в котором обязательно оценивается актуальность темы диссертации.
2. Научная новизна диссертации
Методические рекомендации
В соответствии с требованиями ВАК «Диссертация должна . . . содержать совокупность новых результатов и положений. . . ».
То есть, если соискатель может с полным на то основанием использовать в характеристике своей работы (отдельных ее положений) понятие «впервые», то это характеризует наличие научной новиз- ны в диссертационной работе. Причем, соискатель должен подтвердить, что до его публикаций по теме исследований в печати отсутствовали подобные исследования или результаты.
Необходимо учитывать, что диссертация не должна быть во всем абсолютно новой. В соответ- ствии с требованиями ВАК для кандидатской диссертации вполне достаточно наличие в работе эле- ментов новизны. Такими элементами могут быть и новое понятие, примененное соискателем в работе,
новый самостоятельно выполненный эксперимент и т.д. Основное в научной новизне диссертации,
не только, что этого ранее негде не было, но и востребованность новых элементов наукой.
В тоже время, недостаточно в диссертации просто заявить, что сделано что-то новое. Для при- знания научной новизны необходимо тщательно ее обосновать, доказать ее правомерность.
Обычно научная новизна работы доказывается тщательным анализом литературных источников,
научно-исследовательских работ, защищенных диссертаций, публикаций по теме диссертационного исследования.
Научная новизна кандидатской диссертации считается доказанной, если в диссертационной ра- боте:
1. обоснованы новые решения поставленных задач;
2. разработаны новые принципы решения задач, исследованы новые явления;
3. представлены новые методики.
При представлении научной новизны в диссертационном исследовании обязательно должно быть дано и ее отличие от существующих работ. При этом в понятие «научная новизна» включаются выра- жения: «в отличие от существующих методов. . . »; «новая методика, позволяющая эффективно. . . »
и т.д.
При написании диссертации необходимо уделять самое пристальное внимание формулированию научной новизны исследования, так как именно за научную новизну и присуждается степень канди- дата наук.
Научную новизну диссертации в процессе предзащиты и защиты диссертации в соответствии с требованиями ВАК подтверждают не только рецензенты и оппоненты, но и ведущие научные организации страны, в которые рассылается автореферат диссертации.
3. Объект и предмет исследования
Методические рекомендации
При рассмотрении диссертационной работы на предмет ее защиты в конкретном диссертационном совете анализируется соответствие содержания работы паспорту научной специальности. Основное внимание при этом обращается на объект и предмет диссертационного исследования.
В рамках диссертационного исследования автор должен выбрать конкретный объект исследо- вания и сформулировать предмет исследования.
Любая диссертационная работа направлена на решение некоторых проблем в определенной обла- сти науки. Тема диссертационной работы определяет ту часть области науки, в которой и существует решаемая автором проблема.
Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. В паспортах научных специальностей ВАК содержатся в общем виде описание объектов исследования для каждой научной специальности.
Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понима- ются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.
В каждом объекте исследования может быть несколько предметов исследования и концентрация исследователя на одном из них означает, что другие предметы исследования остаются в стороне от интересов исследователя.
При написании диссертации необходимо уделять самое пристальное внимание формулированию и осознанию объекта диссертации (объекта исследования) и предмета диссертации (предмета иссле- дования).
20
Домашняя страница
Титульная страница
Содержание
JJ
II
J
I
Страница
21
из
100
Назад
На весь экран
Закрыть
Выход
4. Заполнения индивидуального плана
Методические рекомендации
За время обучения в аспирантуре аспирант должен сдать экзамены кандидатского минимума,
подготовить диссертацию, опубликовать результаты своих научных исследований, пройти предза- щиту, принять участие в научной и педагогической работе кафедры и защитить диссертацию.
Также в период обучения аспирант каждый год аттестуется на кафедре по результатам выпол- ненного за год объема работ. Основной формой отчетности аспиранта является соответствие выпол- ненного объема работ по индивидуальному плану.
Индивидуальный план составляется аспирантом совместно с руководителем в течение одного- двух месяцев после зачисления в аспирантуру в двух экземплярах. Индивидуальный план сдается в отдел аспирантуры и утверждается на ученом совете ВУЗа.
Индивидуальный план содержит все основные этапы обучения аспиранта и его работы над дис- сертационным исследованием, которые и отражаются в индивидуальном плане аспиранта.
Индивидуальный план аспиранта составляется по годам обучения в аспирантуре. В данных ре- комендациях приводится индивидуальный план для аспиранта очной формы обучения. Индивиду- альный план аспиранта заочной формы обучения более растянут во времени и не включает участие аспиранта в учебной работе кафедры.
За первый год обучения в соответствии с индивидуальным планом аспирант должен:
1. Обосновать и утвердить тему диссертации;
2. Составить и утвердить общий учебный план;
3. Составить и согласовать с руководителем план диссертации;
4. Выполнить обзор литературных источников по теме диссертации;
5. Провести необходимые экспериментальные исследования;
6. Подготовить первую главу диссертационной работы;
7. Пройти обучение по обязательным и дополнительным дисциплинам;
8. Сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки и иностранному языку;
9. Принять участие в педагогической работе кафедры (проведение семинаров, лекций, лаборатор- ных занятий);
10. Подготовить и опубликовать одну-две научные статьи по теме диссертации;
11. Принять участие в научных конференциях с докладами по теме диссертации;
12. Пройти промежуточную аттестацию;
13. Аттестоваться на кафедре по итогам первого года обучения.
За второй год обучения аспирант должен:
1. Cдать экзамен кандидатского минимума по специальности;
2. При необходимости пройти обучение по обязательным и дополнительным дисциплинам;
3. Завершить основных исследований по теме диссертации;
4. Подготовить основную часть диссертации по результатам эксперимента;
5. Подготовить вторую главу диссертации;
6. Принять участие в педагогической работе кафедры (проведение семинаров, лекций, лаборатор- ных занятий);
7. Подготовить и опубликовать в журналах списка ВАК одну-две научные статьи по тематике диссертации;
8. Аттестоваться на кафедре по итогам второго года обучения.
За третий-четвертый (для очной формы) год, четвертый-пятый (для заочной формы)
год обучения аспирант должен:
1. Закончить написание диссертации;
2. Опубликовать две-три статьи по теме диссертации;
3. Участвовать в научных конференциях;
4. Пройти предзащиту на кафедре;
5. Доработать диссертацию по итогам предзащиты;
6. Участвовать в учебной работе кафедры;
7. Подготовить и сдать в Диссертационный совет диссертационную работу и необходимые доку- менты;
8. С разрешения Диссертационного совета должен быть отпечатан автореферат диссертационного исследования;
9. Разослать автореферат.
5. Методы научного исследования
Методические рекомендации
Обязательным разделом введения в автореферате и диссертации является методологическая ос- нова диссертационного исследования.
21