Файл: Модуль 1 Формирование философской мысли Тема 1 Философия, ее предмет, проблемы и функции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 3014
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Переход количественных изменений в качественные -
Закон единства и борьбы противоположностей -
Закон отрицания отрицания
48. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания:
-
Переход количественных изменений в качественные -
Отрицания отрицания -
Единство и борьба противоположностей
49. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:
-
Переход количественных изменений в качественные -
Единство и борьба противоположностей -
Отрицания отрицания
50. Законы диалектики впервые сформулировал:
-
К. Маркс -
Ф. Энгельс -
В.И. Ленин -
Г.В.Ф. Гегель
51. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:
-
Единство -
Противоречия -
Борьба -
Противоположность
52. Метафизика – это:
-
Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные -
Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматривается как претерпевающие постоянные изменения -
Взгляд, согласно которому мир подвержен изменениям слабо , но отдельные его части могут претерпевать изменения, которые не нарушают общей структуры
53. Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики:
-
Гераклит -
Гесиод -
Герадот -
Гомер
54. Отрицанием в диалектике является…
-
Отказ от преемственности в процессе развития -
Хаос и неустойчивость -
Переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния -
Абсолютизация момента преемственности в процессе развития -
Энтропия и диссипация
55. Сущность какого из законов развития мира состоит в следующем:
«каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания–снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты и структуру исходной ступени развития»?
-
Закона естественного отбора -
Закона отрицания отрицания -
Закона перехода количества в качество -
Закона единства и борьбы противоположностей -
Закона революционных изменений
56. Не является законом диалектики:
-
Переход количественных изменений в качественные -
Закон единства и борьбы противоположностей -
Закон отрицания отрицания -
Закон о взаимопереплетении причин и следствий
57. Один из основных принципов диалектики:
-
Принцип развития -
Принцип борьбы -
Принцип стабильности -
Принцип неизменности
58. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей:
-
метафизика -
диалектика -
схоластика -
синергетика
59. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга:
-
Принцип переход количественных изменений в качественные -
Принцип отрицания отрицания -
Принцип единства и борьбы противоположностей
60. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий:
-
Диалектика -
Метафизика -
Схоластика -
Синергетика
61.Элемнент философии Гегеля, который отражает следующее его высказывание: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий – критерий заблуждения»:
-
скептицизм -
рационализм -
материализм -
диалектика
62. Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:
-
объективной -
рационалистической -
материалистической -
исторической
63. Для марксистской философии характерен:
-
метафизический материализм -
субъективный идеализм -
объективный идеализм -
диалектический материализм
64. Принцип диалектики, указывающий на источник любого развития:
-
принцип единства и борьбы противоположностей -
принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений -
принцип отрицания отрицания -
принцип противоречивого единства необходимости и случайности
Тема 3. Синергетика
65. Процессы самоорганизации, протекающие в открытых системах, изучаются…
-
Детерминизмом -
Индетерменизмом -
Диалектикой -
Синергетикой -
Физикализмом
66. Коэволюция – это…
-
Процессы спонтанного упорядочивания, образования и эволюции структур в открытых системах -
Совместная и взаимосогласованная эволюция сложных структур мира -
Точка ветвления возможных путей эволюции системы -
Согласованное во времени и пространстве поведение элементов внутри системы -
Биологическая и социальная эволюция
67. Что такое энтропия?
-
Мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов -
Понятие, связанное с альтернативностью точек зрения -
Понятие, связанное с теорией относительности а. Эйнштейна -
Духовная категория идеалистической философии -
Понятие тождественное хаосу
68. Создателями синергетики являются:
-
А. Эйнштейн и Н. Бор -
П.Капица и Э. Резерфорд -
И. Пригожин и Г. Хакен -
И. Ньютон и С. Лаплас -
А. Абрикосов и Ж. Алферов
69. Теория самоорганизации сложных систем:
-
Синергетика -
Диалектика -
Метафизика -
Схоластика
70. Синергетика разработана:
-
в средневековье -
в эпоху Просвещения -
в эпоху Возрождения -
в античности -
в XVIII веке -
в XX веке
71. Случайное отклонение мгновенных значений величин от их средних значений, от состояния равновесия – это:
-
энтропия -
флуктуация -
бифуркация -
адаптация
72. Такое состояние системы, при котором положительное производство энтропии компенсируется отрицательным потоком энтропии за счет обмена с окружающей средой — этосостояние:
-
синергетическое -
стационарное -
скачкообразное
Тема 4. Основы философского понимания человека: философская антропология и психоанализ
73. Одной из стратегий существования человека в культуре, по мнению Э.Фромма, является…
-
«Быть» -
«Создавать» -
«Творить» -
«Разрушать» -
«Преображать»
74. Кто впервые обосновал идею о решающей роли бессознательного в поведении человека?
-
К. Г. Юнг -
Э. Фромм -
А. Адлер -
В. Райх -
З. Фрейд
75. Как Эрих Фромм называл специфические потребности человека, удовлетворение которых разрешают противоречия его существования?
-
Экзистенциальные потребности -
Познавательные потребности -
Биологические потребности -
Психические потребности -
Основные потребности
76. В чем Зигмунд Фрейд видел сущность бессознательного?
-
Это мысли, эмоции, человека, обусловленные его рациональностью -
Это импульсы, влечения, страсти, которые не осознаются человеком и вытекают из сущности его психики -
Это та часть психики, которая обусловлена воспитанием и культурой -
Это ощущения, восприятия, представления, обусловленные чувственным познанием -
Контроль отдельных отделов психики за мозговой деятельности
77. Согласно учению какого философа, проявлением отчуждения является
«одномерность» современного человека.
-
Г. Маркузе -
Ф. Ницше -
Н. Бердяеву -
З. Фрейду -
А. Адлеру
78. Социоцентрическую установку в определении сущности человека разделял…
-
В.С. Соловьев -
К. Маркс -
Ж. ЖРуссо -
З. Фрейд -
Э. Фромм
79. «Жить – значит наслаждаться», – считают сторонники…
-
Утилитаризма -
Гедонизма -
Прагматизма -
Аскетизма -
Материализма
80. Сторонники аскетизма проповедуют…
-
Извлечение пользы из всего -
Альтруизм во имя служения идеалам -
Отречение от мирских соблазнов -
Наслаждение жизнью -
Перерождение человека
81. Трагизм человеческой свободы с точки зрения экзистенциализма обусловлен необходимостью…
-
Самоотречения -
Выбора -
Практической деятельности -
Правового равенства -
Страдания
82. Фактор, влияющий на определение смысла жизни современного человека…
-
Религия -
Культура -
Мораль -
Интернет и телевидение -
Влияние литературы
83. Особенности механизма взаимодействия человека и природной среды определяются…
-
Социальной практикой -
Космическими факторами (солнечной активностью) -
Приоритетом окружающей природы над человеком и его деятельностью -
Спецификой различных объектов природной среды -
Географическими и климатологическими факторами
84. Как называлось философское направление, пытавшееся объяснить мир, исходя из структурной организации самого человека?
-
Философская антропология -
Феноменология -
Психоанализ -
Экзистенциализм -
Постмодернизм
85. Аксиология – это:
-
учение о ценностях -
учение о морали и нравственности -
учение о законах мышления -
учение о бытии
86. Антропология – это:
-
учение о строении человеческого организма и различиях, присутствующих внутри человечества как отдельного вида -
учение о происхождении и развитии человеческого вида -
учение о человеке
87. В структуре личности З. Фрейд выделяет:
-
Оно, Сверх–Я, Я -
Я, Оно, Сверх–Оно -
Я, Вы, Сверх–Оно -
Я, Сверх–Я, Пра–Мы
88. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.
-
Оно -
Я -
Пра–Мы -
Сверх–Я
89. К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится:
-
Эксперимент -
Анализ убеждений -
Синтез представлений -
Индукция
90. Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами:
-
З. Фрейд -
Д. Юм -
Б. Рассел
91. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:
-
Д. Юм -
К. Поппер -
Ф. Ницше -
З. Фрейд
92. Наиболее сложной формой отражения является:
-
Мышление -
Сознание -
Умозаключение -
Ощущения
93. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности:
-
Вы -
Оно -
Пра–Мы -
Она
94. Оно в психоанализе Фрейда относится к:
-
сфере сознательного -
сфере подсознательного -
сфере несознательного -
сфере бессознательного
95. Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение):
-
Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё -
Свойство материи реагировать на воздействие окружающей среды -
Свойство материи отражающее изменение вещей и процессов
96. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:
-
мозга -
деятельности -
сознания -
материи
97. Разработанный З. Фрейдом метод:
-
Психоанализ -
Психосинтез -
Психология -
Психодиагностика