Файл: Модуль 1 Формирование философской мысли Тема 1 Философия, ее предмет, проблемы и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 3014

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Переход количественных изменений в качественные

  2. Закон единства и борьбы противоположностей

  3. Закон отрицания отрицания

48. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания:

  1. Переход количественных изменений в качественные

  2. Отрицания отрицания

  3. Единство и борьба противоположностей

49. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:

  1. Переход количественных изменений в качественные

  2. Единство и борьба противоположностей

  3. Отрицания отрицания

50. Законы диалектики впервые сформулировал:

  1. К. Маркс

  2. Ф. Энгельс

  3. В.И. Ленин

  4. Г.В.Ф. Гегель

51. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:

  1. Единство

  2. Противоречия

  3. Борьба

  4. Противоположность

52. Метафизика – это:

  1. Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

  2. Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматривается как претерпевающие постоянные изменения

  3. Взгляд, согласно которому мир подвержен изменениям слабо , но отдельные его части могут претерпевать изменения, которые не нарушают общей структуры

53. Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики:

  1. Гераклит

  2. Гесиод

  3. Герадот

  4. Гомер

54. Отрицанием в диалектике является…

  1. Отказ от преемственности в процессе развития

  2. Хаос и неустойчивость

  3. Переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния

  4. Абсолютизация момента преемственности в процессе развития

  5. Энтропия и диссипация

55. Сущность какого из законов развития мира состоит в следующем:

«каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания–снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты и структуру исходной ступени развития»?

  1. Закона естественного отбора

  2. Закона отрицания отрицания

  3. Закона перехода количества в качество

  4. Закона единства и борьбы противоположностей

  5. Закона революционных изменений


56. Не является законом диалектики:

  1. Переход количественных изменений в качественные

  2. Закон единства и борьбы противоположностей

  3. Закон отрицания отрицания

  4. Закон о взаимопереплетении причин и следствий

57. Один из основных принципов диалектики:

  1. Принцип развития

  2. Принцип борьбы

  3. Принцип стабильности

  4. Принцип неизменности

58. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей:

  1. метафизика

  2. диалектика

  3. схоластика

  4. синергетика

59. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга:

  1. Принцип переход количественных изменений в качественные

  2. Принцип отрицания отрицания

  3. Принцип единства и борьбы противоположностей

60. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий:

  1. Диалектика

  2. Метафизика

  3. Схоластика

  4. Синергетика

61.Элемнент философии Гегеля, который отражает следующее его высказывание: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий – критерий заблуждения»:

  1. скептицизм

  2. рационализм

  3. материализм

  4. диалектика

62. Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:

  1. объективной

  2. рационалистической

  3. материалистической

  4. исторической

63. Для марксистской философии характерен:

  1. метафизический материализм

  2. субъективный идеализм

  3. объективный идеализм

  4. диалектический материализм

64. Принцип диалектики, указывающий на источник любого развития:

  1. принцип единства и борьбы противоположностей

  2. принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений

  3. принцип отрицания отрицания

  4. принцип противоречивого единства необходимости и случайности

Тема 3. Синергетика

65. Процессы самоорганизации, протекающие в открытых системах, изучаются…

  1. Детерминизмом

  2. Индетерменизмом

  3. Диалектикой

  4. Синергетикой

  5. Физикализмом


66. Коэволюция – это…

  1. Процессы спонтанного упорядочивания, образования и эволюции структур в открытых системах

  2. Совместная и взаимосогласованная эволюция сложных структур мира

  3. Точка ветвления возможных путей эволюции системы

  4. Согласованное во времени и пространстве поведение элементов внутри системы

  5. Биологическая и социальная эволюция

67. Что такое энтропия?

  1. Мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов

  2. Понятие, связанное с альтернативностью точек зрения

  3. Понятие, связанное с теорией относительности а. Эйнштейна

  4. Духовная категория идеалистической философии

  5. Понятие тождественное хаосу

68. Создателями синергетики являются:

  1. А. Эйнштейн и Н. Бор

  2. П.Капица и Э. Резерфорд

  3. И. Пригожин и Г. Хакен

  4. И. Ньютон и С. Лаплас

  5. А. Абрикосов и Ж. Алферов

69. Теория самоорганизации сложных систем:

  1. Синергетика

  2. Диалектика

  3. Метафизика

  4. Схоластика

70. Синергетика разработана:

  1. в средневековье

  2. в эпоху Просвещения

  3. в эпоху Возрождения

  4. в античности

  5. в XVIII веке

  6. в XX веке

71. Случайное отклонение мгновенных значений величин от их средних значений, от состояния равновесия – это:

  1. энтропия

  2. флуктуация

  3. бифуркация

  4. адаптация

72. Такое состояние системы, при котором положительное производство энтропии компенсируется отрицательным потоком энтропии за счет обмена с окружающей средой этосостояние:

  1. синергетическое

  2. стационарное

  3. скачкообразное

Тема 4. Основы философского понимания человека: философская антропология и психоанализ

73. Одной из стратегий существования человека в культуре, по мнению Э.Фромма, является…

  1. «Быть»

  2. «Создавать»

  3. «Творить»

  4. «Разрушать»

  5. «Преображать»

74. Кто впервые обосновал идею о решающей роли бессознательного в поведении человека?

  1. К. Г. Юнг

  2. Э. Фромм

  3. А. Адлер

  4. В. Райх

  5. З. Фрейд

75. Как Эрих Фромм называл специфические потребности человека, удовлетворение которых разрешают противоречия его существования?

  1. Экзистенциальные потребности

  2. Познавательные потребности

  3. Биологические потребности

  4. Психические потребности

  5. Основные потребности


76. В чем Зигмунд Фрейд видел сущность бессознательного?

  1. Это мысли, эмоции, человека, обусловленные его рациональностью

  2. Это импульсы, влечения, страсти, которые не осознаются человеком и вытекают из сущности его психики

  3. Это та часть психики, которая обусловлена воспитанием и культурой

  4. Это ощущения, восприятия, представления, обусловленные чувственным познанием

  5. Контроль отдельных отделов психики за мозговой деятельности

77. Согласно учению какого философа, проявлением отчуждения является

«одномерность» современного человека.

  1. Г. Маркузе

  2. Ф. Ницше

  3. Н. Бердяеву

  4. З. Фрейду

  5. А. Адлеру

78. Социоцентрическую установку в определении сущности человека разделял…

  1. В.С. Соловьев

  2. К. Маркс

  3. Ж. ЖРуссо

  4. З. Фрейд

  5. Э. Фромм

79. «Жить – значит наслаждаться», – считают сторонники…

  1. Утилитаризма

  2. Гедонизма

  3. Прагматизма

  4. Аскетизма

  5. Материализма

80. Сторонники аскетизма проповедуют…

  1. Извлечение пользы из всего

  2. Альтруизм во имя служения идеалам

  3. Отречение от мирских соблазнов

  4. Наслаждение жизнью

  5. Перерождение человека

81. Трагизм человеческой свободы с точки зрения экзистенциализма обусловлен необходимостью…

  1. Самоотречения

  2. Выбора

  3. Практической деятельности

  4. Правового равенства

  5. Страдания

82. Фактор, влияющий на определение смысла жизни современного человека…

  1. Религия

  2. Культура

  3. Мораль

  4. Интернет и телевидение

  5. Влияние литературы

83. Особенности механизма взаимодействия человека и природной среды определяются…

  1. Социальной практикой

  2. Космическими факторами (солнечной активностью)

  3. Приоритетом окружающей природы над человеком и его деятельностью

  4. Спецификой различных объектов природной среды

  5. Географическими и климатологическими факторами

84. Как называлось философское направление, пытавшееся объяснить мир, исходя из структурной организации самого человека?

  1. Философская антропология

  2. Феноменология

  3. Психоанализ

  4. Экзистенциализм

  5. Постмодернизм


85. Аксиология – это:

  1. учение о ценностях

  2. учение о морали и нравственности

  3. учение о законах мышления

  4. учение о бытии

86. Антропология – это:

  1. учение о строении человеческого организма и различиях, присутствующих внутри человечества как отдельного вида

  2. учение о происхождении и развитии человеческого вида

  3. учение о человеке

87. В структуре личности З. Фрейд выделяет:

  1. Оно, Сверх–Я, Я

  2. Я, Оно, Сверх–Оно

  3. Я, Вы, Сверх–Оно

  4. Я, Сверх–Я, Пра–Мы

88. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.

  1. Оно

  2. Я

  3. Пра–Мы

  4. Сверх–Я

89. К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится:

  1. Эксперимент

  2. Анализ убеждений

  3. Синтез представлений

  4. Индукция

90. Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами:

  1. З. Фрейд

  2. Д. Юм

  3. Б. Рассел

91. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:

  1. Д. Юм

  2. К. Поппер

  3. Ф. Ницше

  4. З. Фрейд

92. Наиболее сложной формой отражения является:

  1. Мышление

  2. Сознание

  3. Умозаключение

  4. Ощущения

93. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности:

  1. Вы

  2. Оно

  3. Пра–Мы

  4. Она

94. Оно в психоанализе Фрейда относится к:

  1. сфере сознательного

  2. сфере подсознательного

  3. сфере несознательного

  4. сфере бессознательного

95. Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение):

  1. Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё

  2. Свойство материи реагировать на воздействие окружающей среды

  3. Свойство материи отражающее изменение вещей и процессов

96. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:

  1. мозга

  2. деятельности

  3. сознания

  4. материи

97. Разработанный З. Фрейдом метод:

  1. Психоанализ

  2. Психосинтез

  3. Психология

  4. Психодиагностика